Главные вкладки

    Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

    Тимофеева Елена Павловна
     
     
    Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка»,  «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».
    Цель занятия:  формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
     
    Коррекционно-образовательные задачи:
     
    1)  Образовательная область «Коммуникация»:
     
    · Закрепить умение четко артикулировать согласный звук [С];
    · Продолжать обучать детей звуковому анализу и синтезу слов односложной слоговой структуры на материале слов со звуком [С]
    · Закреплять умение определять местоположение звука [С] в словах,
    · (начало, середина, конец), делить слова на слоги;
     Закреплять умение дифференцировать понятия: гласный – согласный; твердый - мягкий; звонкий - глухой звук.  
    Коррекционно-развивающие задачи:
    Образовательная область «Коммуникация»
    совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность;
    развивать фонематическое восприятие.
    Образовательная область «Здоровье»
    продолжить совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление детей, развивать общую и мелкую моторику;
    совершенствовать пространственно-зрительный гнозис.
    Образовательная область «Социализация»
    совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности
    Образовательная область «Физическая культура»
    Накопление и обогащение двигательного опыта детей.
    Образовательная область «Музыка»
    Развивать общую музыкальность детей (ладовысотный слух, чувство ритма).
     
    Коррекционно-воспитательные задачи:
    Образовательная область «Социализация»
    воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения;
    воспитывать навыки культуры поведения.
     
    Индивидуальная работа:  
    Следить за четкостью произнесения звука С в словах у Мелании П., Леши И.
     
    Оборудование: 
    - демонстрационный:  буквы  А, О, И, У, С; замок красного цвета для гласных букв, замок синего цвета для согласных букв, «слоговой» поезд, картинки со звуком «С»: лиса, сорока, сом;  игрушка собачка, ноутбук.
    - раздаточный:  фишки красного и синего цветов, «звуковые» дорожки, листочки с пластилином, семечки арбуза, изображения колокольчиков, изготовленные из картона и желтого оракала.
     
    Подготовка педагога к образовательной деятельности: изучение методической литературы по данной теме, изготовление демонстрационного и раздаточного материала.
     
    Предшествующая работа с детьми: закрепление понятий «гласные», «согласные» буквы, закрепление понятий «буква», «звук».
     
     
    Методы и приемы по ходу образовательной деятельности: 
         1. Проблемная ситуация:  Как помочь  букве С.
    Фонетическая ритмика.
    Игровая мотивация « Путешествие детей.
    Магнитофонная запись «Песенка паровозика».
    Игра « Слоговой поезд».
    Звуковой анализ слова « Сом».
    Динамическая пауза.
    Сюрпризный момент « Встреча с собачкой».
    Игра « В начале, в середине, в конце».
    Гимнастика для глаз.
    Пальчиковая гимнастика.
    Выкладывание букв.
    Анализ деятельности.
     
     
    Ход специально организованного обучения грамоте:
    1. Вводная часть.
    Логопед:  Ребята, посмотрите, сегодня  у нас гости. Поздоровайтесь с ними.
    Логопед раздает детям половинки букв А, О, У, И, С.
    Логопед: Каждому из вас я раздала половинку от буквы. Вам нужно сесть  на тот стульчик, где находится вторая половина вашей буквы. Дети ищут вторую половинку на стульях и садятся.
    Логопед:- Ребята,  посмотрим, какие буквы у вас получились. Саша, подойди, пожалуйста, ко мне. Скажи, какая буква у тебя получилась?
    Саша: Буква А.
    Логопед: Правильно.  Теперь найди здесь такую же букву и прикрепи ее на доску. Садись.
    (Опрашивается каждый ребенок. На доске буквы: А, О, У, И, С)
    Логопед: - Как вы думаете, какая буква здесь лишняя? 
    Дети: - Буква С.
    Логопед: - Почему?
    Дети: Потому что это согласная буква.
    Логопед: Я согласна с вами. А остальные буквы?
    Дети: Гласные.
    Логопед: А почему вы думаете, что они гласные?
    Дети: Потому что их можно пропеть.
    Логопед: Где живут гласные буквы?
    Дети: В красном замке.
    На доске появляется красный замок.
    Логопед: - Как вы думаете, в каком замке живет буква С?
    Дети: В синем замке.
    Логопед: - Ой, а замка для нашей буквы С нет. Наша буква заблудилась.
    Ребята, поможем букве С отыскать свой замок?
    2. Основная часть.
    Логопед: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со буквой «С»,  чтобы отыскать замок для нашей буквы С. 
    Логопед:-  «Произнесем вместе звук С, и посмотрим как работают наш язычок и губы, когда мы произносим звук С? ( вместе с детьми произносим звук С, индивидуальная работа с Меланией П., Лешей И.
    Фонетическая ритмика. 
    И.П.: стоя, поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением, при одновременном произнесении звука [СС………..] Движение слегка напряженное, плавное, длительное.  
    Логопед:   Мы  отправляемся в путешествие. 
    Логопед: - Вот и первая остановка.
    3)Игра « Слоговой поезд»
    Логопед:  Посмотрите,  какой  сказочный поезд здесь. В нем едут волшебные картинки. Картинки нечаянно перепутали свои вагоны. Картинкам нужно помочь найти свой вагон. В первом вагоне поедут картинки, в названии которых один слог, во втором вагоне  с двумя слогами, в третий – с тремя слогами.
    Слова-картинки: сорока, лиса, сом.
    Логопед: Ребята, назовите пожалуйста самое короткое слово в этом поезде.
    Дети: «Сом».
    4) Задание на звуковой анализ слова.
    Логопед: А теперь садитесь за столы. 
    - Я предлагаю вам рассказать какие звуки живут в слове сом, в каком порядке они располагаются.
    -Назовите первый звук. (С). Он какой? (согласный твердый, мы его обозначим синим кружочком)
    - Назовите следующий звук. (О). Он какой? (гласный, обозначается красным кружочком)
    Назовите последний звук? (М). Он какой? (согласный твердый, обозначается синим кружочком)
    Саша, назови звуки по порядку.
    - Сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных звуков, сколько согласных? Молодцы!
    5) Динамическая пауза.
    Детям раздаются по две карточки (колокольчик и зачеркнутый колокольчик) Включается музыка, дети танцуют. Как только музыка выключается, логопед называет звук. Дети поднимают соответствующую карточку (если звук звонкий – карточку с колокольчиком, если звук глухой - карточку с перечеркнутым колокольчиком). 
    Логопед:  Вы слышите? Кажется, кто-то плачет. Я выйду, посмотрю.
     Это умная Собачка След. Она пришла по нашему следу, чтобы помочь нам отыскать замок для буквы С.
    7) Гимнастика для глаз
    8) Выкладывание буквы С из семян арбуза
    Логопед: « Вот и отдохнули наши глазки. Попробуем вместе построить букву «С» из пальцев рук. 
    « Пальцы рук в полуовале
    Перед собой направим вправо.
    Полукруг, ну просто класс!
    Получилась С у нас.» 
    Логопед: « Вот и получилась буква С
    Выкладывание буквы С из семян арбуза.  Я предлагаю вам выложить  букву из семян арбуза по контуру».
    Дети выкладывают.  Логопед просматривает букву каждого, хвалит детей за старание.
    Логопед:- Посмотрите,  пока вы  выкладывали, собачка След отыскала новое задание.
    6) Игра « В начале, в середине, в конце».
     определить, где находится звук С в слове на картинке: в начале, середине или конце. Возьмите картинку, объясните Собачке следу, где находится звук С, и положите картинку к нужной схеме.
    Дети выполняют задание.
    Логопед: Вот мы с вами и собачкой Следом отыскали замок для нашей буквы С.
    8)  Итог занятия.
      Скажите,   что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?  Что нового узнали?  Вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Ребята, а теперь нам с вами пора возвращаться из нашего путешествия обратно  в детский  сад.