Сенсорное воспитание детей младшего возраста. Краткие рекомендации.

Практика психолого-педагогической деятельности показывает, что успешность умственного и физического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Поэтому необходимо начать заниматься с малышом еще на этапе раннего детства (в возрасте от 0-3 лет), когда главную роль в развитии играет ознакомление со свойствами предметов.  

 Важно отметить, что большое значение в успешности сенсорного воспитания имеют внимательные и любящие взрослые, которые направляют кроху в игре, знакомят с новыми предметами и их свойствами, тем самым помогая лучше воспринимать окружающий мир. 

В первый год жизни  взрослым необходимо окружить малыша самыми разнообразными игрушками:  разноцветными, твердыми и мягкими, наполненными крупой или горохом, шуршащими или звенящими, круглыми и плоскими. Полезной может стать  и разного рода домашняя утварь: крышки от кастрюль, миски, ложки и т.п. Расскажите о свойствах этих предметов, покажите в игре, как можно их использовать. Таким образом, кроха начнет понимать, что разные предметы устроены и  используются по-разному.

Уже в этом возрасте рекомендуют занятия рисованием и другими видами творчества, что помогает сенсорному развитию и способствует  расширению кругозора, формированию речи ребенка.

У ребенка второго года жизни  начинает формироваться  речь. В этот период малышу важно не только слышать речь других людей, но и развивать мелкую моторику руки. Развивая пальчики малыша, мы развиваем его речь. Поэтому так важны пальчиковые игры и игрушки, стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения.

В игровой комплекс ребенка этого возраста должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Конструирование - одно из любимых детских занятий, оно не только увлекательно, но и очень полезно. Когда ребенок строит, он сначала придумывает некий образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и творческое воображение. Играя с кубиками, кирпичиками, другими видами конструктора, ребенок учится обращаться с деталями разного размера. Благодаря этому развиваются ловкость, координация движений и мелкая моторика руки. Добиваясь результата, малыш учится действовать целенаправленно.

К третьему году жизни ребенку можно предлагать задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать предметы одинаковые по величине, форме, цвету.

Можно использовать различные мозаики. С их помощью  ребенок учится выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

 Играть с ребенком  можно дома или на улице. Малышу  дают в руки 3 фигурки разного цвета или формы (круги, квадраты и т.д.) и  предлагают ему пройтись и найти такие же предметы. Ребенок может положить свои фигурки на эти предметы.

Можно нарезать в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.), предложить малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Пусть ребенок расскажет, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Разнообразие игр зависит от фантазии и заинтересованности взрослого. 

Поощряя ребенка к игре, насколько возможно, играя с малышом в развивающие и веселые игры, мы способствуем интенсивному развитию умственной деятельности маленького человека. Участвуя в игровом процессе, мы устанавливаем прочные связи между нами и нашими детьми!

 

Комментарии

Мамаенко Вера Степановна

Замечательно, особенно для индивидуальной и домашней работы с малышами.

Большое спасибо!