"Игра - как верный друг и помощник в работе с детьми».

Юшманова Анна Леонидовна

Учим родителей играть в речевые игры, спасобствуя становлению правильной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_sobraniya.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе

Тема: «Игра - как верный друг и помощник в работе с детьми».

Цель: Довести до сведения родителей информацию о важности речевых игр.

Задачи:

Познакомить родителей с играми на развитие фонематического слуха, на развитие лексико-грамматических категорий и развитие пространственных представлений.

Развивать умение играть самим в речевые игры и донести умение играть в данные игры с детьми, способствуя становлению правильной речи.

Вызывать положительный настрой на совместную деятельность.

Оборудование:

  1.  мультимедиа.
  2. Кроссворд.
  3. Цветные символы-квадраты.
  4. Картинки с изображением животных.
  5. «Чудесный мешочек».
  6. Листы бумаги, цветные карандаши

Вступление.

Добрый день, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Давайте же поприветствуем друг друга! Здравствуйте! Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца нашей встречи.

Сейчас, отгадав кроссворд, вы узнаете, благодаря чему можно добиться успехов в речевом развитии ребенка.

Родители отгадывают кроссворд:

1 - ИНЕЙ - тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи;

2 - Град - разновидность осадков, выпадающих из облаков;

3 - Роса́ — атмосферные осадки, образующиеся обычно ночью на поверхности земли, растениях;

4 – Туча – большое темное облако. Ключевое слово в кроссворде – игра.

 Да, с помощью игры можно добиться успехов в речевом развитии детей.

У вас на столах лежат карточки - символы с помощью которых я прошу вас ответить на мой вопрос. Знаете ли вы речевые игры? Если да - поднимите красную карточку, если нет - синюю карточку, сомневаетесь – зеленую.

Сегодня мы с вами поиграем в игры, чтобы вы их лучше запомнили и  смогли поиграть в них со своими детьми дома.

Умение сосредотачиваться на звуке, а также различать и анализировать их в словах называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель игр на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Формирование фонематического  слуха  у детей   происходит при восприятии  устной речи окружающих и, одновременно,  при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки звуков.

У наших детей одной из причин нарушения звукопроизношения является недоразвитие фонематического слуха, т.е. дети путают звуки близкие по звучанию. Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений или  подобрать слова с заданным звуком.

И начнем мы с вами играть  именно с этих игр -  на развитие фонематического слуха и слухового внимания.

  1. «Назови картинки парами». Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
  2. «Спортсмены». Предлагаем ребенку топнуть или шагнуть (подпрыгнуть), если он услышит заданный звук, например звук [У]. Взрослый предлагает звуковой ряд, а ребенок выполняет движение, услышав этот звук : А, О, М, У, И, В, У, П, Б, О, У, Э, У, Ы. 
  3. Услышь – хлопни. Взрослый произносит ряд слогов и  слов, а ребёнку с закрытыми глазами, услышав заданный звук предлагает хлопнуть в ладоши. Например, звук [Х]: пу, мох,ком, ах, бах, на, ту, хор.
  4. «Зоркий глаз». Детям предлагаем найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове. Например, найди слова со звуком [Т]: стул, стол, телефон, стекло.
  5. Назовите  второй звук в слове. Цель: учить слышать звуки в словах.
  6. Назовите первый звук в слове.
    Цель: учить слышать звуки в словах.
  7. Назовите последний звук в слове.
    Цель: учить слышать звуки в словах.
  8. Поймай звук. Цель: учить слышать слова с  заданным звуком.
    Ход игры: Предложите ребенку отгадать  одно слово, в котором  слышится заданный звук. Например:
    звук [Б] -
    бант, мука.
    звук [А] –
    Катя, окно.
    звук [Т] – каша,
    тарелка.

Звук [П] – волосы, лопата.

Звук [М] – мышка, книжка.

Теперь поговорим о том, что дети с ОНР неправильно употребляют предложно-падежные конструкции, дети с трудом самостоятельно могут придумать простое предложение, наблюдаются ошибки при употреблении падежных окончаний, приставок, предлогов, согласования различных частей речи, например, окна-окны, тетрадей – тетрадков, стулья-стулы, карандашей – карандашов, морковный  - морковенный, деревянный – деревенный, ведерко – ведрочко. По полю мчится вороной…... На солнце греется полосатый…. Мой книга на столе.

Для формирования лексико – грамматического строя речи ребенка я предлагаю вам поиграть в следующие игры:

  1. Развитие ассоциаций. Взрослый  называет слово-предмет, а дети в ответ называют слово-признак или слово-действие. Например, играем по первому кругу со  словом –кот, дети называют только слова-признаки, играя по второму кругу дети называют слова-действия.
  2. «Четвертый лишний». Цель: находить лишний предмет и давать обоснование почему.

2. «Назови семью». Цель: учить называть семью.

3. «Чей? ЧЬЯ? Чьи?». Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных.

 4. «Посчитай». Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными в роде и числе.

Физминутка «Вы, наверное, устали?»

У большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У детей возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой), в ориентирование в схеме собственного тела, в окружающем пространстве и на листе бумаги.

Преодолению пространственных нарушений и  подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры и работа карандашом с тетрадью в клеточку.

  1. Ориентировка на листе (лист белой бумаги и цветные карандаши).

-нарисуйте желтым карандашом в центре листа круг;

-нарисуйте вверху справа овал синим карандашом;

-нарисуйте вверху слева зеленым карандашом квадрат;

-нарисуйте снизу три треугольника красным карандашом.

Если мы работаем по картинке, задаем вопросы такого типа: «Где на рисунке солнце?» (В верхнем правом углу) или «В какой руке девочка держит шарик?» (В правой). «Где находится песочница?» (В нижнем правом углу).

  1. Сверху, снизу, справа, слева. Цель: ориентироваться в пространстве.
  2. «Предлоги». Цель: учить правильно, употреблять данные предлоги.

Назовите, где находятся коты на этой картинке.

  1. «Чудесный мешочек». Цель: определять на ощупь предмет, называть его, придумывать предложение с данным предметом.

Давайте завяжем или закроем крепко глаза  и каждый определит на ощупь предмет в мешочке, только потом его назовёт и составит предложение с этим предметом

  1. «Исправь ошибки Незнайки». Цель: учить слышать и исправлять данные ошибки.

Учим выполнять графические диктанты.

Графический диктант — это воспроизведение рисунка ребёнком под диктовку взрослого. Выполняется он на листе бумаги в клетку. В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.

Все эти игры помогут вам и вашим детям в речевом развитии.

А теперь попрошу вас еще раз ответить на вопрос, который я задавала в начале нашей встречи. Помогла ли вам данная консультация расширить свои знания о речевых играх? (если да- то поднимите красную карточку, если нет – синюю карточку, если затрудняюсь – зеленую карточку). Спасибо.

 Помните, что хорошие результаты достигаются долгой и упорной работой. Успехов вам и вашим детям!