Методика формирования временных представлений у дошкольников с ЗПР

Бондаренко Анастасия Ивановна

 

Согласно программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой формирование представлений о времени начинается со второй младшей группы ( от 3 до 4 лет). В этом возрасте формируют представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь.

В средней группе (от 4 до 5 лет) расширяются представления детей о частях суток, их последовательности. Объясняются понятия слов вчера, сегодня, завтра.

В старшей группе ( от5 до 6 лет) необходимо учить последовательно называть дни недели (какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра). Дается представление о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки. В этом возрасте развивают чувство времени – длительность временных интервалов (1, 3 минуты).  В подготовительной к школе группе закрепляются представления о последовательности дней недели, учить названия месяцев года, развивать чувство временных интервалов. [Программа воспитания и обучения в детском саду, 2010]. 

При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток, их последовательность, Т.Д. Рихтерман отмечены следующие особенности: 1) Неравномерность в овладениями последовательности частей суток; 2) Выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослым, связаны с характерными видами деятельности и имеют характерные признаки; 3) соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности; 4) определение последовательности частей суток, как правило, начиная с утра.

Т.И. Тарабарина в пособии «Детям о времени» предлагает следующий материал для закрепления названий частей суток и их последовательности: тематические картинки, на которых изображены контрастные части суток (утро-вечер, день-ночь). Рекомендуется использовать различные стихи с употреблением частей суток ( Маршак, Есенин, Барто, Фет и др.) Также Т.И. Тарабарина советует употреблять названия частей суток, совершая прогулки и экскурсии с детьми, где обращают внимание на положение солнца, цвет неба, действия людей.

Для закрепления времени суток Т.Д. Рихтерман предлагает использовать цветные знаки. К каждой картинке о времени суток прикрепляется соответствующий по цвету квадратик: утро – голубой, день – желтый, вечер – серый, ночь – черный. По ее мнению, цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспримут его в качестве носителя определенной информации. Используя подобный картинки детям легче формировать знания о последовательности частей суток.

Так как представления о временах года и их признаках формируются и закрепляются не только на занятиях математики, но и на занятиях по развитию речи, Н.В. Нищева в серии «Круглый год» описывает методику обучения рассказыванию по картине. Серия включает 9 демонстрационных картин, изображающих различные времена года. На картинках показаны характерные признаки времен года, занятия детей в то или иное время года, особенности сезонной одежды и т.д.

Н.В. Нищева обращает внимание на то, что при обучении дошкольников рассказыванию по картине используются разнообразные приемы: вопросы педагога и детей, беседа, образец рассказа, частичный образец, разбор образца рассказа, план рассказа, воспроизведение плана детьми, коллективное составление рассказа и т.п.  [ Круглый год. Серия демонстрационных картин по обучению дошкольников рассказыванию, 2004].

Формирование временных представлений основано на наглядности, поэтому в работе используется большое количество картин, дидактических игр, направленных на развитие чувства времени, формирование представлений о временах года, частях суток, дней недели.

Таким образом, одной из самых сложных областей знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, являются математическими, так как они достаточно отвлеченны и оперирование ими требует выполнения сложных умственных действий. У детей с задержкой психического развития имеются нарушения познавательной деятельности, которые затрудняют овладение ими математическими знаниями и умениями, в частности, восприятие и ориентировка во времени.

В принципе, овладение элементарными временными представлениями детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития оказывается вполне возможным.

Учитель-дефектолог Бондаренко Анастасия Ивановна