Эссе «Дать ребенку возможность быть самим собой»

Федюкович Светлана Борисовна

 

Любовь - та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы — наши дети.

Какой он современный ребенок? Такой же, как и все дети предыдущих поколений. Милый, любознательный почемучка с чистым сердцем.

Дети - это такой очаровательный народ, от которого глаз не отвести, а если отвёл - пеняй на себя. Две минуты тишины в детской могут означать приступ вдохновения, из-за чего мы лишимся и нового дивана, и новой помады. А могут быть следствием огромной любви ко всему миру - ну кто ещё додумается кормить шоколадками тетю из телевизора?!

В итоге мы взрослые даем себе клятву «не расслабляться»: мы всегда готовы к любым сюрпризам и каждое сообщение от соседей «а ваш сынок...» встречаем хорошо отработанной фразой «а сами-то вы...».

Поэтому наша жизнь превращается в марафон нон-стоп, и трудно при таких условиях проявлять любовь к тому, кого пытаешься спасти (или от кого хочешь спастись). Это очень быстро приводит к душевному разладу, депрессиям, хронической усталости. А сам ребёнок, уставший жить «за стеклом», начинает либо бороться за свою самостоятельность и вырастает хулиганом и нарушителем спокойствия, либо покоряется окрикам и вырастает маменькиным сынком или кисейной барышней (что в современном мире очень опасно).

Некоторые из нас родителей смиряются, некоторые предпочитают «взять вожжи в руки». А некоторые начинают искать ответ у педагогов и психологов, но и тут их подстерегает опасность. Потому что профессионалы в один голос твердят о педагогических принципах, ответственности родителей и тем самым «добивают» и так замученных ответственностью мам-пап.

На самом деле все не так уж и страшно. На самом деле можно быть хорошим родителем, воспитывая ребёнка между делом, так, чтобы и ребёнку нас хватило, и самому чувствовать себя человеком.

Тут важно усвоить всего один секрет: детям не нужно, чтобы мы «отдавали им лучшие годы жизни» и всю жизнь на них положили. Единственное, что им нужно, - это наша любовь, которая не зависит от его оценок и поведения, мнения соседей и прочих мелочей. Любить ребенка не то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Любить, сопереживать, поддерживать и принимать его таким, какой он есть!

Любя детей и не навязывать лишнего, мы дадим им и то, в чем они больше всего нуждаются: уважение, доверие, безопасность. И эти всего три простые вещи сделают нашего любимого человечка счастливым.

Когда наш человечек был еще совсем маленьким и тиранил нас, бунтовал и хулиганил - мы легко прощали ему все его шалости, мы любили его просто так, вот такого, какой он есть: нетерпеливого, капризного, чумазого и своенравного. Любили - и поэтому легко и радостно смирялись и принимали его всего — от макушки до пяток.

Малыш растет, и мы вместе с ним растем, набираемся опыта, получаем первые уроки, как быть прекрасными родителями. И понимаем, что любые трудности - явление временное, что с ребенком можно всегда договориться, что из любой ситуации можно найти выход и даже не один. И наш опыт говорит, что не нужно усложнять жизнь, а нужно принимать детей такими, какими они есть! Жить и радоваться вместе с ними! Растить их как цветы. Ведь когда го земли появляется маленький росток, мы не торопим его, не тащим за листики, чтоб он поскорее вырос. К солнцу он потянется сам, без нас, потому что это залажено в нём изначально. Мы оберегаем его. Мы просто создаём благоприятные условия для его роста. Мы просто радуемся и ждём, когда он подрастёт, когда бутон наберёт силу, и когда раскроются лепестки. Любой садовник знает: дерево вырастет, цветы расцветут. Просто им не надо мешать. Просто надо делать всё вовремя: и поливать, и удобрять почву, и удалять сорняки, и ставить подпорки; и обязательно помнить, что надо именно этому цветку в этот момент, в этой стадии его развития. Так и с детьми.

Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью?

Не топтать, не помыкать, не спешить и не гнать. Нужно уважать каждую отдельную детскую минуту жизни, позволить детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку. На беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно.

Играю ли я или говорю с ребенком — переплелись две одинаковые минуты моей и его жизни. Игра - самый надёжный способ разрешать сложные проблемы, которые с завидным постоянством подкидывают нам наследники.

Ни для кого не секрет, что дети думают и чувствуют не так, как мы. Им пока недоступна логика взрослых и то, что взрослому кажется очевидным, может быть недоступным для понимания ребёнка, мир для них наполнен, прежде всего, чувствами, эмоциями. Они ярче и удивительнее, чем у взрослых. И как следствие - точка зрения ребёнка и взрослого часто не совпадают. Проблемы возникают, когда взрослые ожидают, что их наследники станут вести себя так-то и так-то. Ну а дети порой ведут себя с точностью до наоборот и при этом совершенно не понимают, за что им всё-таки досталось, - и очень переживают.

Но проявить понимание придётся нам, взрослым. Оценивая поступок ребёнка, необходимо учитывать, что любимый человечек сделал это не просто так, что на это были какие-то причины. Заставляя его подлаживаться под нас, требуя «взрослости» раньше, чем он сам до неё дорастёт, мы не только выдёргиваем его из детства, но ещё и сбиваем с толку, не даём дорасти, отстоять себя и право на своё миропонимание. Упорно добиваясь частных мелочей - уборка, уроки вовремя, - мы иногда мешаем ему в главном: осознать себя таким, какой он есть на самом деле, стать собой.

Дети растут. И всё случается в свой срок. Надо только не препятствовать этому естественному процессу, а поддерживать, помогать, оберегать. Просто дать им возможность быть самим собой.

 

 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Светлана Борисовна! Как тяжело давать ребёнку быть самим собой. Постоянно бежим, зарабатываем деньги, много проблем, и нет времени выслушать ребёнка. Сейчас вспоминаю то время, когда сын был маленький. Очень было тяжело.