Сенсомоторные тренажеры

Ерофеева Ольга Николаевна
В данной статье автор предлагает использование вариативных методов и приемов, направленных на активизацию сенсомоторики, коррекцию речевых нарушений, успешную подготовку к школе детей с нарушениями речи и зрения. Описывает систему игр с использованием сенсомоторных тренажеров: разноцветный конструктор, мозаика разного размера, тактильные шарики и дощечки, разноцветные крышки и т.д. Игры с СМТ обеспечивают высокую позновательную активность детей, развивает двигательные возможности и мелкую моторику, речевую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensomotornye_trenazhery.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сенсомоторных тренажёров при  формировании речевой деятельности дошкольников.

          В настоящее время, когда меняются цели и задачи специальной психологии и педагогики, основной проблемой специалистов наряду с обеспечением социально-биологической сохранности ребёнка с трудностями в речевом и психическом развитии становятся его интеграция и адаптация в социуме. Это обусловлено тем, что заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья.

           Специалисты знают: без индивидуально-дифференцированного подхода и специальной коррекционной работы ребёнок с проблемами в развитии будет обречён на неуспех. Устранить барьеры во взаимоотношениях между детьми с отклонениями в развитии и здоровыми, входит   в  задачи   нашего   МДОУ      «Детский сад компенсирующего вида     №242»,где работают специализированные группы для таких детей.

          Основной контингент детей групп с нарушениями зрения чаще составляют дошкольники с амблиопией, косоглазием, астигматизмом. У большинства детей эти нарушения врожденные. Нарушение зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, снижает их двигательную активность, влияет на формирование общего речевого развития. Речевые нарушения у детей с амблиопией, косоглазием встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести. Известно: чем выше чувственный опыт детей с нарушениями зрения, тем богаче их словарный запас, многообразнее соотнесение слова с объектом предметного мира. Согласно Л.С. Выготскому, и зрячий, и слепой сами должны активно добывать знания из реального мира, отходя от голой словесности. Речь детей с недостатками зрения выполняет, прежде всего, компенсаторную функцию которая обеспечивает сферу чувственного познания, а пользуясь чувственным опытом и словом, ребёнок глубже познаёт явления и предметы окружающего мира.

              Готовность ребёнка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня сенсомоторного развития. Важнейшая задача сенсорного воспитания – своевременное соединение сенсорного опыта со словом. М. Монтес-сори считала, что ребёнок, как губка впитывает всё, что его окружает. Сенсомоторика (зрение, слух, осязание, обоняние) служит тем устройством, посредством которого происходит развитие человеческого разума. Необходимо только соответственно обустроить пространство, окружающее ребёнка и профессионально поддержать его. Анализ степени готовности наших выпускников к школе показал, что они имеют неравные стартовые возможности при поступлении в школу в сравнении с детьми из обычных групп. Это позволяет нам сделать вывод о том, что традиционные методы педагогического воздействия на ребёнка не приносят устойчивого результата. Мы встали перед необходимостью поиска наиболее оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии ребёнка, воспитания, обучения и социальной адаптации в соответствии с требованиями ДОУ к повышению качества коррекционно-развивающей работы. Реформа образования дала жизнь самым разным инновациям. Они послужили толчком для рождения новых форм, способов, методов, технологий обучения. В этой связи возникла необходимость внедрения вариативных методов и приёмов, направленных на активизацию сенсомоторики, коррекцию речевых нарушений, успешную подготовку к школе детей с нарушениями речи и зрения. Анализ диагностических данных детей, поступающих в группы с нарушениями зрения, показал значительное увеличение количества воспитанников, имеющих речевые проблемы, осложнённые нарушениями психического и физического развития. Значительная часть детей имеет трудности зрительного опознания. Это же отмечают ряд сотрудников МГУ (Т.В. Ахутина; Н.М. Пылаева), проводившие нейропсихологическое обследование первоклассников и старших дошкольников. Специалистам ДОУ необходимо включать в занятия регулярное многократное повторение усвоенного речевого материала, обеспечить усложнение речевых и речемыслительных заданий, повышать познавательную активность и интерес детей.

       Выбор предлагаемой нами модели – использование различных сенсомоторных тренажёров (СМТ), способствует формированию речевой деятельности в совокупности с активизацией и коррекцией сенсомоторной основы восприятия, как отправного механизма процесса познания (планирование высказывания с опорой на сенсорную доминанту; полисенсорная база фонетико-фонематических и лексико-грамматических игр).

На индивидуальных и подгрупповых занятиях нами используются разнообразные сенсомоторные тренажёры: разноцветный конструктор; мозаика разного размера; тактильные шарики и дощечки; «шумовые» коробочки; разноцветные крышки; силуэтные изображения предметов (наложенные пунктирные изображения, «зашумлённые» картинки и т.д.); «сухой бассейн»; разноцветные прищепки; пирамидки разного размера; счётные палочки; разноцветные геометрические фигуры; звуки-символы, Су-джок. Их использование позволяет варьировать игровые упражнения и игры в зависимости от поставленной на занятии цели коррекционной работы по формированию речевой деятельности. Пособия, наглядный материал с применением СМТ достаточно просты и доступны для изготовления.

          Мы провели эксперимент с двумя подгруппами детей, с одинаковыми речевыми недостатками (фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи III уровня) и зрительной патологией (амблиопия, косоглазие). Анализ стартовой диагностики показал практически равный уровень развития детей первой и второй подгруппы. С первой подгруппой детей в течение обучения на индивидуальных и подгрупповых занятиях постоянно использовались СМТ. В работе со второй подгруппой СМТ использовались периодически. Результат итоговой диагностики показал, что уровень овладения сенсомоторными навыками и компонентами речевой деятельности у детей первой подгруппы выше в среднем на 7-10 %.

Углубленно работая в этом направлении, мы сделали следующие выводы о значении игр с СМТ в развитии детей с нарушениями речи и зрения:

  1. Игры с СМТ отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению;
  2. Развивают  двигательные возможности и мелкую моторику;
  3. Формированию произвольных координированных движений пальцев рук;
  4. Обеспечению высокой познавательной активности детей
  5. Развитию творческого воображения, произвольного внимания и памяти;
  6. Созданию непринуждённой игровой атмосферы на занятиях.

          Все игры предлагаемые нами самостоятельны и имеют свои учебные задачи, не требуют длительной подготовки к ним, могут быть рекомендованы логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям. Их можно включать в любое индивидуальное или подгрупповое занятие. Разнообразный цветной материал заставляет ребёнка размышлять, обосновывать выбор решения, самостоятельно анализировать ответы, радоваться правильным. Присутствующий момент соревнований в некоторых играх придаёт особую занимательность, интерес.

СЕНСОМОТОРНЫЕ ТРЕНАЖЁРЫ.

Разноцветный конструктор.

«Звучащее слово»

    Цель: развивать и совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Оборудование: разноцветный конструктор (жёлтые длинные элементы – слоги; короткие – звуки: зелёные – согласные мягкие, синие – согласные твёрдые, красные – гласные), картинка или предмет.

*  *  *

Вариант 1

Логопед предлагает:

  1. разделить слово на слоги;
  2. выделить последовательно каждый звук слова с его характеристикой.

Дети проговаривают, анализируют звуковой состав слова, собирая при этом конструктор. Рис. 1

Вариант 2 (усложненный)

Логопед предлагает вспомнить слово или найти  предмет (картинку) с аналогичным звуко-слоговым  составом.

«Паровозик слов»

Цель: развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Оборудование: разноцветный конструктор (жёлтые длинные элементы – слоги; короткие – звуки: зелёные – согласные мягкие, синие – согласные твёрдые, красные – гласные),  несколько предметов (игрушек).

* * *

Логопед предлагает отгадать слово-предмет, который «привёз» паровозик (первый вагончик – первый слог с определённым количеством звуков – элементов конструктора; второй вагончик – второй слог и т. д.)

Дети анализируют звуко-слоговой состав загаданного слова, а потом самостоятельно находят подходящий предмет. Рис. 2

«Придумай предложение»

Цель: упражнять детей в навыках составления предложений по опорным словам, определять количество и последовательность слов в предложении.

Оборудование: собранная из элементов конструктора длинная «полоска-строчка», на которой через равномерные расстояния расположены слова – короткие элементы конструктора.

* * *

Вариант 1

Логопед предлагает придумать предложение с определёнными словами  (например: Таня, суп). Рис.3

Дети:

  1. придумывают предложение

      (Таня ест суп);

  1. ставят слова-элементы на «строчку»;
  2. проговаривают предложение, определяя последовательность и количество слов в предложении.

Логопед предлагает вставить новые слова в предложение, ответив на вопрос: « Какой суп?» (Вкусный, грибной, аппетитный и т. д.)

Дети соответственно добавляют слова-элементы конструктора на «строчку», переставляя слово «суп» на последнее место. Рис. 4

Вариант 2

Оборудование: собранная из элементов конструктора длинная «полоска-строчка», на которой через равномерные расстояния расположены слова – короткие элементы конструктора, маленький элемент конструктора, отличающийся от остальных по цвету.

* * *

Детям предлагается составить предложения с «маленькими словами» – предлогами (в, на, под, к, над и т. д.)

 Например: Мяч лежит на полу. Рис.5

Вариант 3 (обратный варианту 2)

Логопед убирает «маленькое слово» – короткий элемент конструктора, показав, таким образом, детям, что слово-предлог самостоятельно (пишется отдельно от других слов), без него предложение становится непонятным:

Мяч лежит...полу.

Разноцветные геометрические фигуры.

«Пробеги по дорожке»

Цель: автоматизация звуков в словах.

Оборудование: геометрические фигуры основных и оттеночных цветов, игровое поле с пунктирными дорожками (диагональное направление), предметные картинки с автоматизируемыми звуками.

* * *

Вариант 1

Логопед предлагает «проложить» дорожку из определённых фигурок одинакового цвета (например, из розовых кружочков) от одной картинки к другой, которая перевернута изображением вниз.

Дети вспоминают и называют на каждую положенную на дорожку фигуру слово, с автоматизируемым звуком.

 Когда дорожка выложена, логопед переворачивает картинку, и дети называют предмет, изображенный на ней.

Игру можно проводить как соревнование, кто быстрее дойдёт до своей картинки и назовёт больше слов с автоматизируемым звуком. Рис. 6.

Вариант 2

Цель: активизация словаря (номинативного, предикативного, качественного) в речи детей по заданной лексической теме.

* * *

Логопед предлагает проложить дорожку, вспомнив и назвав:

  1. все известные овощи  (например, от картинки с морковью, передвигая фишку вперёд на каждый названный любой  другой овощ). Названия овощей не должны повторяться.

Или

  1. действия, производимые в морковью – резать, выдёргивать, выкапывать, чистить и т. д.

 Или

  1. отвечая на вопрос: «Какая?» – оранжевая, сладкая, сочная, твёрдая, продолговатая и т. д.

Предметные картинки меняются в зависимости от отрабатываемого лексического материала. Рис. 7.

«Городок-городище»

Цель: упражнять детей в навыках образования слов с увеличительным и уменьшительно-ласкательным значением; развивать языковое чутьё.

Оборудование: парные геометрические фигуры большого и маленького размера, парные силуэтные изображения предметов большого и маленького размера.

* * *

Вариант 1

Логопед (показывает детям две парные геометрические фигуры: большую и маленькую). Большая фигура – это большой город, в котором живут великаны – «ГОРОДИЩЕ»,  а маленькая фигурка – это город, в котором живут лилипуты «городок». Ветер-шутник смешал предметы великанов и лилипутов, и спокойная жизнь в городах  нарушилась. Надо правильно назвать и вернуть эти  предметы (парные силуэтные изображения большого и маленького размера) их хозяевам.  

Дети берут силуэтные изображения предметов, определяют размер и кладут соответственно, на нужную геометрическую фигуру, называя предмет с увеличительным или уменьшительно-ласкательным значением. Например: морковь – у  великанов – морковища, у лилипутов – морковка (отыскивают по силуэтам предметы) и т. д. Рис. 8.

Вариант 2

Оборудование: парные геометрические фигуры основных и оттеночных цветов, силуэтные парные изображения предметов большого и маленького размера.

* * *

Перед детьми на столе (на панно, на ковре) хаотично разложены парные разноцветные геометрические фигуры и силуэтные изображения предметов больших и маленьких размеров.

Логопед объясняет, что фигуры маленького размера – это «городки» лилипутов, фигуры большого размера – «ГОРОДИЩА» великанов. В «городках» и «ГОРОДИЩАХ» одинакового цвета живут друзья, и чтобы они не ссорились им нужно подарить одинаковые предметы.

Например:

Взяв силуэтное изображение какого-либо предмета маленького размера, нужно расположить его, соответственно, в любую цветную фигуру маленького размера и назвать этот предмет с уменьшительно-ласкательным значением. Затем найти силуэтное изображение этого же предмета большого размера и расположить его в геометрическую фигуру большого размера, назвав предмет с увеличительным значением. Рис.9.

 И для варианта 1 и для варианта 2, парные силуэтные изображения предметов подбираются в зависимости от отрабатываемого лексического материала или от автоматизируемого звука.

Тактильные шарики.

«Какой? Какая?»

Цель: активизация в речи детей качественных прилагательных; развитие творческого воображения, зрительных и тактильных ощущений.

Оборудование: тактильные шарики (деревянный, стеклянный, металлический, ватный, меховой, резиновый, бумажный, пластмассовый-колючий, нитяной-шершавый).

* * *

Раннее дети уже тактильно и зрительно обследовали шарики, сравнивали их поверхности между собой, называли качества этих поверхностей.

Логопед предлагает  найти шарик, похожий на лису, ёжика и т. д., ответив на вопросы: «Какой? Какая?».

А также может предложить детям ответить на вопрос: «Какую вещь (предмет)  напоминает определённый шарик – блестящий, шершавый, мягкий, лёгкий и т. д. (например, блестящий лёд, снег; металл)  

«Опиши предмет»

Цель: учить соотносить поверхности шариков с определённым предметом, животным; активизация в речи детей качественных прилагательных;

развитие связной речи, творческого воображения.

Оборудование: тактильные шарики и предметные картинки с изображением различных животных.  

* * *

Логопед предлагает составить небольшой рассказ о любом животном, отбирая  тактильные шарики, которые напоминают внешний вид (мех, когти и т. д.), состояние (сытость, голод, игривость, дружелюбие, болезнь и т. д.)  Рис. 10.

Мозаика.

«Доберись до домика»

Цель: дифференцировать автоматизируемые звуки на слух и в произношении (по мягкости-твёрдости); развивать фонематический слух.

Оборудование:  разноцветная мозаика, домики синего и зелёного цвета, предметные картинки с автоматизируемыми мягкими и твёрдыми согласными звуками.

* * *

Детям  предлагается выложить дорожки  к домикам, которые находятся на  краю поля мозаики. В синем домике живут твёрдые согласные звуки, в зелёном – мягкие согласные звуки. Логопед предлагает детям поочерёдно брать картинки, называть их и определять наличие в названии мягкого или твёрдого автоматизируемого согласного звука. Если в слове слышится мягкий звук, то берётся зелёный элемент мозаики и кладётся к дорожке по направлению к зелёному домику; если  твёрдый звук, то кладётся синий элемент мозаики к дорожке по направлению к синему домику. Рис. 11.

«Подскажи словечко»

Цель: активизировать в речи детей словарь (качественный, номинативный, предикативный) по определённой лексической теме.

Оборудование: разноцветная мозаика, домики синего и зелёного цвета, предметные картинки по определённой лексической теме.

* * *

 Детям предлагается выложить дорожки к определённым карточкам (лежащим  на краю поля мозаики), отвечая на вопросы логопеда. Ответ на один вопрос дает право положить один элемент мозаики, постепенно продвигаясь  к  предметной картинке.

Например.

 «Какое яблоко по вкусу?»

(Сладкое, кислое, невкусное, кисло-сладкое). Рис. 12.

В зависимости от предполагаемых картинок и задаваемых вопросов активизируется определённый лексический словарь детей.