Развитие творческого мышления и воображения дошкольников.
Мы работаем по программе "Радуга". Программа «Радуга» предлагает ряд игр по развитию речи, творческого и логического мышления. Это игры «Оратор», «Чепуха», с картинками- загадками, составление небылиц (по картинкам и без опоры на наглядность), сочинение концовок к сказкам и маленьких сказочек, ряд упражнений на установление причинно- следственных связей. Но этого недостаточно для развития творческого мышления и воображения. Применение элементов ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем, устраняет боязнь неправильных высказываний, вырабатывает смелость в фантазии, позволяет ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя. « Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. (Г.С. Альтшуллер)
ТРИЗ - азбука диалектики для малышей. Диалектика- наука о том, как устроен мир, по каким правилам живет и изменяется природа. Законы диалектики- законы развития природы. Диалектика изучает законы всякого развития. Мир, окружающий нас, живет и развивается по законам диалектики. Развитию диалектического мышления способствует серия игр- упражнений « хорошо - плохо» , а также задачи и упражнения для глубокого понимания перехода количественных изменений в качественные.
Методы и приемы развития творческого мышления.
1 Метод проб и ошибок.
2 Методы активизации перебора вариантов:
а) Мозговой штурм. Автор А. Осборн (США1957г.)
б) Морфологический анализ. Автор Ф.Цвикки (США 1942г.)
в) Метод фокальных объектов. Автор Ч. Вайтинг (США 1953г.)
г) Метод контрольных вопросов А. Осборн (США 1964г), Т. Эйлоарт (Великобритания 1969г)
3 ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Автор Г.С. Альтшуллер
Элементы ТРИЗ
1) Противоречие (административное, техническое, физическое)- взаимодействие в системе, когда полезное действие вызывает одновременно и вредное.
2)Оператор РВС (размер, время, стоимость).
3) ИКР (идеальный конечный результат).
4) Системный анализ.
5) ВПР (вещественно- полевые ресурсы).
4 Синектика. Автор У.Дж. Гордон
Французский психолог Т.А. Рибо выявил зависимость развития творческого воображения от возраста. Чем меньше ребенок, тем быстрее развивается воображение. И к окончанию школы развитие практически останавливается. Вот потому-то, чем раньше начать изучать диалектику, тем проще. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. А ТРИЗ позволяет их снять, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.