Привитие духовно-нравственных ценностей дошкольникам посредством эстетотерапии. Сказкотерапия.

Каминская Екатерина Александровна

Сказкотерапия - интегративная деятельность, в которой действие воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность,творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

   На одном из семинаров-практикумов педагог-психолог Нестеренко Елена Евгеньевна рассказала нам о педагогической ценности сказкотерапии. В последнее время все большее число педагогов и психологов обращаются к жанру сказки как средству развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Сказку используют с целью коррекции поведения, создания комфортного психологического климата, активизации деятельности, разрешения конфликтов и многих других проблем, которые успешно может решать педагог при помощи сказочного эпоса.

Все мы знаем, что сказка обладает:

  • доступностью, легкостью, образностью и метафоричностью «сказочного языка»;
  • тематикой близкой детям; наличием образцового главного героя, который всегда побеждает;
  • целостностью и завершенностью ситуации;
  • победой добра над злом, которая помогает ребенку чувствовать себя защищенным.

     Мы попробовали применять элементы сказкотерапии в работе с детьми, с целью привития духовно-нравственных ценностей. Сказочный эпос прошлого многообразен и богат с воспитательных, образовательных и педагогических позиций. Основными жанрами сказки являются: сказки о животных, волшебные сказки (чудесные), бытовые (авантюрные) и легенды. Есть сказки фольклерные и авторские. Существуют различные типы сказок: коррекционные, психологические, диагностические, дидактические, медитативные. При этом учитываются возрастные особенности детей. Так, сказки о животных обладают воспитательным потенциалом. В соответствии с программой 1-ой младшей группы «Детство » мы поэтапно знакомим детей с героями сказок. Во-второй половине дня эти сказки в соответствии с планом, обыгрываем, используя настольный, пальчиковый и кукольный театры.

Сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Руковичка», «Заюшкина Избушка», «Козлята и Волк» - учат на примерах тому, как не надо поступать. В сказках о животных осуждается глупость, беспечность, жадность, трусливость и другие отрицательные качества, присущие людям. Положительные герои таких сказок — сильные, смелые, отважные,добрые, они готовы прийти на помощь в трудной ситуации, поэтому вызывают у детей желание подражать им.

    Наши дети в процессе театральной постановки, чтения, аудио, в отвлеченной не персонифицированной форме получают уроки нравственности, добра и красоты. Например, в сказке «Теремок» дети знакомятся с этикетом, с тем как не надо себя вести. Слушая сказку дети осваивают такие эстетические категории как прекрасное, героическое, комическое.

    В ходе чтения сказки детям задаем вопросы для определения понятия «хороший — плохой», «добрый — злой», «красивый — страшный».

        При показе настольного и других театров используются разные игровые приемы с учетом младшего возраста:

  • совместная словесная импровизация
  •  пантомические упражнения на преодоление телесных барьеров (показать движения «как складывает лапки зайка», «как злится волк»)
  • развитие артикуляционного аппарата, используя звукоподражающие слова (предлагаем повторить звуки «лягушка-квакушка» [ква-ква], «мышка-нарушка» [пи-пи]).

Учитывая возраст мы стараемся чтобы все дети включались в игру, поэтому начинаем с тех, кто быстрее откликается на приглашение. Чтобы сказка стала проектом будущей жизни ребенка очень важно учитывать создание полноценного, гармоничного и целостного эстетического образа.

Понять  и принять образ ребенок может при прочтении сказки, а полностью проявить себя и сжиться с понравившимся героем, событием, попытаться примерить поступок на себя и следовать ему или отказаться от него ребенок сможет лишь в процессе самовыражения. Таким образом можно констатировать, что приемов и методов использования сказок в развитии детей достаточно много. Одним из действенных методов является эстетотерапия. Ценность сказок прошлого заключается в воспитании у детей общечеловеческих нравственных качеств.

 

Комментарии

Гильманова Гульназ Талгатовна

Сказкотерапия - это классно!

Каминская Екатерина Александровна

Стараюсь разнообразить будни жизнь деток в детском саду.