Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы).

Нецветаева Екатерина Юрьевна

 

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим

 средством воспитания. Весь процесс воспитания детей

 в детском саду может и должен быть организован так,

чтобы они научились понимать пользу и необходимость

 труда…Относиться к работе с любовью, видеть в ней

радость – необходимое условие для проявления творчества

 личности и ее талантов.

А.С.Макаренко

 

Известно, что у каждого дошкольника появляется потребность в деятельности. Это является предпосылкой для воспитания личности, для формирования у него высоконравственных качеств. Все виды деятельности, в которые вступает ребенок (бытовая, игровая, познавательная, исследовательская, трудовая, коммуникативная), выполняют важную функцию в формировании личности.

Серьезное внимание при организации детской деятельности мы уделяем трудовой деятельности детей в природе.

 Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

Разнообразный труд в природе доставляет детям не только много радости, но и способствует их всестороннему развитию.  Труд в природе выполняет следующие задачи:

  1. Познавательное развитие: дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных и птицах, их внешнем виде, строении, потребностях, способах передвижения, образе жизни, повадках, о способе ухода; учатся устанавливать взаимосвязь между средой обитания живого, его образом жизни, и  качеством развития.
  2. Приобретаются интеллектуальные умения: планирование работы, подборка материалов и инструментов, учатся намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты.
  3. По мнению П.Г.Саморуковой, труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного развития – ребята учатся при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов.
  4. Приобретаются практические навыки: навыки ухода за растениями и животными.
  5. Труд создает благоприятные условия для физического развития детей, т.к. в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
  6. Решаются воспитательные задачи: воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, интерес к труду, трудолюбие, наблюдательность и любознательность, пытливость, развивается интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда; в коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Наши воспитанники, это дети 4-5 лет (средняя группа). В этом возрасте они становятся все более самостоятельными в связи с приобретением новых навыков. Охотно выполняют любые трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы  преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. Начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

Всю трудовую деятельность детей организуем в соответствии с новыми Федеральными Государственными Требованиями:  делаем акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учитываем полоролевые особенности детей при организации педагогического процесса.

А также всю трудовую деятельность детей стараемся организовать в соответствии педагогическим и гигиеническим требованиям. Перед началом работы стараемся создать положительный эмоциональный настрой у детей, обязательно ставится цель посредством сюрпризных моментов или  постановки проблемных ситуаций. Например, перед посадкой «огорода на окне», в группу вносится большая корзина с овощами; перед посадкой лука в гости приходит Неболейка. Трудовая деятельность носит непрерывный характер, в процесс стареемся вовлечь каждого ребенка. При всяком виде труда соблюдаем охрану здоровья детей: не перегреваем, вовремя заканчиваем работу, следим, чтобы дети не поранили друг друга лопатами, граблями.

Важную роль для организации трудовой деятельности в природе имеет правильно созданное развивающее пространство, как в группе, так и на территории детского сада.

В нашей группе организован трудовой центр, в состав которого входит уголок природы, трудовой инвентарь, картотеки, уголок дежурства. В уголке природы располагаются комнатные растения, за которыми дети осуществляют наблюдение и уход. Это – герань, хлорофитум, фиалка, традесканция, бальзамин, сансевьера.  Имеются различные дидактические игры, способствующие познавательному экологическому развитию и запоминанию различных трудовых процессов в природе («Что за чем?», «Кто что ест?», «Кому что нужно для работы?», «Путаница», экологические игры Натальи Рыжовой), картотека художественного слова (сказки, рассказы, стихи, пословицы и поговорки о природе и труде). На подоконнике располагаются сюжетно-макетные игры: «Ферма», «Времена года», «озеро Байкал», «Птицы» -  смена декораций в игре происходит в соответствии со сменой времен года. Организован уголок дежурств в форме «Графика дежурств в уголке природы». В группе имеется весь необходимый трудовой инвентарь, соответствующий нашему возрасту:

  • Для работы на участке: грабли, колышки, лейки, ведра, лопаты, совки.
  • Для работы в группе: клеенчатые фартуки, щетки-сметки, совки для мусора, щетки половые, тазы, леечки, деревянные палочки, тряпочки, пульверизаторы.

На нашем участке детского сада располагается цветник, состоящий из четырех клумб, на территории детского сада растут многообразные виды деревьев и кустарников: акация, береза, тополь, яблоня, рябина, сирень. На территории организован мини-огород, где наша группа имеет свои грядки для посадки на ней разнообразных овощных культур. Имеется «Уголок нетронутой природы» - это одно из «экологических пространств», который расположен на территории детского сада, предназначен для детей всех возрастов. Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию: на ней нет построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. В нашем уголке сложился естественный биоценоз: стали произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благополучные условия, нашли себе приют насекомые.

Труд детей в природе организуем в виде индивидуальных и коллективных поручений.

Индивидуальные поручения дают возможность тщательно руководить действиями детей – оказать прямую помощь тем, кто в ней нуждается, дать дополнительные разъяснения, советы, прокомментировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, воспитывается ответственность за порученное дело, привычка к трудовому усилию. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Детям даются следующие индивидуальные поручения:

  • Полить цветок, рассаду.
  • Определить, каким растениям необходим полив, а каким рыхление.
  • Протереть пыль с листьев.
  • Обобрать высохшие листья, цветы.
  • Протереть пыль в уголке дежурств.
  • Взрыхлить почву в клумбе, цветочном горшке.
  • Убрать трудовой инвентарь на место.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эта форма труда необходима для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договариваться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

При фронтальной организации коллективного труда, когда все дети участвуют в труде, мы сообща выполняем одно какое-либо задание, например, пропалываем огород, убираем участок от мусора, помогаем дворнику. А при уборке уголка природы все дети делятся на подгруппы по 5-6 человек: одни моют растения, другие протирают пыль, третьи моют поддоны. Коллективный труд можем также использовать и для небольшой одной подгруппы, например, собрать листья для гербария, полить клумбы.

Так например, в нашей группе проводится коллективная работа по посадке лука. Данную деятельность мотивируем тем, что лук, очень полезен для здоровья. В начале работы проводим ознакомительное занятие: показываем детям как необходимо производить посадку, какое необходимо иметь оборудование и какие условия нужно создать, чтобы луковица начала расти и появились всходы. В ходе коллективной работы каждый из детей получает по стаканчику, луковицу, необходимые инструменты. Дети надевают клеенчатые фартуки, насыпают в стаканчик земли чуть больше половины, делают пальчиками углубление, высаживают туда луковичку, сверху засыпают землей, немного утрамбовывают и поливают водой. Затем стаканчики с высаженными луковичками ставятся на подоконник – на свет и тепло. Дети постоянно проверяют, чтобы земля была влажной

Данную форму труда используем также тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями. Обучая ребят новой трудовой операции, мы показываем и объясняем все задания, а затем делим его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминаем о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснение. Стараемся давать оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагаем  исправить ошибку. Мы учим ребят понимать необходимость труда, показываем почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматриваем вместе с детьми растения, проводим рукой по крупным листьям, выявляем, что они запылились, их нужно вымыть.

.На улице, во время прогулок, нами также проводится формирующая работа  по трудовому воспитанию детей. Ребята помогают в уборке на участке, сгребают мусор, переносят его в отведенное место, зимой сгребают снег под деревья, строят заслоны, расчищают дорожки от снега, сгребают снег для построек и игр. По нашим наблюдениям, в работе на участке у ребят долгое время сохраняется стремление к игровым действиям. И для того, чтобы по-настоящему заинтересовать детей трудовым процессом, мы работаем с группой детей из трех-четырех человек, таким образом имеем возможность показать каждому ребенку результаты конкретного трудового задания, тем самым вовлекая их в процесс: правильно вскопанную клумбу, красиво сделанную грядку, ровные и прямые междурядия, хорошо взрыхленную землю, чистые всходы овощей и цветов. Ребенка увлекает сам трудовой процесс, а желание работать еще не связывается с заботой о растениях.

Для поддержания интереса к уходу за растениями на участке и формирования правильных представлений используем рассказы и показы картинок, а так же сам факт роста и развития растений, направляем внимание своих воспитанников на необходимость ухода за ними.  Таким образом подводим детей к выводу о взаимосвязи состояния растения от наличия и отсутствия влаги в почве и изменения их внешнего вида. Поэтому при выполнении трудовых процессов мы по нескольку раз объясняем для чего выполняется данная работа, напоминаем, как нужно это делать. Поняв суть дела, ребята по-другому начинают относиться к труду, возникает взаимопомощь, взаимоконтроль, бережное и заботливое отношение не только к «своим» овощам, но и ко всем растениям.

В ходе работы на участке привлекаем ребят к прополке грядок и клумб. В результате такой деятельности дети получают представление о роли прополки для роста растений, узнают некоторые сорняки.  Осенью мы собираем овощи, крупные зрелые семена цветущих растений, раскладываем их по видам, усваиваем обобщенное понятие «овощи», выделяя характерные свойства плодов: цвет, форму, особенности поверхности.

На прогулках уточняем представления детей о зимующих птицах, их повадках, питании. Наблюдаем, какие птицы постоянно прилетают на участок, какие редко. Какой корм больше любят, сколько съедают. Для этого в группе проводится цикл занятий по изготовлению кормушек, которые потом дети сами вывешивают на участок, сметают с них снег и выкладывают на них корм.

В своей работе мы  используем проведение совместных дежурств (воспитатель и дети) по уходу за комнатными растениями и «огородом на окне». Уход за растениями осуществляем в присутствии детей, постепенно привлекая их к посильной помощи, показывая, как наливать воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода, приучая детей все класть на свои места. Для этого нами изготовлены пооперационные трудовые карты, алгоритмы ухода за растениями. Объясняем, что прежде чем полить растение, необходимо убедиться,  что оно нуждается в этом (потрогать пальчиком землю). Если земля в горшочке слишком влажная, то лучше прорыхлить ее. Все трудовые действия проходят с объяснением. Для жизни, роста и развития растения необходима вода, воздух, свет. Вода – поливаем растение, воздух – рыхлим, свет – протираем листья от пыли. В помощь для запоминания на каждое комнатное растение составлен паспорт, который прикреплен к горшочку. Для того, чтобы растения росли хорошо, мы обираем увядшие цветы, высохшие листья. В конце работы учим ребят убирать за собой свое рабочее место: раскладывать  инвентарь, поставит растения, вытереть пол, ополоснуть тряпочку, отжать, повешать ее для просушки. Обязательно после работы опрашиваем детей: «Какие стали растения после того как их вымыли, полили, взрыхлили землю?», подводим к выводу о том, что растениям необходим уход, тогда они лучше будут расти и развиваться.

Все результаты труда и наблюдений оформляем наглядно. В уголке природы ведем: дневники наблюдений за сезонными изменениями в природе;  за деревьями (изменение внешнего вида деревьев в зависимости от времени года, способы ухода за ними); за птицами (какие прилетают на участок, чем мы их кормили, сколько съели); за ветками в вазе весной (тополь, верба); за ростом и развитием растений в группе и на участке.

Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель. Находить пути ее достижения, получать результат, соответствующий цели.  Руководя процессом работы, работая вместе с детьми, следует учить работать детей тщательно, спокойно, не отвлекаясь. Тогда вместе с навыками будет формироваться привычка к опрятности, умение следить за собой, поддерживать порядок во внешнем виде. И главное – у детей будет развиваться привычка к трудовым усилиям и формироваться представление о том, что значит, быть трудолюбивым.

 

Литература:

  1. Бочкарева О.И. Трудовое обучение. Средняя группа. Занимательные материалы. – Волгоград.: ИТД «Корифей», 2008. 96с.
  2. Воспитание дошкольника в труде/ В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др.; Сост. Р.С.Буре; под ред. В.Г.Нечаевой. – 3-е изд., испр. и доп. -  М.:Просвещение, 1983 с.83-124.
  3. Ковальчук Я.И., Васильева А.И. Трудовое воспитание дошкольников. – Мн.: Народное просвещение, 1983. с. 35-37.
  4. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Програм. – метод.пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 144с.
  5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: кн. Для воспитателей д/с. – М.: Просвещение, 1991.