Не просто сказки

Савельева Елена Константиновна

 

Ох уж эти сказочки

Белоснежка, Золушка, Спящая красавица, Красная Шапочка – знакомые с детства имена. Кто-то читал добрые детские сказки Шарля Перро и братьев Гримм в огромных книгах с красочными иллюстрациями, кто-то довольствовался экранизациями Диснея. Но такими ли добрыми и детскими они были на самом деле?

Почти всем нам доводилось слышать, что мы читали сказки  в каком-то обработанном, детском, варианте. А на самом деле они были гораздо более мрачными. Впрочем, и изданные  у нас тексты братьев Гримм – то ещё чтиво, если обращать внимание на детали.

И Шарль Перро, и братья Гримм не сочиняли сказок – они просто записывали народное творчество. К средним векам все эти сюжеты были широко известны. Осталось лишь появиться собирателю историй.

В 1636 году в Неаполе на местном диалекте вышел сборник литературно обработанных историй, который называют «Сказка сказок» или «Пентамерон». Его автором был Джамбаттисте Базиле, бедный дворянин, сумевший выбиться в люди сначала на военной службе в Венеции, а затем на придворной – у вице-короля Неаполя и у герцога Мантуи, который пожаловал ему графский титул.

В основу «Пентамерона» Базиле положил крестьянский фольклор. Здесь впервые опубликованы «Кот в сапогах», «Золушка», «Ослиная шкура», «Спящая красавица» и многие другие сказки.

Спустя полвека – в 1697 году – французский адвокат, поэт, критик, академик Шарль Перро издал сборник «Сказки матушки Гусыни или Истории и сказки былых времён с поучениями. 69-летний учёный стеснялся своего авторства, а потому поместил на обложку имя д*Арманкур. Если Базиле первым растиражировал авторские обработки народных сюжетов, то Перро приблизил сказку к высоким литературным жанрам и породил моду на неё среди аристократии.

Якоб и Вильгельм Гримм начали собирать сказки в 1807 году. Они путешествовали по разным землям Германии и записывали истории, которые им рассказывали горожане и крестьяне. Их многотомный сборник «Домашние и семейные немецкие сказки» увидел свет в 1812 -1814 годах.

11 произведений очень близки по сюжету к тем, что опубликовал Шарль Перро. По одной из версий, писатели немцы записали их со слов француженки Марии Гассенпфлуг, чья мать происходила из семьи высланных из родной страны гугенотов. По другой – всё гораздо прозаичнее: эти сюжеты были распространены по всей Европе. Так или иначе, братья Гримм породили моду на собирание сказочного фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinyayte_sami_-_sochinyayte_s_nami.docx26.94 КБ
Microsoft Office document icon skazki_lyubyat_vse.doc1.83 МБ
Файл kniga_pro_saamov.docx1.63 МБ
Файл dlya_vas_roditeli.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Сочиняйте с нами – сочиняйте сами»

     

       В последнее время родители стали больше внимания уделять развитию детей. Они пытаются научить ребёнка читать и считать, записывают его во всевозможные кружки – рисования, танца, музыки, стремятся обучать иностранному языку. Думаю, они не всегда понимают важность творческого развития ребёнка, чаще всего загружая его память и обучая навыкам по показу и образцу.

      Однако существует категория родителей, которые считают, что развивать способности ребёнка должны только специально подготовленные люди, профессионалы. Именно с такими родителями важно вести разъяснительную работу о том, что занятия в кружках и студиях – лишь дополнение к семейному воспитанию, а не его замена. Без взаимодействия с семьёй невозможно добиться положительных результатов в формировании интеллекта, культуры ребёнка.

      Тесный контакт с родителями через родительские собрания, индивидуальные беседы, совместное проведение занятий, домашние задания позволяют мне расширять возможности развития дошкольников. Порой необходимо начать общение с родителями с трансляции им положительного образа ребёнка, что является основой доверительно-делового контакта с ними, при котором я стараюсь подчёркивать положительные черты личности ребёнка, проявившиеся в ходе занятий, рассказываю о его достижениях, интересных идея, выдвинутых во время коллективного обсуждения.

       Одной из форм сотрудничества являются творческие домашние задания, которые чаще всего я предлагаю выполнять  всей семьёй. Например: ребёнок получает задание сочинить дома сказку  и продиктовать её взрослым. Соавторство детей и родителей я всегда приветствую, ведь это способствует созданию доверительной атмосферы в семье. Родители часто признаются мне, что в такие моменты их ребёнок, раскрепощаясь, открывается им с необычной стороны. Действительно, минуты сотворчества сближают взрослых и детей, приносят им удовлетворение от результатов совместной творческой деятельности. И уже порой бывает трудно определить долю участия в работе каждого из них.

      Я считаю, что в процессе домашнего творчества изменяется социальный статус ребёнка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребёнка вызывают уважение у членов семьи.

РЕПКА

Захотел дед репки. Не знает, что ему делать. Позвал он на помощь бабку. Бабка говорит:

- Надо семечко в землю бросить.         

Бросили. Сидят, ждут точка. Никак не растет репка.

Позвала бабка внучку. Внучка говорит:

- Надо семечко полить.

Полили. Сидят, ждут. Плохо репка растет.

Крикнула внучка Жучку. Жучка говорит:

- Будем землю рыхлить. Взрыхлили. Сидят. Ждут. Одни сорняки пошли.

Позвала Жучка Мурку. Мурка говорит:

- Надо землю прополоть. Снова ждут. Маловата репка.

Мышка прибежала, говорит:

- Без солнышка не обойтись.

Крикнули все вместе:

- Солнышко, ведрышко – выгляни в окошко.

Солнце выглянуло. Выросла репка большая – пребольшая. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут, потянут, вытянули репку. Все наелись.

                                                                       

                                                                         Семья  МАКСИМА Д. (5,5 лет)

ТЕРЕМОК

Стоял в поле теремок. Катился мимо камешек. Увидел теремок и остановился и спрашивает:

- Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается. Закатился в теремок камешек и стал в нём жить. Бежал мимо ручеек, выскочила из него капелька, увидела теремок и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?

- Я, твердый камешек, я в воде тону, зато в огне не горю. А ты кто?

- А я прозрачная капелька. Я могу быть теплой, могу быть и холодной.

- Иди ко мне жить.

Стали они жить вдвоём. Летит мимо ветерок. Увидел теремок и спрашивает: - Кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?

– Я, твёрдый камешек.

- Я, прозрачная капелька. А ты кто?

- А я, лёгкий ветерок. Я умею шуметь, гудеть, завывать, свистеть.

- Иди к нам жить. Стали они вместе жить.

Лежит на дороге серая глина, огляделась она вокруг  и увидела теремок. Думает:

- Дай зайду.

Постучала и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт.

- Я, твёрдый камень.

- Я, прозрачная капелька.

- И я, лёгкий ветерок. А ты кто?

- Я -  мягкая глина. Из меня можно лепить.  

- Иди к нам жить. Забралась глина в теремок, стали они вместе жить.

Заглянул в окошко солнечный лучик и спрашивает:

- Кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живёт?

- Я, твёрдый камешек.

- Я, прозрачная капелька.

- Я, лёгкий ветерок.

- Я, мягкая глина.

- А ты кто?

- А я, солнечный лучик. Я даю всем тепло и свет.

- Иди к нам жить.

Стали они впятером жить.

Вдруг налетела чёрная туча и загрохотала:

- Кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

- Я, твердый камешек.

- Я, прозрачная капля.

- Я, легкий ветерок.

- Я, мягкая глина.

- Я, солнечный лучик.

- А ты кто?

- Я, чёрная туча.

-  Иди к нам жить.

Полезла туча в теремок, загремел тут гром, затрещал теремок. Засверкали молнии. Посыпались искры.

Испугались жители теремка, да и разбежались кто куда.

                                                                           

                                                                         Семья  ЯРОСЛАВА  Щ. (6 лет)

ВОЛШЕБНЫЙ КАМУШЕК

Давным-давно жили старик со старухой. Жили они бедно. И вот бабка послала деда в лес за дровами. Пошёл дед в лес, увидел он маленькое сухое деревце. Вдруг что-то засверкало под деревцем. Старик нагнулся и увидел в траве камушек. Камушек был очень красивый и решил дедушка взять его домой. Принес камушек, а старуха увидела и давай  его ругать:

- Зачем ты, старик, всякую грязь домой тащишь.

Дед решил камушек протереть, и вдруг, камешек засверкал,  и из него выскочили два удалых молодца и говорят:

- Приказывай, дед, мы исполним все твои желания.

Дед пожелал много, много еды и в тот же миг на столе появились всякие кушанья.

Бабка была такая болтунья, что она разболтала по всей деревне про волшебную находку.

Слух дошёл до барина. Приехал он к бабке и деду и начал требовать камушек. А дед знал, что бабка болтунья и подменил волшебный камушек на простой.

Барин стал интересоваться у бабки как пользоваться камнем. Бабка потерла камушек, но ничего не произошло. Барин разгневался и приказал слугам, чтобы старухе дали 20 плетей, чтобы она больше не обманывала.

После этого старуха перестала болтать и сплетничать.

И зажили они с дедом весело и никогда больше не голодали.

                                                                                                 

                                                                                                         КСЕНИЯ К.  (6 лет)

КОЛОБОК

Жили-были старик со старухой. Вот и просит баба:

- Принеси-ка мне старый, воды.

Пошёл дед на реку, набрал полные вёдра воды и понёс домой. Качнулось ведро и выплеснулась на тропинку капелька. Подскочила капелька и покатилась по дорожке.

Катится капелька, а навстречу ей заяц.

- Капелька, капелька я тебя съем.

- Не съешь. У меня нет вкуса, я безвкусная. Беги, попей молочка, оно вкуснее. И покатилась капелька дальше – только заяц её и видел.

Катится капелька дальше, по тропинке лесной. А навстречу ей серый волк.

- Капелька, капелька я тебя съем.

- Не ешь меня серый волк, я тебе не понравлюсь, потому что у меня нет запаха. Беги, поищи себе что-нибудь повкусней.

И покатилась капелька дальше, только волк её и видел.

Катится она дальше, а навстречу ей медведь.

- Капелька, капелька я тебя съем.

- Ну и где тебе косолапый съесть меня. Я жидкая, могу менять форму, быстро проскочу между лап. Пойди, мишка, малинку поищи.

И опять покатилась. Медведь только ей в след и посмотрел.

Катится капелька дальше, а навстречу ей лиса. Знала она какая лиса хитрая. Превратилась капелька в пар и полетела облачком, только лиса её и видела.

                                                                         

                                                      Коллективная сказка 1 логопед.группы      

Домашние задания для творческих родителей

История одной буквы

Многим известная игра. Составьте самый длинный рассказ из слов, начинающихся на одну букву. Например: «Академик астрономии Антон Алексеевич Арбузов арендовал автобус апельсинов, а артист Алексей Андреевич Ананасов арестован атаманом аборигенов».

Придумайте свой рассказ на любую букву.

 «Бабушка Броня бегала быстрее белки, болтала, бубнила, бранила беспристанной бранью бедный Бердянск»

«Путин по-прежнему просит педагогов подождать, последняя  прибавка получки по-прежнему пробуксовывает»

                                                                         / Семья Костылевых/

Скороговорки

Очень трудно быстро произносить скороговорки, ещё сложнее самому придумать трудно произносимую фразу, есть много скороговорок, с именем Саша: «Шишкой Саша шапку сшиб», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Маляр Шурик мешал сурик».

 Составьте смешную скороговорку со своим или другим именем.

 «Нина манила, манила Данила, приманивала, да не заманила»

   /Светлана Александровна Волкова/

Мемуары

Мемуары обычно пишут люди, прожившие яркую и интересную жизнь.

Участникам игры предлагается написать мемуары от лица:

- старого прикроватного столика

- старой платьевой вешалки

История старой чайной чашки

 «Когда меня  принесли в квартиру по улице Комсомольской из огромного супермаркета,  я была новая, красивая, блестящая, с золотой каёмкой, на широкой ножке и с изящной ручкой на боку. Там я встретила высокого, в меру полного и  ещё не совсем старого,  уверенного в своей неотразимости Чайника. Первое наше знакомство состоялось за завтраком. Он был горяч и очень заботлив.  При встрече с ним меня бросало то в жар, то в холод. Вместе мы побывали  на юбилеях и свадьбах, днях рождения и тайных свиданиях. Прошли годы…  Я по-прежнему, красивая, но уже не такая новая,  моя золотая каёмка кое-где стёрлась,  и на ручке появились трещинки. А Чайник… Его судьба мне не известна. В один прекрасный день он просто пропал».  

/Надежда Николаевна Петрова/

Конструирование фраз:

«Далеко на острове произошло извержение вулкана, … поэтому сегодня наша кошка осталась голодной»

«По улице проехал грузовик, … поэтому у Деда Мороза была зелёная борода»

«Мама купила в магазине рыбу, … поэтому вечером пришлось зажигать свечи»

 «Далеко на острове произошло извержение вулкана, горячая лава пролилась в океан, вода закипела, вся рыба сварилась, вареную рыбу не все коты любят есть, поэтому наша кошка осталась голодной»

                  /Семья Клепиковых/

Правила хорошего тона

С древности считалось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.

Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:

- правила поведения в холодильнике;

- правила поведения под кроватью.

Составьте правила поведения. Можно предложить по написанным правилам угадать место.

Правила поведения под кроватью:

 - не кряхтите, когда будете переворачиваться с боку на бок, вы напугаете тех, кто в спальне;

-  не чихайте от пыли, вы разбудите спящего на кровати;

- не вытягивайте ноги из-под кровати, о них  кто-нибудь может споткнуться;

- не стукайтесь лбом, если неожиданно захотите встать, вы пробьёте дыру в кровати;  

- не ешьте конфетку, которая лежит у ножки, возможно,  её отложили до «лучших времён».

  /Игорь Полетаев/

Весёлая история

Цель: учить составлять истории на заданную тему.

Придумайте историю про «Собаку, которая играла на гитаре» или «Ворону, которая любила кататься на велосипеде».

История про ворону

«Ворона, как известно, любит всё блестящее. Велосипед таким и был: новым и блестящим. Каждый раз, когда мальчик ехал на нём в школу, ворона ехала тоже, пристроившись на багажнике. Она считала велосипед своей собственностью, а мальчика личным шофёром. Ей и в голову не могло прийти, что она всего лишь пассажир,  да ещё и  безбилетный «заяц».

/Семья Ерофеевых/

Расшифруй слова

Представьте, что простые слова – аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки. Например: газ (государство африканских зебр)

-  ура, слив, мусор.

Расшифруйте любое слово.

Слово «ура» можно расшифровать так – университет рыбаков Арктики,

«слив» - собрание логопедов и воспитателей,

«мусор» - международный университет самых оч.умелых ребятишек»

  /Елена Генриховна Чудинова/

Кондитерские сказки

Цель: учить использовать элементы «оживления, одушевления» предметов.

Очень часто в названии сказки или рассказа содержится главная мысль, идея эти названия обычно начинаются словами: «О том, как…».

Оживите историю на тему:

О том, как мармелад поссорился с шоколадом.

О том, как мороженое путешествовало по Африке.

       Сказка «О том, как конфета потеряла свою обвёртку»

 «В магазине в огромной коробке  жили-были конфеты. В один прекрасный день всё вдруг в коробке засуетилось, завертелось и  конфеты в панике начали рассыпаться кто куда: по углам коробки, на дно, а то и вовсе через края на пол. В этой суматохе одна конфета зацепилась своей бумажной обвёрткой о крышку, упала  на пол и закатилась  под шкаф. Сначала  ей было неловко и холодно. Постепенно она покрывалась слоем мягкой, пушистой  пыли. «В конце концов,  - это не так уж и плохо, поменять лёгкое платье на теплую шубу» - подумала конфета и пролежала под шкафом ещё несколько прекрасных лет.

/Семья Селивестровых/


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Для вас родители

Золушка

Золушка – не просто европейская сказка, она распространена  по всему нашему континенту. Так, например, в китайском варианте героине помогает попасть на праздник переродившаяся в рыбу мать.

Сегодня известны 132 варианта этой сказки. Предположительно, самый ранний принадлежит к эпохе древнего Египта. Греческий историк Страбон записал эту историю в 1 веке до н.э. Согласно ей, юную гречанку Родопис похитили пираты и продали в рабство в Египет. Старик, который её купил, был добродушен, но ленив. Дни напролёт он дремал в тени дерева и не видел, как его дочери издеваются над Родопис. Они непрерывно требовали, чтобы рабыня стирала одежду на реке, чистила её, пасла гусей, пекла хлеб. Девушка приручила несколько птиц и иногда танцевала для них. Однажды старик-хозяин увидел этот танец, поразился его красоте и приказал сделать для рабыни изящные кожаные сандалии с позолотой.

Дочери старика пуще прежнего  обозлились на неё и стали поручать ей ещё больше работы. Однажды старик с дочерями уехал в город на праздник, а Родопис стирала в реке бельё. В это время бог Гор в облике сокола слетел с неба и похитил её сандалию. Он полетел в Мемфис и положил свою добычу к ногам фараона. Фараон узнал в священной птице бога Гора и понял, что это знак свыше. Правитель повелел найти хозяйку сандалии и взял её в жёны.

Сюжет сказки пережил Египет и Средние века. Ко временам «Пентамерона» он стал другим.  Девушка Зезолла, дочь рано овдовевшего купца страдала от нападок мачехи. Однажды падчерица предложила мачехе заглянуть в сундук. Когда же та склонилась, Зезолла с силой опустила крышку и сломала мачехе шею. Когда потерянную туфельку предстояло померить старшей дочери мачехи, туфля оказалась мала, так как помешал большой палец, и Золушка предложила: «Я возьму нож и отрублю ей палец. Когда она станет королевой, ей уже не нужно будет много ходить!» Сказано – сделано.

К слову, версия Шарля Перро, самая известная в наши дни, появилась намного позже – через 61 год. Здесь исчезло кровавое убийство мачехи, зато добавились привычные для нас атрибуты: фея-крестная, превращение тыквы в карету и башмачки. Правда, не хрустальные, а…меховые. Со временем слово «vair» (мех) превратилось в «verre» (стекло). А уже в русских переводах стеклянные башмачки стали хрустальными.

Красная  Шапочка

Сюжет о девочке, которую обманул волк, возник в Средние века. От версии к версии менялось содержимое её корзинки: в северной Италии это была свежая рыба, в Швейцарии – головка молодого сыра, на юге Франции – пирожок и горшочек масла.

Ещё до «Пентамерона» существовала версия, в которой волк съел не только бабушку, но и ещё полдеревни, а героиня, посыпав голову пеплом, объявила «серому»  войну. В итоге она заманила убийцу в яму с кипящей смолой.

Как и в предыдущих случаях, версия из «Пентамерона» существенно жёстче известной нам сегодня. Волк съел бабушку и девочку. Сказка заканчивается и никакой счастливой развязки.

Кстати, у Перро сказка тоже заканчивается гибелью главной героини и моралью-предупреждением для молодых легкомысленных девиц, слишком легко отвечающих на любезности кавалеров. В пьесе Людвига Тика «Жизнь и смерть Красной Шапочки» (1800) охотник вспорол живот волка, и только по версии братьев Гримм бабушка и внучка были извлечены из брюха хищника целыми и невредимыми. Этот последний вариант и стал классическим.

Шарль Перро добавил девочке головной убор, ставший с тех пор её неотъемлемым атрибутом. Кстати, у него это был капюшон красного цвета, а шапочкой его сделали все те же братья Гримм.

У Перро девушка нарушала общественные запреты. У Гримм – прямой запрет матери на разговоры с незнакомцами. А многие ли помнят, что в версии братьев Гримм волков было два? Другой волк попытался съесть бабушку с внучкой  позже, но закончил столь, же печально, как и первый – утонул в корыте.

Удивительные метаморфозы переживала и трактовка сказки. Братья Гримм считали свою героиню символом победы над тёмными силами. Сто лет спустя христианские исследователи объявили её олицетворением тщеславия, корысти и скрытой похоти. Братья Гримм издали свою версию в 1812 году и многие увидели в девочке образ Германии, а в волке – Наполеона.

Синяя борода

А теперь  поговорим о герое, стоящем особняком.

Во-первых, Синяя Борода – мужчина, во-вторых, считается, что у него есть конкретный исторический прототип. Эту версию часто публикуют, так что многие уже привыкли считать прообразом сказочного злодея Жиля де Ре. Но не так всё просто.

Барон Жиль де Ре (или де Рец) прославился как отважный рыцарь и полководец, соратник Жанны д*Арк, в 25 лет ставший маршалом Франции. Когда легендарная военачальница попала в плен, он попытался её освободить, но не успел. После сожжения Жанны барон уединился в своём замке и отошёл от дел. Он и раньше-то увлекался алхимией, тратил огромные суммы денег на оккультные книги, а теперь полностью посвятил себя этой науке  и наделал долгов. Вскоре большая часть его владений оказалась продана с правом пользования и последующего выкупа. А когда барон поссорился с собственными кредиторами и начал против одного из них маленькую феодальную войну, на него подали  в суд.

В 1440 году Жиля обвинили в ереси и поклонении дьяволу. Он признался в истязаниях и убийствах более 150 детей и принесении их в жертву сатане и был сожжен на костре. Правда, в 1992 году специальная комиссия, изучив материалами дела, признала барона невиновным. Но и сейчас де Ре «славят» как Синюю Бороду, хотя его преступления – даже если он их действительно совершил – не имеют ничего общего с убийством женщин. Катрин де Туар была единственной супругой маршала, и он не сделал ей ничего дурного.

Да, любимые с детства истории могут оказаться совсем не такими добрыми, если посмотреть на них достаточно пристально. Ведь сказки прошлого зачастую адресовались не только детям, но и взрослым. Однако умаляет ли жестокость старых текстов их ценность? Пожалуй. Нет. Ведь они дарили нам радость в самые светлые годы.

«Кот в сапогах», по версии «Пентамерона», - история Пиппо, крестьянского сына, которому в наследство достался только кот, а его старшему брату – только сито. Говорящий хитроумный кот приводит Пиппо к несметным богатствам и браку с принцессой. Кот просил хозяина после смерти похоронить его с почестями. Желая испытать хозяина, он притворился мёртвым. Но Пиппо просто выкинул его из окна. Кот оскорбился и навсегда ушёл.

Базиле приписал к этой сказке такую мораль: «Не доверяй быстро разбогатевшему бедняку».

                                                   

Белоснежка

Между прочим, у сказочной героини есть совершенно реальная родина. На эту роль претендует город Лор в Баварии. Здесь даже сделали музей Белоснежки в старинном замке, утверждая, что именно в нём некогда жила Мария София фон Эртал – прототип сказочной красавицы. В окрестностях города было немало шахт, где добывали медь и серебро. Шахтёры, по версии горожан, были прототипами гномов.

В «Пентамероне» есть сказка, которая считается родственной Белоснежке, но общего у них немного.

Несколько девушек прыгали через  куст с розами. Одна из них проглотила несколько лепестков розы – и через некоторое время родила девочку Лизу. Но феи предсказали, что малышка умрёт, когда ей будет семь лет. И действительно, однажды мать забыла в волосах семилетней дочери гребень, и та упала замертво. Её положили в семь хрустальных гробов и поместили в дальней комнате.

Вскоре мать умерла, напоследок наказав брату не беспокоить её дочь. Но когда брат охотился, его жена нашла девочку, заметила в её волосах дорогой гребень и вытащила его – после чего девочка ожила.

Что ещё могло повлиять на формирование известного нам текста? Кое-кто считает, что частью истории стало шумное дело жены графа Филиппа фон Брейсагу, которая в 1570 году отравила свою юную падчерицу Маргарет раствором цикуты, была осуждена за убийство и скончалась в тюрьме.

Так или иначе, но сегодня сказка прочно ассоциируется с именами братьев Гримм. Кстати, именно в их версии гребень сменился яблоком. Но этот текст, как всегда, не для слабонервных людей. Злую мачеху Белоснежки заставили надеть раскалённые железные башмаки и плясать – пока она не упала замертво.

В одной из версий сказок принц везёт Белоснежку, так и не разбудив, к себе в замок. По дороге изо рта у неё выпадает кусок отравленного яблока, и она оживает.

Спящая красавица

История спящей красавицы в «Пентамероне» напоминает триллер.

…Когда принцесса Талия укололась и упала замертво, отец приказал посадить тело дочери на трон в охотничьем домике посреди леса и запретил своим поданным туда ходить.

Однажды в этот лес заехал поохотиться иностранный монарх. Он обнаружил домик, а в нём – спящую красавицу…

Спустя девять месяцев принцесса Талия родила двойню – мальчика и девочку, которых звали Солнце и Луна…

…Король узнав, что его дочь жива и здорова, пообещал вскоре забрать всех троих в замок. Мачеха, узнав эту новость, приказала схватить всех троих, детей убить, приготовить из них несколько блюд и подать на стол. За обедом подали мясные пироги, король ел их и нахваливал. А мачеха спустилась в подземелье, где держала Талию, и приказала сжечь её на костре. Но принцесса так громко кричала, что жених услышал, ворвался в подземелье и остановил слуг. Тут же появился и королевский повар и рассказал, что он подменил близнецов ягнёнком, не решившись убить двух прелестных малюток. Родители Солнца и Луны расцеловали его и зажили счастливо.

Такой была сказка у Базиле. В оригинальной версии Перро также описаны попытки свекрови съесть внучат, но они присутствуют далеко не в каждом переводе.

Поскольку Перро писал для аристократии, его персонажи мягки и изысканы в манерах и привычках. Свекровь-людоедка требует подать внуков обязательно в соусе «Роббер», принц отмечает, что красавица одета старомодно, а сама принцесса, только пробудившись, выговаривает спасителю, что он заставил себя ждать. Зато принц  у Перро не только не пользуется беспомощностью девушки, но даже и не целует её, а пробуждает единственно «с трепетом и восхищением опустившись подле неё на колени».

Кроме того, как всегда у Перро, в сказке сформулирована мораль, которую тоже обычно опускают в детских изданиях. В «Спящей красавице» Перро поясняет, что несчастья девушки – следствие её легкомыслия.

/Составлено по материалам журнала «Планета» №12(80) 2011/


 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Интересные рекомендации, важно, чтобы до родителей донесли.