Организация экспериментальной деятельности в условиях ДОУ

Шаповалова Татьяна Ивановна

 

На современном этапе одной из основных задач модернизации и развития образования является задача социального развития дошкольников.

Изменение парадигмы педагогического образования, превращение его по существу в образование психолого – педагогическое означает переход к гибкому, индивидуально – ориентированному обучению, минимизирующему риски для участников образовательного процесса.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс социально – ориентированных технологий, повышающих качество и здоровьесохранные функции образовательнй среды создает благоприятные условия для всестороннего раскрытия личности дошкольников, формирование у них компетенций, необходимых для успешной социализации в современном мире.

Дошкольное образовательное учреждение  на современном этапе является одной из первых ступенек вхождения ребенка в процесс  социализации,  и задача педагогов состоит в создании необходимых условий, способствующих успешной социализации ребёнка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

С 01.09. 2009 года  в МБДОУ ЦРР – д/с №66 был открыт муниципальный локальный эксперимент по проблеме  «Разработка обеспечения деятельности Центра игровой поддержки «Тека – Дом» как обогащенной социо – предметной развивающей среды ДОУ».

Почему была выбрана эта тема?

Прежде всего потому, что возросла потребность качества образования. В ДОУ дети проводят значительную часть времени, когда происходит интенсивное развитие и становление личности, формирование новых привычек, приобретение знаний и представлений, закладываются основы физического, социально – личностно, патриотического воспитания.

Поэтому качество предметно – развивающей среды, окружающей ребенка имеет очень большое значение. По концепции С.Л. Новоселовой «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика».

Цель эксперимента заключалась в создании условий, способствующих успешной социализации детей посредством обогащенной социо-предметной развивающей среды  Центра игровой поддержки «Тека – ДОМ».

 Задачи:

- разработка технологии деятельности детей в условиях Центра игровой поддержки;

- разработка и апробация модели формирования социальной компетентности дошкольников;

- разработка показателей и критериев, позволяющих отслеживать уровень социального развития детей;

- разработка и апробация программы социального развития детей в условиях Центра игровой поддержки

- повышение коммуникативной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с детьми, родителями.

 

Центр игровой поддержки «Тека –Дом» -   одна из инновационных  моделей социального развития дошкольников, позволяющая обеспечить посредством применения современных игровых технологий индивидуальный и дифференцированный подход в решении задач социального развития дошкольников.

В соответствии с особенностями возрастного развития детей была разработана и содержательно наполнена модель предметной развивающей среды Центра игровой поддержки, объекты которой использовались в качестве основных средств социального воспитания. В ее организации мы исходили из того, что объекты окружающего мира, представленные отдельными элементами разных видов социальной культуры, являются носителями ценностей, которые не только и не столько обогащают содержательную сферу процесса социального развития, сколько способствуют становлению социокультурных ориентаций ребенка в окружающей действительности, культуротворчеству, формируют целостную картину мира, вызывают разноплановые переживания.

Материальная база Центра игровой поддержки включает следующие мини - центры:

  • Центр развивающих игр;
  • Центр двигательной активности;
  • Центр музыкального  развития;
  • Театрализованный центр;
  • Продуктивный центр;
  • Центр песочной терапии;
  • Центр психолого – педагогической поддержки
  • Библиотека для детей;
  • Фонотека;
  • Видеотека.

 

Основные задачи Центра игровой поддержки «Тека-Дом»  направлены на:

  • формирование  информационно – методического и диагностического сопровождения детей, педагогов, родителей;
  • разработку технологии деятельности детей в условиях игротеки, видео теки с целью стимулирования активности каждого ребенка, его желания действовать, общаться;
  • обучение педагогов МБДОУ, родителей способам применения игровых технологий, как в условиях ДОУ, так и семьи;
  • оказание психолого – педагогической помощи педагогам, родителям в вопросах адаптации с детьми, не посещающими ДОУ;
  • повышение коммуникативной компетентности педагогов.

По результатам инновационной деятельности за период с 2009 – 2012 год:

  • коллективом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка  - детского сада №66 г.Белгорода была разработана программа социального развития  детей, апробированная в старших и подготовительных к школе группах, которая была опубликована в методическом пособии «Социальное развитие дошкольников в условиях Центра игровой поддержки» (2011 г.);
  • обобщен и внесен в городской банк данных актуальный педагогический опыт по проблеме «Обеспечение социального развития дошкольников в условиях Центра игровой поддержки посредством использования современных игровых технологий»;
  • материалы  из опыта работы учреждения  по результатам инновационной деятельности  опубликованы в федеральных и региональных изданиях:

- журнале «Справочник руководителя ДОУ» №9, 2011 г.;

-сборнике «Дошкольное образование Белгородчины. Проблемы. Находки. Опыт», выпуск №12, 2012 г;

- сборнике по итогам региональной научно – практической конференции «Инновационная образовательная деятельность: региональный аспект», Белгород, 2012 г.

- представлены на Всероссийском семинаре «Развитие вариативных форм дошкольного образования Белгородской области как фактор повышения его доступности и качества», г. Белгород, 2011 г.,

- Дне инноватике (2010 г., 2011 г.),

 -августовской конференции (2011, 2012  г.),

- межрегиональной выставке – ярмарке «Мир. Детство. Школа» (2011         Практические материалы из опыта  работы педагогов размещены на сайте Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

Таким образом, по результатам инновационной деятельности необходимо отметить, что организация  деятельности Центра игровой поддержки  «Тека – Дом»,  подтвердила актуальность проблемы социального воспитания детей дошкольного возраста, доказала правомерность заявленной концепции, эффективность реализуемой программы и технологии; способствовала росту психолого-педагогической и социокультурной компетентности педагогов  и стимулировала проявление их  интереса к педагогической деятельности в условиях эксперимента. По результатам мониторинга выявлено, что на начала эксперимента (2009 г.) высокий уровень социального развития детей  составлял 16 %, на май 2012 года – 30 %. Количество детей с низким уровнем уменьшилось с 46% до 18%, что доказывает эффективность методов и форм работы по созданию условий для активной мотивированной деятельности самого ребенка, что является одним из факторов социального развития.

Но в то же время  позволила обозначить ряд позиций, нуждающихся в более детальном теоретическом обосновании и практической проработке; раскрыла высокий уровень заинтересованности и огромный (к сожалению – не всегда востребованный) воспитательный потенциал семьи в этом процессе.

Семья – уникальный и единственный институт социального  воспитания детей, основная функция которого направлена  на формирование системы передачи социальной информации, позволяющей ребенку воспринимать и осваивать ее с максимальной заинтересованностью. Ставя перед собой цель подготовки ребенка к безболезненному и органичному включению во взрослую жизнь, семья должна учитывать изменившиеся социальные реалии и в соответствии с этим менять воспитательную стратегию: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими возрастному развитию.

Таким образом, эффективность деятельности семьи как института воспитания детей на современном этапе  оценивается по тому, насколько успешно она готовит ребенка к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач.

По результатам мониторинга, проведенного в рамках инновационной деятельности, отмечено, что  более 50% родителей детей в  возрасте 3 – 7 лет, испытывают трудности в установлении эмоциональных контактов с детьми, 70% родителей готовы овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско – родительских отношений.

Многочисленные исследования проблемы социального развития детей в семье на современном этапе выявили следующие негативные тенденции:

- низкий уровень психолого-педагогической компетентности и социальной культуры родителей;

- недопонимание ими самоценности дошкольного детства в социально-личностном развитии;

- отсутствие субъект-субъектного взаимодействия в триаде «воспитатели – дети – родители»;

- эпизодичность в работе детского сада с семьей, отсутствие поэтапной системы взаимодействия по вопросам личностного развития дошкольников.

 

В связи с этим возникает вопрос: как и в  каких условиях организовать работу с детьми, посещающими и не посещающими  ДОУ, и их родителями, направленную  на обучение  навыкам общения с собственным ребенком.

В центре игровой поддержки  «Тека-Дом» созданы условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми, взрослыми, удовлетворение потребности в признании, завоевании личностного статуса ребенка в семье и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

Педагогический коллектив МБДОУ ЦРР – д/с №66  одним их путей решения данной проблемы в дошкольном образовательном учреждении считает организацию работы с детьми и их родителями в Центре игровой поддержки  «Тека – дом» с более активным включением в деятельность такой формы организации как  игровые тренинги, которые с 2011 по 2012 год были разработаны и частично апробированы как альтернативная форма построения взаимодействия родителей и детей в рамках консультативного пункта.