Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР

Бондаренко Анастасия Ивановна

 

 

Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе для детей с ЗПР. Возраст детей – 5 – 6 лет (старшая группа). В группе 15 детей.

В начале работы мной была разработана таблица анализа сформированности временных представлений детей, куда после обследования были занесены результаты. Обследование предполагалось провести в начале учебного года, в середине и в конце.

При формировании временных представлений необходимо использовать очень много наглядного материала, т.к. мышление у детей с ЗПР в основном наглядно-образное, и чтобы в полной мере показать погодные явления, связанные с временами года, необходимо наглядно увидеть.

Так же проводились занятия-экскурсии (экскурсия в зимний парк, экскурсия в осенний парк).

Проводились комплексные занятия с участием музыкального руководителя, психолога, дефектолога («Праздник осени», «Весенняя капель»).

Так же дети регулярно смотрят мультфильмы в соответствии с лексической темой (например, тема «Золотая осень». Дети смотрят мультфильмы по рассказам В. Сутеева «Мешок яблок» и др.).

Поскольку дети с ЗПР часто не дифференцируют понятия «времени года», «частей суток», «дня недели» (например, на вопрос «Какой сегодня день недели?», дети отвечают: «Осень!»), необходимо научить различать эти понятия.  В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены времен года, дня и ночи.

    Методическая система работы по формированию временных представлений в группе оказала  влияние не только на развитие элементарных математических представлений, но и развитие элементов их познавательной деятельности. Занятия с детьми строились на наглядно-практической основе с использованием всех трех групп методов: словесных, наглядных и практических. Вся работа по формированию временных представлений проводилась последовательно и взаимосвязано с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка. Формирование временных представлений  проводилось в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях с опорой на различные системы анализаторов ( зрительный, слуховой, речедвигательный и т.д.). кроме названных наглядных пособий использовали фланелеграф, наборное полотно, геометрический материал, магнитную доску, словом, все то, что так или иначе целесообразно было применить при формировании временных представлений.

Все полученные знания, умения и навыки закреплялись на занятиях воспитателей по рисованию, лепке, ручному труду, а так же на музыкальных занятиях.

В начале года была разработана таблица по распределению программного материала на учебный год по формированию временных представлений, в соответствии с которой составлялся план коррекционно-воспитательной работы дефектолога.

Время проведения

Содержание

Сентябрь

Время года – осень (признаки). Название текущего дня недели. Часть суток – утро.

Октябрь

Время года – лето, осень (признаки ранней осень, отличие от лета). Понятия «раньше – позже», «до – после». Название текущего дня недели, а так же последующего дня недели.

Экскурсия в осенний парк.

Ноябрь

Время года – осень, зима. Признаки поздней осени. Дифференциация поздней и ранней осени. Время суток – утро-день, действия к ним. Дни недели – текущий, предыдущий, последующий.

Декабрь

Время года – осень – зима (последовательность, понятия «раньше - позже, до – после»). Части суток - утро – вечер; день – ночь. Названия дней недели.

Январь

Времена года – выстраивание последовательности – лето – осень – зима в прямом и обратном порядке. Последовательность дней недели, выходные и будние дни. Части суток.

Февраль

Времена года – закрепление признаков осени, зимы, лета; составление рассказов о любимом времени года; рисование времен года. Дни недели в прямой и обратной последовательности. Экскурсия в зимний парк.

Март

Установление последовательности частей суток. Рассказ о своем дне. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Апрель

Время года – весна (признаки ранней весны). Закрепление понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Части суток и действия к ним. Дни недели.

Май

Время года – весна – лето (признаки ранней и поздней весны, признаки лета). Прямая и обратная последовательность времен года. Прямая и обратная последовательность дней недели.

  Учитель-дефектолог Бондаренко Анастасия Ивановна