Игры для развития звуковысотного слуха.

Никитцова Елена Владимировна

Ива – тополь.

Игра выполняется стоя. Учитель-ведущий нажимает клавишу верхнего регистра – дети принимают позу тополя. Корпус выпрямлен, голова и руки подняты вверх. Звук нижнего регистра служит сигналом к принятию позы плакучей ивы. Туловище расслаблено, слегка наклонено в сторону, голова и руки опущены.

Угадай колокольчик.

Игра может иметь несколько вариантов.
 Детям раздаются колокольчики в наборе. Водящий звонит в колокольчик за ширмой, а участники игры должны ответить ему, выбрав соответствующий колокольчик из собственного набора.
 Каждому участнику игры выдаётся один колокольчик. Водящий звонит – и ему отвечает тот игрок, у которого соответствующий звук.
 Для игры можно использовать цветные квадратики, которые вы сделали, когда играли в динамические оттенки. Определите сначала, какой цвет соответствует определённому звуку колокольчика. Затем водящий за ширмой звонит в колокольчик. Дети поднимают квадратики соответствующего цвета.

Весёлые игрушки.

В этой игре педагог даёт детям первые представления о регистрах. Средний регистр прочитывается обычным мягким голосом. Цыплёнка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигрёнка и бычка – низким, грудным. Дети пытаются изобразить звуками, как рычит тигр и мычит бычок.
Хочешь научиться пенью?
Ты, дружок, имей терпенье —
Вместе с нами голоси:
«До, ре, ми, фа, соль, ля, си».
Станешь краше и сильнее,
Здоровее, веселее!
Ты к ним прислушаться спеши!
В музыке лишь три регистра
Есть: высокий, средний, низкий.
Мой природный голосок,
Он не низок, не высок.
Я им песенки пою
Или просто говорю.
У цыпленка голос тонок,
Высоко поет цыпленок.
И тигренок не молчит —
Низким голосом рычит:
«Рррр».
А бычок мычит упрямо —
Просит молока у мамы,
Толстым голосом поет
Терпеливо маму ждет:
«Мууууу»!
Высоко щебечут птицы.
Светит солнце высоко.
Будем песни петь учиться
Быстро, весело, легко.
А игрушки нам помогут:
Будем с ними голосить —
Наши песенки учить.

Кто поёт.

Для развития у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий) педагог может использовать в первом классе игру «Кто поёт?». Задание может выполнять как один ребёнок, так и несколько детей.
Учитель рассказывает о музыкальной семье, показывает соответствующие картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сынишка – тоненьким, высоким голосом. Педагог исполняет маленькие по звучанию пьески и просит отгадать, кто поёт? Дети определяют нужную картинку.

Музыкальное лото.

На карточках нарисованы нотный стан и прикреплены кружочки-ноты. Ведущий исполняет мелодию вверх, вниз или на одном звуке, а участники выкладывают ноты-кружочки от первой линейки до пятой, от пятой до первой, на одной линейке.