Коррекция речевых нарушений. Взаимодействие психолога и логопеда в НОД в условиях реализации ФГТ. Совместная статья Зубковой О. В. и Гаврилуца И. Р.

Гаврилуца Ирина Романовна

Необходимым условием реализации ФГТ является психологическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса. При этом должно происходить тесное сотрудничество педагогического коллектива с узкими специалистами: педагогом – психологом и учителем – логопедом. Это общее взаимодействие должно быть направлено на совместную психолого – педагогическую программу помощи ребенку, реализацию или изменение методов образовательного процесса, поиск исходной причины воспитательно – образовательных затруднений, а так же выявления позитивных сторон в развитии ребенка и опоры на его сильнейшие стороны.

Задачи коррекционной работы проводимой логопедом и психологом ДОУ тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. Это профессиональное взаимодействие предполагает привлечение специалистов к разрешению всех проблем возникающих в группе, тесное взаимодействие при планировании, предоставление специфической информации в области современной педагогики и психологии развития всем участникам педагогического процесса.

Речевая недостаточность у детей дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное взаимодействие на ребенка педагога – психолога и учителя – логопеда дает успешную динамику речевого развития и развития нервно – психической и познавательной деятельности.

Взаимодействие психолога и логопеда должно начинаться с обследования ребенка, которое направлено на раннее прогнозирование и оценку функционального развития ребенка (физического, психического и интеллектуального), а так же представление о состоянии его здоровья. Работа будет успешной только при обеспечении комфортного пребывания ребенка в ДОУ. Подобное обследование позволяет ответить на ряд вопросов:

  1. Есть ли у ребенка слабые звенья и факторы риска, которые требуют специальной компенсации или повышенного внимания специалистов и педагогов.
  2. Есть ли у ребенка сильные стороны, на которые можно опираться в ходе развития.
  3. Какой вариант обучения (программа, режим) будет в большей мере соответствовать особенностям и возможностям ребенка.
  4. Какие трудности в процессе обучения ребенка наиболее вероятны.
  5. Какие варианты компенсации и коррекции дадут наибольший эффект.

Такое обследование можно назвать интегральной диагностикой, которая позволяет развивать ребенка и обеспечивает разностороннее дальнейшее развитие: интеллектуальное, речевое, двигательное, функциональное и вообще развитие ряда интегративных функций.

Значительным и немаловажным фактором в комплексном обследовании специалистами ребенка является приобщение к этому процессу родителей. Пользуясь различными методами (анкетирование, беседы) можно получить от родителей большее количество информации необходимой для видения полной картины развития ребенка. Многие родители склонны к тому, что при понимании, что существует какая - то проблема они не пытаются вникнуть в суть и разобраться, чтобы помочь ребенку, а только напрасно раздражаются. Поэтому задача специалистов – приобщить родителей к полному разностороннему процессу и диагностики и развития, обеспечить их необходимой информацией, а главное показать пути дальнейших действий. Это позволит им увидеть ребенка с разных сторон, сделать работу специалиста более эффективной.

Из результата опыта предлагаемая совместная система заключает в себя чередование элементов и упражнений специалистами в непосредственно образовательной деятельности. В ходе этого чередования происходит многофункциональный характер, который ориентирован на успешную компенсацию психологических и речевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющейся недостаточности у ребят. Во время непосредственно образовательной деятельности используются такие приемы, как придумывание сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.

 

Примерная схема совместного проведения  специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в группе компенсирующей направленности.

 

№ п/п

Этап

Методы

Специалист

Организационный момент

1.

Организационная часть

Этюды, игры, упражнения.

Педагог-психолог

2.

Закрепление речевого навыка

Показ предметных картинок.

Учитель-логопед

Непосредственно образовательная деятельность

3.

Психоречевая гимнастика.

 

Речевые упражнения.

 

Педагог-психолог

 

4.

Развитие навыка связной речи.

Сказкотерапия, игры – фантазии, персказывание, чтение, придумывание (загадок, басен, сказок, небылиц), театрализованная деятельность

Педагог-психолог, учитель - логопед

5.

Лексико – грамматические задания.

Игры и упражнения: «Составь предложение», «Назови ласково», «Что приготовим».

Учитель-логопед

6.

Физкультминутка

Упражнения.

Учитель-логопед

Итог непосредственно образовательной деятельности

7.

Задания в виде вопросов.

Беседа.

Учитель-логопед

 

Благодаря такой системе совместной работы улучшается качество образовательного процесса с детьми группы компенсирующей направленности, повышается эффективность развития, в частности, уровень подготовленности детей к обучению в школе. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности и ставит своей целью не столько формирование знаний, умений и навыков, а непосредственно развитие личности.

Отсутствие системы работы при традиционном обучении не дает возможности дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность и проявить творческую активность. Предлагаемая совместная система позволяет специалистам предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности посредством синтеза современных методов развития речи и личности дошкольника.

 

 

О. Зубкова,

педагог-психолог,

И. Гаврилуца,

учитель-логопед, старший воспитатель

МДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №2» г. Валуйки

 

Комментарии

Гаврилуца Ирина Романовна

Совместная статья педагога - психолога и учителя - логопеда