ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НЕТРАЦИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДОШКОЛЬНИКА В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бельченко Ирина Николаевна

 

  Дошкольное детство – важный период в жизни человека. В этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя окружающий мир. И конечно, дети пытаются отразить его в своей деятельности : играх, рисовании, лепке, аппликации.

Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему носит преобразующий и созидательный характер. Именно поэтому она является одним из важнейших видов работы с детьми  в детском саду.

     Ребенок получает возможность отразить свои впечатления, передать фантазии, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Для того чтобы детям было интересно, необходимо использовать нетрадиционные приемы в рисовании.

   Ведь изначально каждое художество сводится к тому, что рисовать, а на чем и чем – зависит от  фантазии и воображения детей. Нестандартные решения развивают детскую душу, снимают отрицательные эмоции. Этот свободный творческий процесс позволяет вырастить творческую личность.

     Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением растущего человека.  

   Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать.

     В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, овладевая определенными навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

     Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими особенностями поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, чем  ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с детьми дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения рисунка.

  Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

  Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

  Вот несколько любимых детьми способов нетрадиционного рисования:

-рисование солью.

- кляксография.

- ниткография.

- монотипия.

- рисование на мокрой бумаге.

-метод пальцевой живописи.

- коллаж.

- рисование с секретом в три пары рук и т. д.

Если поближе познакомиться с этими способами, можно увидеть как они просты и увлекательны, например:

           Кляксография, например, заключается в  научении детей делать кляксы так, чтобы видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендую перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

        А вот поролоновые рисунки более кропотливы. Из поролона делаются разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепляются тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Теперь его можно обмакнуть в краску и рисовать методом штампов ( красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты ).  Вначале дети хаотично рисуют геометрические фигуры. А затем я прелагаю им выполнить из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

      Загадочные рисунки могут получаться и следующим образом. Берем картон размером примерно 20х20 см. И складываем пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое дети рассматривают, обводят и дорисовывают. Этот метод известен как ниткография.

   Еще один метод - монотипия - изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют  краской с помощью кисточки  или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

  Многим детям нравится рисование свечой. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение. Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.

  Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки и т.д. Необходимые материалы и инструменты: бумага для рисования, краски, ножик, овощи или фрукты.

    В художественно- творческой деятельности существуют следующие нетрадиционные материалы и средства изображения:  пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, кремов; листья деревьев, цветов и т. д. Это и занимает детей и вовлекает их в творческий процесс. Применение таких помощников в рисовании очень нравится дошколятам. Ведь так быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыпленка, и колесо, и мячик - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки от лимонада и отпечатать ее на лист. Получившийся ровный круг дополняется  ребенком. Появляются дорисованные ножки, клювик, а вот глаза - отпечаток шляпки маленького гвоздика. И цыпленок оживает.

   Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НЕТРАЦИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ  РИСОВАНИЯ  В ПРОЦЕССЕ  РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА

В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольное детство – важный период в детстве детей. В этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего окружающий его мир. Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке  и т.д.

Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Именно поэтому одним из доступных видов работы с детьми  в детском саду является изобразительная деятельность. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Для того чтобы это познание стало интересным необходимо использовать нетрадиционные приемы в рисовании. Ведь изначально каждое художество сводится к тому, что рисовать, а, на чем и чем, это фантазии и воображение детей. Нестандартные решения развивают детскую фантазию, воображение, снимают отрицательные эмоции. Этот свободный творческий процесс позволяет вырастить творческую личность. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка.  

 Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; ягель; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс.

В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. Например: кляксография, ниткография, рисование вдвоем на длиной полоске бумаги, рисование с секретом в три пары рук, точечный рисунок, поролоновые рисунки, мелками, свечой, разрисовка камешков, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое.

 Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы.  Ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

 Точечный рисунок. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

 Поролоновые рисунки. Из поролона делаются разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

 Ниткография. Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают.

Печатаем пробками.

Использование бросового материала в художественно- творческой деятельности детей, разнообразно. К большому списку доступных материалов - приспособлений для изобразительной деятельности можно отнести и пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, кремов.

Применение таких помощников в рисовании очень нравится дошколятам. Ведь так быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыпленка, и колесо, и мячик - стоит только, раскрасить верхнюю часть пробки от лимонада и отпечатать ее на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребенка. Появляются ножки, клювик дорисованные кисточкой, глаза - это отпечаток шляпки маленького гвоздика. И цыпленок оживает.

Печатаем штампами

Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки и т.д.Необходимые материалы и инструменты: бумага для рисования, краски, ножик, овощи или фрукты: морковь, картофель, свекла, яблоко, редис, репу, сладкий перец.

 Рисование свечой. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение. Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.

 Монотипия это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности.