Речевые игры: что это такое и как в них играть?

Ковалёва Светлана Борисовна

Речевыми играми могут быть какие - либо стихи про кого - то или про что-то ( мишка косолапый по лесу идёт ....) читает стихотворение и имитирует движение. Это вызывает у  детей младшего дошкольного возраста интерес к художественному слову и побуждаеет его проговаривать слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry.doc19.71 КБ

Предварительный просмотр:

        Речевые игры: что это такое и как в них играть

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в  разное время и в  разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.

Я предлагаю вам — мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.

Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.

Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты- баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.

А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его

фантазию, воображение, пластику движений, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

Выступая в самых разных ролях, — бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, — ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом — играть.

Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке — текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике — грубоватым голосом; о мышонке — тоненько, высоким голоском; о бычке — низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и... читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!

                                                                                                                                                               

«Игры для развития речи и мышления дошкольников».

(рекомендации  для родителей).

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому что «детей там учат». В общее это верно, но ведь малышам так  хорошо дома!

И для него, и для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый  и главный вопрос для мамы – чему учить!

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих.

Совсем другую реакцию вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру: «Поживаю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить предложения. Восполнить пробел  помогут описания («Какая собачка»? «Какой автобус?») Ваша цель – приохотить «ученика» говорить много и правильно.

-Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справиться, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедиться в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отношение.

-Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему»? (Задавая такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож цветок, коряга, ветка?») Отвечаете сами, но слушаете внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такие непосредственные творческие восприятия!

-Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в детских книжках.

Например: Орел на горе, перо на орле.

Около кола – колокола.

Предложите ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, громко, тихо)?

Например: Милая моя, ты не спишь?

Вы, ели на завтрак мороженое?

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Поиграйте со своими малышами, доставьте ему радость!

Многие игры имеют комбинированный характер, что  выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Поиграйте со своими малышами, доставьте ему радость!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16»

Консультация для родителей

«Игры для развития речи и мышления дошкольников».

                                                                                                         Подготовила: Ковалёва С.Б.,

                                                                                              Учитель - логопед

г.Зима

2011г.