"Образовательные технологии в ДОУ"

Михина Татьяна Михайловна

 

ДОКЛАД «ЗНАКОМСТВО С

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ  ТЕХНОЛОГИЯМИ»

(ПО КНИГЕ Г.К.СЕЛЕВКО «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»)

 

 

 

 

 

 

В российском образовании провозглашены сегодня принципы гуманизации, демократизации, развитии, вариативности, которые дают педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по своей модели, учитывающий региональные и местные условия. Процесс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска и научного освоения новых идей и технологий, использования возможностей современной дидактики и теории воспитания в повышении эффективности образовательных структур.

Появилось множество новых педагогических течений, обучающих и воспитательных систем, технологий. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.

Системы образования наиболее развитых стран мира в последние 10-20 лет перешли к новому этапу, который характеризуется изменением:

- отношения к « знаниям, умениям, навыкам» как к приоритетной цели образования; это место начинают занимать ценности мышления, творчества, компетентности личности;

 - традиционных подходов к его содержанию – переход к сообразному с современным уровнем развития общества компетентностному  подходу;

 - иерархии целей образования: интегративные цели обучения доминируют над предметными,  деятельностный подход вытесняет преподносящий;

 - образовательных ценностей и смыслов: не « вы должны  выучить и воспроизвести….», а «мы поможем вам овладеть и применить…»;

 - характера педагогических отношений: авторитаризм уступает место сотрудничеству, вдалбливание знаний «сверху» - партнерству в познании и деятельности.

Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, происходит дальнейшее развитие: предлагаются иное содержание, новые подходы, новое право, новое отношения, новое поведение.

Формируется новый педагогический менталитет:

*Формула « образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь».

*Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией.

*методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

* информационно-телекоммуникационные средства обучения и воспитания охватывают всё большее образовательное пространство.

* Личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками становится важнейшей составляющей педагогического процесса.

* В воспитании взят ориентир на общечеловеческие духовные ценности, становление нравственного облика выпускника.

* Происходит дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи средств массовой коммуникации, микро- и макросоциума.

*Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий , адекватных уровню общественного развития.

 

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий  характеризуются  переходом:

- от образования как трансляции к образованию как диалогу с культурой;

 - от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

 - от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственным действий, к компетентностным характеристикам личности;

 - от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным, профильным и индивидуализированным программам обучения;

 - от внешней мотивации учения к внутренним мотивам самосовершенствования;

 - от дисциплинарно-знаниевой и принудительно-нормативной доминанты образования к доминанте саморазвития, самостроительства и самосовершенствования ребенка.

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.

Одно из средств решения этой проблемы – технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Наиболее общая, метапредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и практически  обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных и духовных ценностей.

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

«Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – воспитание»

Н.К.Крупская

В настоящее время российская педагогическая общественность переживает период осознания самоценности детства. Система дошкольного образования имеет большое разнообразие (вариативность) программ.

Они могут быть базовыми, региональными, авторскими, комплексными, парциальными. На уровне  учреждений и программ существует большое разнообразие технологий, однако можно выделить две альтернативные технологические модели: преобладающая в практике традиционная (учебно-дисциплинарная) и обобщенная прогрессивная модель.

Современные авторские программы дошкольного воспитания:

 - Программа «Радуга» /Т.Н.Дронова, Москва/

 - Программа «Развитие» /Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко, Москва/

 - Программа « Истоки» /Л.А.Парамонова, Москва/

 - Программа « Я вхожу в мир сам»/Г.К.Селевко, Ярославль/и др.

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ

Работа с трудными является пробным камнем, на котором отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны как отдельного педагога, так и целого педагогического коллектива.

В.Мясищев

- Монтессори-педагогика

 - Кэмпхиллское движение

 - Система Глена Домана

 - Лечебная педагогика А.А.Дубровского

 - Включённое (интегрированное) образование (распространено в Европе)

 

 

 

Педагогический коллектив учебного заведения по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию новой педагогической технологии.

Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Учителем.

Положительные изменения в системе современного образования во многом будут зависеть от того, сумеют ли педагоги по-новому организовать весь учебно-воспитательный процесс, что связано в свою очередь с новым уровнем технологической компетентности, позволяющим применять весь арсенал образовательных технологий.