Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Воронцова Елена Павловна
 
 
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка»,  «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».
Цель занятия:  формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
 
Коррекционно-образовательные задачи:
 
1)  Образовательная область «Коммуникация»:
 
· Закрепить умение четко артикулировать согласный звук [С];
· Продолжать обучать детей звуковому анализу и синтезу слов односложной слоговой структуры на материале слов со звуком [С]
· Закреплять умение определять местоположение звука [С] в словах,
· (начало, середина, конец), делить слова на слоги;
 Закреплять умение дифференцировать понятия: гласный – согласный; твердый - мягкий; звонкий - глухой звук.  
Коррекционно-развивающие задачи:
Образовательная область «Коммуникация»
совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность;
развивать фонематическое восприятие.
Образовательная область «Здоровье»
продолжить совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление детей, развивать общую и мелкую моторику;
совершенствовать пространственно-зрительный гнозис.
Образовательная область «Социализация»
совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности
Образовательная область «Физическая культура»
Накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Образовательная область «Музыка»
Развивать общую музыкальность детей (ладовысотный слух, чувство ритма).
 
Коррекционно-воспитательные задачи:
Образовательная область «Социализация»
воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения;
воспитывать навыки культуры поведения.
 
Индивидуальная работа:  
Следить за четкостью произнесения звука С в словах у Мелании П., Леши И.
 
Оборудование: 
- демонстрационный:  буквы  А, О, И, У, С; замок красного цвета для гласных букв, замок синего цвета для согласных букв, «слоговой» поезд, картинки со звуком «С»: лиса, сорока, сом;  игрушка собачка, ноутбук.
- раздаточный:  фишки красного и синего цветов, «звуковые» дорожки, листочки с пластилином, семечки арбуза, изображения колокольчиков, изготовленные из картона и желтого оракала.
 
Подготовка педагога к образовательной деятельности: изучение методической литературы по данной теме, изготовление демонстрационного и раздаточного материала.
 
Предшествующая работа с детьми: закрепление понятий «гласные», «согласные» буквы, закрепление понятий «буква», «звук».
 
 
Методы и приемы по ходу образовательной деятельности: 
     1. Проблемная ситуация:  Как помочь  букве С.
Фонетическая ритмика.
Игровая мотивация « Путешествие детей.
Магнитофонная запись «Песенка паровозика».
Игра « Слоговой поезд».
Звуковой анализ слова « Сом».
Динамическая пауза.
Сюрпризный момент « Встреча с собачкой».
Игра « В начале, в середине, в конце».
Гимнастика для глаз.
Пальчиковая гимнастика.
Выкладывание букв.
Анализ деятельности.
 
 
Ход специально организованного обучения грамоте:
1. Вводная часть.
Логопед:  Ребята, посмотрите, сегодня  у нас гости. Поздоровайтесь с ними.
Логопед раздает детям половинки букв А, О, У, И, С.
Логопед: Каждому из вас я раздала половинку от буквы. Вам нужно сесть  на тот стульчик, где находится вторая половина вашей буквы. Дети ищут вторую половинку на стульях и садятся.
Логопед:- Ребята,  посмотрим, какие буквы у вас получились. Саша, подойди, пожалуйста, ко мне. Скажи, какая буква у тебя получилась?
Саша: Буква А.
Логопед: Правильно.  Теперь найди здесь такую же букву и прикрепи ее на доску. Садись.
(Опрашивается каждый ребенок. На доске буквы: А, О, У, И, С)
Логопед: - Как вы думаете, какая буква здесь лишняя? 
Дети: - Буква С.
Логопед: - Почему?
Дети: Потому что это согласная буква.
Логопед: Я согласна с вами. А остальные буквы?
Дети: Гласные.
Логопед: А почему вы думаете, что они гласные?
Дети: Потому что их можно пропеть.
Логопед: Где живут гласные буквы?
Дети: В красном замке.
На доске появляется красный замок.
Логопед: - Как вы думаете, в каком замке живет буква С?
Дети: В синем замке.
Логопед: - Ой, а замка для нашей буквы С нет. Наша буква заблудилась.
Ребята, поможем букве С отыскать свой замок?
2. Основная часть.
Логопед: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со буквой «С»,  чтобы отыскать замок для нашей буквы С. 
Логопед:-  «Произнесем вместе звук С, и посмотрим как работают наш язычок и губы, когда мы произносим звук С? ( вместе с детьми произносим звук С, индивидуальная работа с Меланией П., Лешей И.
Фонетическая ритмика. 
И.П.: стоя, поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением, при одновременном произнесении звука [СС………..] Движение слегка напряженное, плавное, длительное.  
Логопед:   Мы  отправляемся в путешествие. 
Логопед: - Вот и первая остановка.
3)Игра « Слоговой поезд»
Логопед:  Посмотрите,  какой  сказочный поезд здесь. В нем едут волшебные картинки. Картинки нечаянно перепутали свои вагоны. Картинкам нужно помочь найти свой вагон. В первом вагоне поедут картинки, в названии которых один слог, во втором вагоне  с двумя слогами, в третий – с тремя слогами.
Слова-картинки: сорока, лиса, сом.
Логопед: Ребята, назовите пожалуйста самое короткое слово в этом поезде.
Дети: «Сом».
4) Задание на звуковой анализ слова.
Логопед: А теперь садитесь за столы. 
- Я предлагаю вам рассказать какие звуки живут в слове сом, в каком порядке они располагаются.
-Назовите первый звук. (С). Он какой? (согласный твердый, мы его обозначим синим кружочком)
- Назовите следующий звук. (О). Он какой? (гласный, обозначается красным кружочком)
Назовите последний звук? (М). Он какой? (согласный твердый, обозначается синим кружочком)
Саша, назови звуки по порядку.
- Сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных звуков, сколько согласных? Молодцы!
5) Динамическая пауза.
Детям раздаются по две карточки (колокольчик и зачеркнутый колокольчик) Включается музыка, дети танцуют. Как только музыка выключается, логопед называет звук. Дети поднимают соответствующую карточку (если звук звонкий – карточку с колокольчиком, если звук глухой - карточку с перечеркнутым колокольчиком). 
Логопед:  Вы слышите? Кажется, кто-то плачет. Я выйду, посмотрю.
 Это умная Собачка След. Она пришла по нашему следу, чтобы помочь нам отыскать замок для буквы С.
7) Гимнастика для глаз
8) Выкладывание буквы С из семян арбуза
Логопед: « Вот и отдохнули наши глазки. Попробуем вместе построить букву «С» из пальцев рук. 
« Пальцы рук в полуовале
Перед собой направим вправо.
Полукруг, ну просто класс!
Получилась С у нас.» 
Логопед: « Вот и получилась буква С
Выкладывание буквы С из семян арбуза.  Я предлагаю вам выложить  букву из семян арбуза по контуру».
Дети выкладывают.  Логопед просматривает букву каждого, хвалит детей за старание.
Логопед:- Посмотрите,  пока вы  выкладывали, собачка След отыскала новое задание.
6) Игра « В начале, в середине, в конце».
 определить, где находится звук С в слове на картинке: в начале, середине или конце. Возьмите картинку, объясните Собачке следу, где находится звук С, и положите картинку к нужной схеме.
Дети выполняют задание.
Логопед: Вот мы с вами и собачкой Следом отыскали замок для нашей буквы С.
8)  Итог занятия.
  Скажите,   что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?  Что нового узнали?  Вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Ребята, а теперь нам с вами пора возвращаться из нашего путешествия обратно  в детский  сад.