Семейный клуб как эффективная форма работы психолога с родителями ДОУ.

Казакова Елена Александровна

Работа педагога-психолога дошкольного учреждения невозможна без сотрудничества с семьей, поскольку каждый детский психолог знает, что дети практически не имеют собственных психологических проблем, их проблемы — отражение проблем родителей. Поэтому работая с личностью родителей, меняя их поведение как по отношению к ребёнку, так и по отношению друг к другу, можно разрешить психологические проблемы ребенка.

Пытаться что-то изменить в ребёнке, не затрагивая его взаимодействия с родителями невозможно. Ведь самыми главными людьми на свете, на слова и поведение которых ориентируется ребёнок, являются его родители. Психолог может затратить огромные усилия на то, чтобы обучить ребёнка чему-то. Но возвратившись из детского сада домой, он сверит полученные знания с теми, которые ему предлагает родитель, а эти знания для ребёнка важнее, и будет воспроизводить старые закрепленные образцы поведения.

Ребёнок, имеющий внутренние проблемы, которые формируются именно семьей, не может с ними справиться самостоятельно без помощи психологов, педагогов и, естественно, родителей.

И отсюда вырастает значимость работы психолога с семьей. Однако привлечь родителей к сотрудничеству, часто бывает не простой задачей. Взрослые люди, если они не готовы к взаимодействию, всегда найдут массу причин для того, чтобы избежать его. И тогда встает вопрос: «Как привлекать родителей к эффективному взаимодействию? Как показать им важность сотрудничества с ДОУ?»

Семья является древнейшим общественным институтом. В ней сочетаются личностные и общественные интересы. Именно в семье закладываются основы взаимоотношений, дети получают первые знания, в процессе деятельности формируются практические навыки. Семья является тем самым «маленьким миром», в котором закладываются и развиваются личностные качества ребенка. Каждая семья по-своему уникальна и неповторима. Вместе с тем, не всегда родители могут правильно на практике применить имеющиеся в багаже знания.

В нашем детском саду «Клубничка» применяются разные формы работы с родителями. Помимо традиционных групповых и индивидуальных консультаций, родительских собраний, уже несколько лет функционирует семейный клуб.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.

 

 

Основными целями работы семейного клуба в нашем детском саду являются:

  • объединение усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
  • повышение психолого-педагогической компетенции родителей;
  • обмен опытом семейного воспитания;
  • укрепление детско-родительских отношений;
  • предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

В процессе деятельности клуба решаются следующие задачи:

  1. обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития потенциальных возможностей детей в условиях ДОУ и семьи;
  2. оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка;
  3. психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей; проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста.

Формы работы семейного клуба варьируются от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, обмен опытом семейного воспитания, видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и родителей и др. Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями на занятиях семейного клуба даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого-педагогические знания, развивать креативные способности.

Все формы работы с детьми и родителями могут быть при этом разделены:

  • на индивидуальную работу с родителем и ребёнком;
  • работу в мини-группах;
  • групповую работу с родителями;
  • групповую работу с родителями и их детьми.

В нашем детском саду предпочтение отдаётся коллективным формам работы.

Правила проведения семейного клуба:

  • Добровольная основа – через красочное, яркое объявление за неделю до начала мероприятия.
  • Вместе с ребёнком занятие посещает кто-то из родителей.
  • Количественный состав – до 8-10 пар.
  • Занятия проводятся 1 раз в месяц в различных специальных помещениях детского сада.
  • Каждое занятие рассчитано на 35-60 минут.
  • Каждое занятие включает в себя игровую деятельность.
  • В конце каждого занятия – подведение итогов, вручение небольших сюрпризов детям (конфеты, яблоки и т.д.).

 

Семейный клуб в нашем дошкольном учреждении – структура динамичная: встречи могут сливаться в один цикл или дробиться. Всё это направлено на максимальную результативность встреч для всех участников. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы  клуба может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ в выработке единства педагогических требований к ребёнку и расширении познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.

В деятельности клуба мы придерживаемся следующих принципов:

1. В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители.

2. Мы учимся любить и принимать детей такими, какие они у нас есть.

3. Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.

4. Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей. Вместе мы преодолеем все трудности.

5. Учимся слушать и слышать друг друга в клубе, дома, на улице.

Семейный клуб позволяет поделиться собственным опытом общения с детьми, их воспитания, расширить социальные контакты семьи в совместных играх и чаепитиях детей и взрослых, детско-родительских занятиях, «издании» семейных газет, разновозрастных творческих мастерских, конкурсах, семейных викторинах и т.п.

Организация работы семейного клуба в нашем детском саду проводилась в три этапа.

Первый этап: организационный.

Цель: подготовка к работе по данному направлению.

Задачи:

  • Определить с помощью анкетирования начальный уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности членов семьи по проблеме.
  •  Изучить литературу по данной теме.
  • Подобрать практический материал.

            Результат: разработка перспективного плана работы семейного клуба.

Планирование работы семейного клуба осуществляется на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга посредством метода наблюдения за детьми.

            Второй этап: внедренческий.

Основным содержанием на данном этапе является реализация перспективного (тематического) плана семейного клуба в детском саду по следующим направлениям:

  • «В мире развивающих игр» (интеллектуально развитие).
  • «Секреты общения» (коммуникативные навыки).
  •  «Семейная гостиная»  (художественно-эстетическое развитие).
  • «Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей).

 

Цель третьего этапа: определение эффективности проделанной работы, сопоставление начального и конечного уровней психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей и их взаимодействия с детьми.

Содержанием работы на данном этапе является анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности родителей, педагогов и детей; разработка планов работы семейного клуба на следующий год, обсуждение удачных и неудачных форм работы, моделирование различных вариантов организации работы семейного клуба с целью повышения эффективности деятельности.

Таким образом, опыт работы семейного клуба в нашем детском саду показал, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.

Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду, переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать».

Итогом работы семейного клуба в нашем детском саду стало улучшение эмоционального состояния детей, выход на более высокий уровень взаимодействия. На 9 % увеличилось количество детей с нормальным уровнем тревожности, на 7 %  увеличилось количество детей с адекватной самооценкой. В целом по детскому саду снизился процент агрессивных детей. Рефлексивные отчеты родителей, принимавших участие в работе семейного клуба, позволяют фиксировать положительную динамику в построении продуктивного  детско-родительского взаимодействия.

Таким образом, объединив родителей всего детского сада по интересам, создалось детско-взрослое сообщество, работающее в едином ключе и способствующее решению поставленных целей и задач. В результате повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей. При создании благоприятных условий для реализации и развития потенциальных возможностей воспитанников снизился контингент детей, нуждающихся в коррекционной помощи, а так же прослеживается динамика успешной коррекции.

 

 

 

 

Литература:

  1. Андреева А.Д.  Семья как основной институт в раннем дошкольном детстве  // Вестник практической психологии и образования. - 2008. -№ 2.
  2. Зубова О.М., Лукьянова Н.А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя. 2010. №11.
  3. Каракозова Н.Ю., Мязина А.И., Кудрина А.А. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка: учебно-методическое пособие.2012.
  4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Под редакцией Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2008.