Использование ИКТ в практике логопедических занятий.

Тюрина Татьяна Олеговна

Уважаемые коллеги!
Приглашаю вас принять участие в обсуждении  темы «Использование современных информационных технологий в прктике логопедической работы».  Ваши суждения, вопросы, примеры из опыта работы для меня будут очень интересны!

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Использование современных информационных технологий в практике логопедической работы.

        Дети дошкольного возраста, имеющие различные нарушения  речи, испытывают трудности  в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, низкий уровень сформированности словаря. Занимаясь с детьми,   необходимо  максимально использовать все  известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.
    Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо- речевое развитие детей – логопатов.  Поэтому логопедические занятия нельзя представить без применения компьютерных технологий. При условии того, что эффективность коррекционного процесса достигается путем успешного сочетания компьютерных технологий с традиционными методами обучения.
 Использование компьютерных презентаций делает процесс  коррекции продуктивным и занимательным как для педагога, так и для детей. Методика способствует успешному усвоению лексико-грамматической, фонетической структур речи. Повышает уровень мотивации  детей к коррекционно-развивающим занятиям. Компьютерные презентации  можно использовать   как на индивидуальных, так и на фронтальных видах работы. В структуре логопедических занятий важное место занимает индивидуальная работа. Она осуществляется с опорой на наглядность. В настоящее время для этих целей используется картинный материал, натуральные вещи и их модели. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста, слишком рано включенного в аудио- и видео среду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности - картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.
Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения задания, а, как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему, хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.

Целью применения компьютерных технологий на логопедических занятиях было повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития  детей.

Применяя компьютерные технологии на логопедических занятиях,  решаются  следующие задачи:

  1. Формирование психологической готовности к обучению в школе
  2. Формирование способности принимать решения
  3. Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности
  4. Формирование мотивационной готовности к деятельности
  5. Развитие волевых качеств
  6. Развитие произвольной моторики пальцев рук

Логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При планировании такого занятия мы учитывали следующие правила:

  1. Продолжительность занятия на компьютере - 10 минут (5 лет ребенку), 15 минут (6-7 лет ребенку)
  2. Игра может быть включена, как часть занятия (на основном или заключительном этапе)
  3. Периодичность - 2 раза в неделю
  4. Индивидуальное дозирование нагрузки при зрительных нарушениях
  5. Противопоказания - эпилепсия
  6. Особое условие - согласие родителей на индивидуальные занятия.

. На индивидуальных занятиях рациональней всего использовать компьютерные презентации при автоматизации звуков.
Безусловные преимущества занятий - презентаций в:
•    экономии времени при подготовке к занятиям
•    отсутствии необходимости дополнительного подбора наглядного и дидактического материала
•    повышении активности детей, поддержании внимания на всех этапах занятия.

Скайп – это программа, позволяющая общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру.

Возможности данной программы огромны и мы можем их использовать в целях коррекционно-образовательной работы. Системность, как известно, один из основных принципов в работе учителя-логопеда и его нарушение зачастую приводит к частичной или полной (в зависимости от количества пропущенных занятий) потере навыков правильного  произношения или употребления поставленного звука. Постараться избежать этого можно,  используя программу Скайп. Такого рода занятия можно проводить как непосредственно с ребенком, конечно, если его физическое и эмоциональное состояние позволяют, так и с привлечением родителей.