Разное

Торжу Долаана Ортун-ооловна

Стихи, загадки, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_stihi.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки

Ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка)

Всех жучков она милей,

Платье красное на ней.

На платье - кружочки,

Черненькие точки.

 (божья коровка)

Прыгает пружинка -

Зеленая спинка. (кузнечик)

Имя взял у кузнеца,

Цвет у огурца,

Крылья - у мошки,

Ножки - у блошки. (кузнечик)

Сок с цветочков собирает,

В мед душистый превращает.

(пчела)

На дорожку вышли рожки.

- Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко –

Рожки спрятались опять. (улитка)

По земле ползет шнурок,

У него ни рук, ни ног.

 (червяк)

Погляди на молодцов,

Веселы они и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Без работы, хоть убей,

Жить не может…(муравей)

Ходил рогуля на шести ходулях.

Зажужжал рогуля, полетел как пуля.

 (жук)

Многорукий царь Гордей

Наплел ловушек да сетей.

Как расставит он ловушки,

Прошипит: «Ловитесь, мушки!». (паук)

Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает.

 (крот)

Серенька зверушка,

Кругленькие ушки.

В норку убежит,

Лису обхитрит. (мышь)

Умной птица та слывет.

На лугу она живет.

И зимой, и летом

Встретишь птицу эту.

 (тетерев)

Мы без устали летаем,

Нектар цветочный собираем

Немного времени пройдет –

И приготовим вкусный мед. (пчелы)

                  В белой шапке стоит дед.

Если дунешь – шапки нет! (одуванчик)

Глазок золотой на солнце глядит.

Как солнце нахмурится –

Глазок прищурится. (одуванчик)

Прячет цветок

Сладкий медок,

И в названье мед таится.

Узнаете? (медуница)

Он и мачеха, и мать.

Как цветочек этот звать? (мать и мачеха)

Шарик розовый, пушистый

Дарит пчелам мед душистый. (клевер)

Стоит летом золотая,

Сладким медом налитая.(липа)

Длинноногие сестрицы

Вышли в поле на лужок.

Словно снег у них ресницы

И, как солнышко, глазок. (ромашка)

Стебелек у дорожки украшает сережка,

На земле лежат листки –

Небольшие лопушки. (подорожник)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит!

Эту зелень ты не тронь:

Жжется больно, как огонь! (крапива)

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (елка)

     

Угадайте, что за птица:

Света белого боится

Клюв крючком,

Глаза – пятачком

Ушастая голова

Как зовут ее? (сова)

«Вот она по веткам скачет

Промелькнула под кустом

Точно бойкий рыжий мячик

С пышной шерстью и хвостом. (белка)

«В белой шубке он зимой

В серой шубке летом

Это что за зверь такой?

Не спиши с ответом» (заяц)

«Под соснами,под елками

Лежит мешок с иголками» (еж)

Кто зимой холодной-

В лесу ходит злой, голодный.(волк)

У него есть хобот,бивни

Всех сильнее джунглях он

И ни засухи, ни ливни

Не страшны ему, он…(слон)

По лесу ходит,

На своей голове дерево носит.(лось)

Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в лесу малину с веток рвет

Кто душистый любит мед.(медведь)

У кого из зверей

Хвост пушистей и длинней (лиса)

«С бородою, а не мужик

С рогами, а не бык» (козел)

Вместо хвостика крючок,

Вместо носа пятачок

Пятачок дырявый

А крючок вертлявый.(свинья)

С хозяином дружит

Дом сторожит

Живет под крылечком

А хвост колечком. (собака)

«Кто с усами родится» (кот)

«Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу? (овца,баран)

Лохматенькая,усатенькая

Ляжет –песенку поет. (кошка)

Крылья с узорами, сапоги со шпорами

Раньше всех встает, на весь двор орет.(петух)

Сер,да не волк

Длинноух, а не заяц,

С копытами, да не лошадь.(осел)

Стихи

В детском садике своем

Интересно мы живем.

Мы с друзьями не скучаем,

Мы природу изучаем.

Гладкий, чистый ствол у клена.

Раскудрявый клен, зеленый

Листья – лапы распустил,

Нас с тобой приворожил.

Письмами летят крылатки

На дорожки и площадки.

И не знает почтальон,

Для кого их пишет клен.

Лес мой – сказочное царство.

Там кругом растут лекарства.

Там микстуры и таблетки

В каждой травке, в каждой ветке.

Все целебные растения

Знаю я без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения.

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер – кашка,

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ как елка.

На лужайке у дорожки,

Что ведет нас прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке,

Белый желтеньким глазком.

Я его сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь.

А с цветка пчела слетела

И жужжит: «Не тронь, не тронь!»

Богатырь в лесу растет.

Много лет он проживет.

Украшает лес родной

Он своею красотой.

Дует, дует ветерок,

Дует, задувает.

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки

Кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо к нам под ножки.

Игра с мячом для детей

Педагог поочередно бросает детям мяч и называет животных. Дети возвращают мяч, отвечая на вопрос «где живет».

Муравей – в муравейнике,

Птица – в гнезде,

Медведь – в берлоге,

Акула – в море,

Пчела – в улье,

Белка – в дупле,

Волк – в логове,

Собака – в конуре,

Щука – в реке,

Конь – в конюшне.

Педагог поочередно бросает детям мяч и называет животных. Дети возвращают мяч, отвечая на вопрос «как голос подает»

Воробей – чирикает,

Лев – рычит,

Рыба – молчит,

Сорока – трещит.

Гусь – гогочет,

Жук – жужжит,

Еж – фыркает,

Голубь – воркует,

Слон – трубит.

Игра «лесные загадки»

Дети встают в шеренгу и поочередно отвечают на вопросы например:

Какие деревья в лесу растут?

Какое дерево в лесу круглый год зеленый?

От какого гриба мухи гибнут?

Какие звери живут в лесу7 и т.п.

Ребенок ответивший на вопрос делает шаг вперед. Игра продолжается, пока все дети не сделают по три шага.

Разминки

Разминка «Березка»

Березки в белых сарафанах

Веселый хоровод встают. (дети идут по кругу)

Шуршат листочками тихонько (потряхивают кистями рук)

Щшшш                                                                               И в гости птиц к себе зовут. (поднимают руки вверх)

А ласковый веселый ветер

Их ветки гладит по утрам. (поочередно поглаживают руки)

Над ними солнце ярко светит (вытягивают руки перед собой ладонями вверх)

Дарю тепло и им, и нам. (опускают руки).

Деревья и кусты проснулись,

Ветвями к солнцу потянулись.

Над лужайкой бабочки

Легкие порхают.

И цветы душистые

Пчелы опыляют.

Мы шагаем по тропинке

И не рвем, не мнем травинки

Экологическая разминка

Творческие задания воспитателям. Практично – моделирующий этап.

  На данном этапе слово по очереди предлагаю каждой паре педагогов. За их выступлениями внимательно следит экспертная группа и оценивает выступление коллег. Если педагогами могут быть предложены письменные варианты ответов на порученные задания, то экспертная группа принимает их для дальнейшего обсуждения или составления программы мер по совершенствованию экологического воспитания детей.

1-й паре педагогов. Как вы понимаете термин «экология»? Каково значение этого слова?

      Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом, «логос» - наука, т.е экология в широком  смысле этого слова – наука о доме, в которой мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

 Как по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста? Сформулируйте свою цель из приведенных вариантов:

*Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.

* Цель экологического воспитания дошкольников – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.

* Цель экологического воспитания дошкольников – формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

* Цель экологического воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.

*Цель экологического воспитания дошкольника – познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

2-й паре педагогов. Пожалуйста закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

 На ком, по вашему мнению лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей – на педагоге – экологе, который проводит занятия по экологии, или на воспитателе, который не ограничиваясь занятиями, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей?

3-й паре педагогов. Как вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения детьми экологических знаний?

4-й паре педагогов. Попробуйте расставить по значимости принципы создания экологической комнаты в ДОУ ( на первое место поставьте самое актуальное, на ваш взгляд, положение):

* Наличие как можно большего числа видов растений и животных.

* Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины)

* Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода.

* Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых).

* Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы.

* Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.

* Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

5-й паре педагогов. Для бесед с детьми можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующий перечень вопросов:

* Назови и покажи деревья и кусты, растущие на улице, на участке.

* Назови и покажи части деревьев.

* Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.

* Как и откуда дерево получает питательные вещества?

* Зачем дереву ствол, ветки, листья?

* Чем дерево отличается от кустарника?

* Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

* Как человек помогает деревьям и кустарникам?

* Для каких обитателей живого мира дерево является их домом?

Как вы считаете, достаточно ли полным является этот перечень вопросов? Что бы вы добавили или, наоборот, исключили?

(Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по темам «Овощи фрукты и ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года».)

6-й паре педагогов. Попробуйте сформулировать для детей:

* Правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями.

* Правила безопасного поведения в природе.

* Правила безопасности при проведении опытов с природными объектами.

* Правила безопасности игры в природе.

1-й паре педагогов. Как вы понимаете термин «экология»? Каково значение этого слова?

Как по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста? Сформулируйте свою цель из приведенных вариантов:

*Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.

* Цель экологического воспитания дошкольников – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.

* Цель экологического воспитания дошкольников – формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

* Цель экологического воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.

*Цель экологического воспитания дошкольника – познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Работа с карточками

2-й паре педагогов. Пожалуйста закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

 На ком, по вашему мнению лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей –

3-й паре педагогов. Как вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения детьми экологических знаний?

4-й паре педагогов. Попробуйте расставить по значимости принципы создания экологической комнаты в ДОУ ( на первое место поставьте самое актуальное, на ваш взгляд, положение):

5-й паре педагогов. Для бесед с детьми можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующий перечень вопросов:

6-й паре педагогов. Попробуйте сформулировать для детей:

* Правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями.

* Правила безопасного поведения в природе.

* Правила безопасности при проведении опытов с природными объектами.

* Правила безопасности игры в природе.

Практично-игровой этап.

   На втором этапе проводится деловая игра, которая состоит из трех частей. Каждый ее этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители игры (с учетом первого этапа). В игре участвуют педагоги по парам, т.е оценивается ответ сразу двух человек (команды из двух человек).

1- я часть. Разминка. Вопросы задают каждой паре по очереди:

*Что означает термин «экология»?

Ответ: Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом, «логос» - наука, т.е экология в широком  смысле этого слова – наука о доме, в которой мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

*Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашей стране (родном городе, районе)?

*В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему, на ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

*Каково влияние экологии на здоровье детей?

*В чем вы видите причины небрежного,  порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берету вину на себя как воспитатель?

*Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

*В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?

*Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в вашем ДОУ?

*Перечислите известные пословицы и поговорки о природе.

*Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.

*Вспомните и прочтите наизусть стихи о природе (каждый из пары воспитателей)

Музыкальная пауза и подведение итогов разминки)

2 - я часть. Решение педагогических ситуаций:

Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть от нескольких пар на каждую ситуацию, но с позиции именно этих людей. Эксперты оценивают более рациональное решение:

1.На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать крылья бабочке крылышки?» Тот немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

   Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

   - Почему ты меня не слушаешь? –спросила Ира и вырвала руку.

   - Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

   Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

    Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями ( с детьми)?

3 – я часть. Экспресс – вопросы. Вопросы быстро задаются по очереди каждой паре, ответы должны быть также моментальными и краткими:

  1. Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
  2. Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?
  3. Почему в зимний день на окнах появляются узоры?
  4. Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?
  5. Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?
  6. Как летом без барометра можно узнать о приближении ненастья?
  7. Почему опадают листья?
  8. Дым столбом какую погоду предвещает?
  9. Лягушки расскакались к чему?
  10. Зачем белке длинный и пушистый хвост?

Подведение итогов игры. Эксперты называют оценки каждой микро группы за первую часть и за вторую (игровую) часть отдельно. Затем подводится общий итог и проводится награждение наиболее отличившихся пар – микрогрупп из двух человек.

Пословицы и поговорки

*Без труда не вынешь рыбку из пруда.

                                      *Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.

*За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

*Знает кошка, чье мясо съела.

        Стихи

В детском садике своем        

Интересно мы живем.

Мы с друзьями не скучаем,

Мы природу изучаем.

Весна, весна красная

Пришла весна ясная!

Птицы громко поют,

Долго спать не дают!

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой-

Как хорош ты, лист цветной!

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек – пташка,

серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей!

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

-Мы выжили!

-Мы выжили! Привяжу я козлика

К белой березке.

Привяжу рогатого

 К белой березке:

Стой, мой козлик, стой, не бодайся.

 Белая березка, стой не качайся.

Барабан

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идет отряд.

Идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит

Полтора часа

Подряд!

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан

Уже дырявый!

Лошадка

Люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Бычок

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Самолет

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

 Кот кататься не привык-

Опрокинул грузовик.

                                                     

                                                 Зайка

Зайку бросила хозяйка-

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до  ниточки промок.

Козленок

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду-

Я в траве  его найду.

Кораблик

Матросская шапка,

Веревка в реке,

Тяну я кораблик

 По быстрой реке,

 И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

-Прокати, капитан!

Слон

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только лон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Солнечный зайчик

Скачут  побегайчики-

Солнечные зайчики.

Мы зовем их –

            Не идут.

Были тут-

           И нет их тут.

Прыг, прыг

           По углам.

Были там-

           И нет их там.  

Где же зайчики?

           Ушли.

Вы нигде их не нашли?

Котик и козлик

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит;

И лапочкой котик

Помадит свой ротик;

А козлик седою

Трясет бородою.

Кошка

Как у нашего кота

 Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

 

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Большие ноги

Шли по дороге:

То-оп, то-оп, то-оп!

Маленькие ножки

 Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

И наутро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес-что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дня коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом.

В снежном доме будет

Резвая игра…

Пальчики застудят,-

По домам пора!

Посмотрите! Дед Мороз

Нам подарочки привез!

Он под елочкой стоит, ничего не говорит,

Только улыбается! Видно

Праздник нравится!

Елочка зеленая

В гости к нам пришла

Елочка нарядная

Радость принесла!

Возле чудо-елочки

Водим хоровод.

Вместе с нашей елочкой

Встретим Новый год!

В хороводе пестром нашем

Мы споем и дружно спляшем!

Шире круг! Шире круг!

В хороводе хватит рук!

Елка наряжается,

Праздник приближается.

Новый год у ворот-

Ребятишек елка ждет.

Много снега привалило.

Не проехать, не пройти мне.

Ой, морозище-мороз,

Ты детишек (Аю, Дарью) не морозь!

В центре зала елка встала,

Елка плакала сначала,

Елка лапки обогрела

Распушилась, заблестела!

И, вздохнув свободней,

Стала-новогодней!

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли,

Дед Мороз огни зажег

На высокой елке.

Наверху- звезда,

Бусы в два ряда!

Пусть не гаснет елка,

Пусть горит всегда!

                                                                                                 Елочка.

Кто нам елочку принес?

Добрый Дедушка Мороз,

Да-да-да-да-да-да-да,

Добрый дедушка Мороз.

А на елочке шары

Золотые огоньки

Да-да-да-да-да-да-да,

Золотые огоньки.

Ты нас елка не коли,

Ты иголки убери,

Да-да-да-да-да-да-да,

Ты иголки убери.

     Новогодний хоровод

Новый год, новый год,

Соберет нас в хоровод.

Ручками похлопать,

Ножками потопать.

Новый год, новый год,

Нам Мороза приведет