Значение русских народных игр в коррекционной работе с дошкольниками.

 

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №12 «Яблонька».

Значение

русских народных игр

 в коррекционной работе с дошкольниками.

Воспитатель высшей

квалификационной категории

 Егорова Алла Владимировна.

г. Лыткарино.

2013г.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н.Фхилитисом. Он считал, что игра – это отдых от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни. Основатель российской системы физического воспитания. Ф.Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

По определению П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.

Русская народная игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей.  Формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств. Народные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Неоценимым национальным богатством являются календарные русские народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников.

В народе каждая игра предназначалась какому-то определенному празднику. В сентябре русский народ отмечал праздник Семёнов день (14 сентября), с этого дня начинались засидки, посиделки, то есть – работа в избах при огне. В течение долгих веков ни одни посиделки не обходились без игр и веселья, ведь недаром говориться: «До обеда паши, а после обеда руками маши». В играх отражались характерные особенности праздника, так в игру «Ерыкалище» играли потому, что в этот день всех насекомых изгоняли из дома, проводили обряд захоронения, чтобы они больше не водились в избах, а главным таким чудом-юдом был таракан. Так же в течение долгих веков сохранилось поверье, что с Семёна дня нельзя увидеть воробьёв, так как черт их собрал у себя,  меряет меркой кого на волю выпустить, а кого у себя оставить, так возникли игры, где главная роль отводиться воробьям «Огородник и воробей», «В воробья».

В период Зимних святок проводились игры «Бабка-Ёжка», «Обыкновенные жмурки», «Шла коза по лесу».

Весной отмечали праздник «Сороки» где дети закликали птиц и заводили игры «Жаворонок», «Ласточки и пчёлки», «Чиж», «Летели две птички».

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое  знание и свободное владение обширным  игровым репертуарам,  богатое и разнообразное по своему содержанию.

А.П.Усова; К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в  национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и  обычаями только  известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.  

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поисков механизмов, позволяющих изменить данную ситуацию.

Работая в логопедической группе, я пришла к выводу, что целесообразнее проводить с детьми коррекционную работу, используя русские народные игры.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствует движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание текстов игр, считалок и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух, четкость артикуляции, зрительно-двигательная координация. Я считаю, что в народных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.

При использовании в работе с детьми русских народных игр, я учитываю их большую значимость как средства речевого, умственного, нравственного воспитания и средства развития двигательных способностей детей, так же игра является эмоционально-образным средством, она пробуждает у детей интерес, воображение.

Во время народных игр педагог должен привлекать внимание ребят к их содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делать краткие указания, поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Проводя игры с детьми, нужно учить их внимательно слушать речь окружающих, понимать ее, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова, скорость их произнесения, т.е. развивать слуховое внимание и слуховое восприятие. Из всего выше сказанного, можно придти к заключению, что для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала (в русских народных играх) одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.

Русские народные игры представляют собой основу первого этапа формирования гармонически развитой, активной личности, которая сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.