ум ребёнка находится на кончиках пальцев

Уваровская Светлана Николаевна

 

Специальными исследованиями в Институте физиологии детей и подростков РАМН установлено: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. К четырем годам "зрелый" ребенок должен уметь напрягать по желанию одну руку, оставляя другую свободной. По-научному это называется дифференцированно управлять напряжением и расслаблением.

 

Но если у малыша проблемы с речью (задержка психомоторного развития), общее напряжение остается на долгие годы, что мешает учиться, гибко мыслить, переключать внимание. А замечали, как у 4-6-летних детей напрягаются пальчики, когда трудно выговорить слово: сжимаются в кулачки или, наоборот, вытягиваются веером? Развивать моторику пальцев, а значит - улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь по силам всем родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um_na_konchikah_palcev.docx129.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Ум на кончиках пальцев»

Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев»

принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому.

Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов,  складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем раньше он начинает говорить.

Что родители знают о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются, чтобы пощупать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и все чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит за всеми этими действиями?

В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребенок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и... умнеет.

Поэтому чем больше внимания вы уделяете кистям малыша (поглаживаете и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их), тем активнее у него развиваются мозг и речь. Ведь ум ребенка сейчас сосредоточен именно на кончиках пальцев!

Не верите? Тогда – немного науки...

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой? Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Поэтому годовалому крохе очень полезно играть со взрослыми в веселые и забавные пальчиковые игры. Сначала, напевая песенку, мама сама будет поглаживать, и загибать пальчики малыша. Очень скоро он уловит связь между словами и жестами, а чуть позже, услышав знакомые фразы или мотив, сам научится повторять за мамой определенные движения.

Надо сказать, что пальчиковые игры-потешки всегда были любимы детьми.

Игры и упражнения-забавы научат детей копировать движения пальцев взрослых, а также повторять и запоминать слова, обыгрывающие эти действия. Дошколятам они помогут совладать со своими не всегда послушными пальчиками, развить координацию и точность движений рук, а значит, подготовиться к предстоящему обучению письму. Попутно ребенок будет с удовольствием отгадывать загадки, запоминать простые стишки и повторять их, показывая соответствующие фигурки, сложенные из пальчиков.

Таким образом, играя со взрослыми в пальчиковые игры, дети любого возраста впитывают новые представления об окружающем их мире, знакомятся с русским фольклором и, конечно же, расширяют свой словарный запас.

Надо помнить, что руки и пальцы – это еще и замечательная игрушка. Комплексы пальчиковых упражнений, помогут даже детям младшего школьного возраста: отдохнуть во время выполнения трудоемких заданий на уроке или дома, на переменке поиграть с друзьями в веселые игры. Иначе говоря, дети смогут провести «физминутку» для рук, не вставая из-за письменного стола. Кроме того, пальчиковые игры выручат в пути, чтобы дорога казалась короче, и во время вынужденного ожидания – тогда очередь в детской поликлинике вы вообще не заметите.

Продолжая разговор о пользе пальчиковых игр, нужно заметить, что они не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ваш ребенок наверняка начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков.

Источник: Новиковская О.А.Ум на кончиках пальцев:

маленькие подсказки для родителей.