Презентации

Савельева Елена Константиновна

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи и креативного мышления у дошкольников через творческие формы работы в рамках введения ФГТ»

     В связи с изменением требований к содержанию дошкольного образования в рамках ФГТ особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы сведения системы родного языка, формирования речевой деятельности, развития творческих возможностей детей, а также поиск новых методов и приёмов обучения их связной речи.

     Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. В ХХI веке показателем творческого развития является креативность. Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Она является полной противоположностью шаблонному мышлению, уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.

     Креативный человек – это фантазёр и выдумщик, воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности. Развитие креативности – желание логичное и вполне естественное, так как именно это качество человека способствует успеху буквально во всех жизненных областях.

     Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. На волнующий многих родителей вопрос,  можно ли их развить, можно ли обучить креативности, психологи отвечают: да. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь появляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, возраст от трёх до семи лет наиболее благоприятен для развития креативности.

     При развитии творческих способностей ребёнка материалом служат самые разные – и в большинстве случаев обычные – окружающие вещи. Очень важна способность находить разные пути поиска решения, рассмотреть явление или предмет с разных сторон.

     Выделим компоненты творческих (креативных) способностей дошкольников:  творческое мышление; творческое воображение.

 Основными же  показателями творческих способностей являются:

Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли -  способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределённости, не пугаться «странных» выводов и доводить начатое дело до конца.

     Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной монологической речи детей и играют большую роль в развитии креативного мышления. Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, скороговорок, небылиц.

     Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков у детей  мы организуем занятия по двум этапам. Первый этап познавательный. Он направлен на развитие процессов восприятия, мышления и воображения. На этом этапе:

- формируются представления о композиции рассказа (осмысление структуры рассказа, выделение в нём частей, дифференциация и самостоятельное построение введения, основной части и заключения),

- развиваются умение использовать средства выразительного раскрытия образа (расширение лексического словаря и синтаксических конструкций предложения, использование синонимов).

     Немало важно использовать имеющийся у детей речевой и социальный опыт, активизировать интонацию, мимико-жестикуляторную  речь. На данном этапе используются следующие игры и задания, направленные на активизацию интеллектуального поиска и уточнение содержательно-смысловой стороны речевого высказывания: составление рассказов по опорным словам; на тему; придумывание начала и конца событий; коллективное составление рассказа; восстановление деформированного текста; игры-драматизации. Приведём примеры таких заданий и игр.

 «Весёлая история»

Цель: учить составлять истории на заданную тему.

Придумайте историю про «Собаку, которая играла на гитаре», «Ворону, которая любила кататься на велосипеде».  Расскажите своим друзьям и близким.

Волшебные превращения

Цель: Учить придумывать следствия невероятных событий.

Представьте себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажите, что и как он  видит оттуда. Или расскажите историю о том, что бы вы увидели, если бы очутились на радуге: что видно сверху, какие ощущения – радостно или страшно, кого бы вы хотели с собой взять, как бы спустились на землю.

     Мемуары обычно пишут люди, прожившие яркую и интересную жизнь. Это ещё один приём развития творческого мышления и словотворчества.

Мемуары

Участникам игры предлагается написать мемуары от лица: старого прикроватного столика, старой платьевой вешалки, старой чайной чашки.

     С древности считалось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.

Правила хорошего тона

Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:

под кроватью, в холодильнике.

     Направленность первого этапа работы обеспечивает успешное создание предпосылок для обучения творческому рассказыванию: формирование представлений об окружающем мире, развитие мыслительных операций, речевой активности, обработку  решения детьми задач познавательного характера.

     Задачами второго этапа являются: формирование навыка составления связного развёрнутого высказывания, развития умения использовать жизненные впечатления как творческий компонент рассказа. Рассмотрим примеры.  Огородные рассказки

Цель: развивать воображение при составлении историй на заданную тему.

Педагог предлагает сочинить рассказы - объяснения, а называться эти рассказы будут так: «Почему помидор красный?»  или  «Почему арбуз полосатый?», «Откуда у капусты столько листьев?»  или  «Почему от лука все плачут?»

История одной буквы.

     Многим известная игра. Составьте самый длинный рассказ из слов, начинающихся на одну букву. Например: «Академик астрономии Антон Алексеевич Арбузов арендовал автобус апельсинов, а артист Алексей Андреевич Ананасов арестован атаманом аборигенов».

     Следующее задание «Расшифруй слово»

Представьте, что простые слова – аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки. Например: газ (государство африканских зебр), ура, слив (собрание логопедов и воспитателей)

     Очень трудно быстро произносить скороговорки, ещё сложнее самому придумать труднопроизносимую фразу.

 Скороговорки

 Есть много скороговорок, с именем Саша: «Шишкой Саша шапку сшиб», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Маляр Шурик мешал сурик».  Составьте смешную скороговорку со своим или другим именем.

     Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приёмов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения и креативного мышления  детей. В своей работе мы используем следующие приёмы: придумывание сказки наоборот, продолжение или изменение сказки, введение новых героев, видоизменение окружающей обстановки в сказке, логическое комбинирование сюжетов двух сказок, изменение сюжета или структуры сказки, изменение конца сказки, сочинение сказки вместе с детьми и др.

Как вытянуть репку?

Цель: учить искать выходы из проблемных ситуаций.

Педагог вспоминает с детьми сказку «Репка», затем сообщает, что в новой сказке дед жил один и ему некого было позвать на помощь. Как помочь деду вытянуть репку?

«Перевирание сказок»

Цель: учить использовать в сказочных импровизациях приём «перевирания» сказок.

Педагог читает сказку «Колобок». После её анализа детям предлагается представить, что у Лисы болят зубы и ей очень хочется съесть Колобка. Дети должны ввести в известную сказку новые эпизоды и забавные приключения.

Очень часто в названии сказки или рассказа содержится главная мысль, идея. Эти названия обычно начинаются словами: «О том, как…».

Кондитерские сказки

Цель: учить использовать элементы «оживления, одушевления» предметов.

Сочините сказку: «О том, как мармелад поссорился с шоколадом», «О том, как мороженое путешествовало по Африке», «О том, как конфета потеряла свою обвёртку».

     Креативную атмосферу создают различные приёмы творческого рассказывания с элементами игры-драматизации, например: «Расскажи сказку «Репка» от лица …самой Репки» (не менее интересно от лица Жучки, которая сначала просто наблюдала, а потом сама  активно включилась в общее дело).

     Для развития  воображения и творческих способностей существуют также специальные игры.

Например:  Незаконченный рисунок

Цель: учить  достраивать целостный образ по его фрагменту.

Педагог. Однажды знаменитый художник решил нарисовать картину. Он провёл фломастером на листе первую линию…и тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу. Дорисуйте картину по начатым линиям и расскажите,  что у вас получилось.

Обведи свою ладонь и оживи

Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета. Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно. Расскажи, что у тебя получилось.

     Подобных примеров творческого общения с детьми достаточно много. Но главное заключается в том, чтобы и форма, и содержание занятий были разнообразными, чтобы у наших детей не возникало ощущения рутинности, обычности.

     «Обучить творческому акту нельзя, - отмечал Л.С.Выготский, - но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению».

     Все предлагаемые занятия и упражнения  могут быть использованы и для активации творческого мышления применительно к различным содержательным областям, традиционно изучаемым в ДОУ (математике, музыке, рисованию и др.).

     Таким образом, делаем вывод, что реализация основных направлений по использованию приёмов творческого рассказывания и развития креативности мышления является неотъемлемой частью работы по развитию связной речи в рамках ФГТ.

     Каковы главные рекомендации для педагогов?

- будьте терпеливы; не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, просто не торопите события;

- не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детской деятельности, ведь это иногда становится источником неуверенности в себе и своих возможностях;

- не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал детей «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте с ними, чем строгим голосом призывать успокоится;

- попробуйте сами поиграть в  «креативную педагогику», убедитесь, что поле открыто каждому; как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. И обязательно помните:

«Ребёнок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Паспорт  педагогического  проекта

МБДОУ г. Мурманска детский сад  комбинированного вида № 32 «Оленёнок»

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Проект составили: Савельева Елена Константиновна (воспитатель высшей квалификационной категории), Чудинова Елена Генриховна (воспитатель высшей квалификационной категории)

Образовательная область - «Познание»

Вид проекта – групповой                                

Название проекта - «Покормите птиц зимой»                                        

Время  проекта - краткосрочный, январь 2012г.                                                                                                      

Причины - недостаток знаний о зимующих птицах                                                          

Цель - развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц;

Задачи:  

1. формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах, условиях их жизни;

2. уточнить роль человека в жизни зимующих птиц;

3. воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, желание помогать им в трудный период.

Актуальность проекта:

 воспитывать интерес к зимующим птицам нашего края; узнавать новые факты из жизни птиц; радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой; дать знания о том, чем и как правильно кормить птиц; воспитывать экологически-осознанное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

рост познавательной активности и интереса детей к новым фактам из жизни зимующих птиц; формирование представлений  об оказании посильной помощи птицам зимой; объединение детей и взрослых на основе общности интересов; активное участие родителей в реализации проекта.

Участники проекта:  дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Ресурсы:

бросовый материал для изготовления кормушек; подборка энциклопедической и художественной литературы; дидактические игры; демонстрационные материалы; использование ИКТ.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

* создание необходимых условий для реализации проекта;      

* обсуждение целей и задач;                                            

* работа по изучению познавательной и художественной литературы;

 * подборка дидактических игр и методических рекомендаций по их                                                     использованию;

* планирование работы по взаимодействию с родителями, сотрудниками Краеведческого музея.

* оформление папки - передвижки для родителей с планом работы по проекту.

2 этап – практический

* разработка методических материалов;

* внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах нашего края;

* заготовка корма для птиц;

*  изготовление листовок « Чем и как кормить птиц», плакатов  «Зимующие птицы нашего края»,  «Покормите птиц зимой».

* организация выставки детских работ;

* изготовление кормушек и их выставка;

* наблюдение за птицами.

3 этап – заключительный

* организация птичьей столовой на территории детского сада, подкормка птиц;

* участие в городском конкурсе « Лучшая кормушка»;

* привлечение детей других групп к акции «Покормите птиц зимой»;

* презентация проекта « Покормите птиц зимой» на педсовете по теме «Проектная деятельность в детском саду»

Формы работы с детьми

Занятия

(ОО «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд»)

« Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой», «Тайны птичьего мира»

Чтение детям:

«Покормите птиц». (А. Яшина),  «Кормушка». (Р. Бухараева ), «Слетайтесь, лесные пичуги» (Ю.Кушака), « О чём ты думаешь снегирь?» ( И. Беляковой) 

Обзор энциклопедий «Птицы»

Рассматривание картины « У кормушки»

Дидактические игры по теме

Продуктивные виды деятельности:

Лепка «Громко говорят снегири»

Моделирование «Птичий базар»

Рисование «Зимующие   птицы»

Выпуск стенгазеты « Покормите птиц зимой»

 Выпуск листовки «Чем и как кормить птиц»     

Трудовая деятельность:  изготовление кормушек вместе    с детьми

Участие в городском конкурсе « Лучшая кормушка»                   

Формы работы с родителями

1. Оформление ширмы - передвижки с планом работы по проекту для родителей.

2. Участие родителей в подборе материалов для стенгазеты по теме «Птицы».

3. Привлечение родителей к изготовлению кормушек.

Продукт:                                                  

 1. Выставка работ по изобразительной деятельности

 2. Стенгазета  « Покормите птиц зимой»  

 3. Выставка «Лучшая кормушка», диплом победителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ г.Мурманска детский сад комбинированного вида № 32 «Оленёнок» представляет Проект-презентацию на тему: «Покормите птиц зимой»

Слайд 2

Участники проекта: - дети старшей группы; - родители воспитанников; - воспитатели группы; - руководитель изо - студии; - старший воспитатель.

Слайд 3

Цель проекта: - развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц

Слайд 4

Задачи проекта: 1. Формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах, условиях их жизни; 2. Уточнить роль человека в жизни зимующих птиц; 3. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, желание помогать им в трудный период

Слайд 5

Формы работы с детьми: Занятия познавательного цикла «Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой», «Тайны птичьего мира»; занятия по продуктивным видам деятельности. Чтение детям: «Покормите птиц» (А.Яшина), «Кормушка» (Р.Бухарева), «Слетайтесь, лесные пичуги» (Ю.Кушака), «О чем ты думаешь снегирь?» (И.Беляковой)

Слайд 6

Обзор энциклопедий «Птицы»

Слайд 7

Рассматривание картины «У кормушки»

Слайд 8

Дидактические игры «Узнаем живой мир»

Слайд 9

Изобразительная деятельность: рисование «Зимующие птицы» лепка «Громко вторят снегири»

Слайд 10

Изготовление макетов, стенгазеты «Покормите птиц зимой»

Слайд 11

Моделирование «Птичий базар»

Слайд 12

Трудовая деятельность: изготовление кормушек с родителями

Слайд 13

Целевые прогулки

Слайд 14

Участие в городском конкурсе «Лучшая кормушка»

Слайд 15

Форма работы с родителями: Оформление ширмы - передвижки с планом работы по проекту для родителей. Участие родителей в подборе материалов для стенгазеты по теме «Птицы». Привлечение родителей к изготовлению кормушек.



Предварительный просмотр:

«Использование загадок для развития речи и творческих способностей дошкольников»

     Загадки – особый, весёлый, интересный и загадочный мир. Ещё К.Д. Ушинский говорил, что:  «Загадка оставляет уму ребёнка полезные упражнения»

     В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов, передачи сведений об окружающем мире старшим поколением младшему и не потеряли своей актуальности до сих пор.

     Почему же дети так любят загадки? Да потому, что они отражают детский опыт познания действительности. Загадка – это ожидание сюрприза, это удовольствие, которое ребёнок получает от поиска отгадки и ожидания награды.

     Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями, не становятся полезными – это «мёртвый»  груз.

     Расширяя кругозор детей,  загадки развивают и обогащают речь, стимулируя  процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. Разгадывая их, дети учатся запоминать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы и умозаключения, у них развиваются сообразительность и достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти.

Начиная со средней группыследует включать загадки-описания, загадки, помогающие развивать понимание речи, активную подражательную речевую деятельность, внимание и память.

Например, загадки предусматривающиеотгадки – звукоподражания. Ребёнок внимательно слушает загадку, находит маску – отгадку, мимикой и движениями обыгрывает её, затем отвечает на вопросы:

- Кто это? Что делает? Какой (какая)?

Или следующий пример:

Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки. Это … (яблоко).

Вопросы:  Яблоко какое? (круглое, румяное).  Где растёт?  (на ветке).

     Дети охотно играют в такие игры-загадки. Речь ребёнка обогащается новыми существительными, глаголами, прилагательными, формируется грамматически правильная фраза.

     В старшей и подготовительной группах  программа «Воспитания и обучения» предусматривает работу по автоматизации звуков, развитию фонематического восприятия, формированию аналитико-синтетической деятельности и подготовку к обучению грамоте.

     На занятиях по звукопроизношения и формированию фонематического слуха включаются загадки, которые помогают в отгадке чётко и правильно произносить поставленные звуки, контролировать своё звукопроизношение, а затем определять место заданного звука в словах-отгадках. Например, «Доскажи словечко» (внимание на экран).

     Формирование аналитико-синтетической деятельности и подготовка к обучению грамоте требуют  применения   ЗАГАДОК-РЕБУСОВ. Например:

«Прочитай-ка слово» - ребёнок по символам читает слово и составляет его схему.

«Расшифруй слово» - здесь ребёнок не только повторяет пройденные буквы, но и тренируется в закреплении процесса звукобуквенного конструирования.

 «Придумай слово» - ребёнок по схеме угадывает слово на заданный звук.

 «Составь слово» -дети должны не только выделить звук из начала слова, но и соотнести звуковой образ с буквенным, составить слово и прочитать его.        

     На занятиях по подготовке к обучению грамоте применяются ШАРАДЫ – это загадки, составляемые в стихах, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причём каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Разгадав каждую часть шарады, и сложив эти части, легко узнать задуманное слово.

     МЕТАГРАММЫ – загадки, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа звуков. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нём один или несколько звуков так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки. Например:   исходное слово «САЙКА» - (булочка)

С «Ч» над морем я летаю – получаем слово ЧАЙКА и т.д.

     Если какое-либо слово от перестановки в нём звуков или букв образует новое, имеющее иной смысл, то эти слова называются АНАГРАММАМИ. Например: слово обратно прочитаю и загадку отгадаю: КОТ – ТОК; СОСНА – НАСОС; ЛИПА – ПИЛА.

     Загадки со словами, которые решают путём удаления, замены или добавления звуков (букв, слогов) к зашифрованному слову так, чтобы получилось новое слово,  называются  ЛОГОГРИФАМИ.

     Очень любят дети загадки ПУТАНИЦЫ, которые применяют в конце обучения. Они помогают закрепить навык послогового чтения, способствуют профилактике дисграфии в школе. Дети могут не только исправить ошибку, но и самостоятельно напечатать слово.

     Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к обучению в школе и повышая познавательную активность детей.

                     Список используемой и рекомендуемой литературы:

Волина В. Учимся, играя. М., 1994 г.

Загадки и отгадки  в картинках. СПб., 2006 г.

Золотая коллекция детского сада «Программа развития и обучения дошкольника» СПб., М.. 2001 г.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985 г.

500 загадок про слова для детей. М., 2008 г.

Синицына И.Ю. Буква-озорница. М., 2004 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 

«Театрализованная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»

 «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

                                                                                              А.С.Макаренко.  

        Детство ребёнка проходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои реквизит, игрушки, мебель, одежду. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться.

         Поэтому особое значение мы уделяем театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что, безусловно, помогает:

-сформировать правильную модель поведения в современном мире,

-повысить культуру ребёнка,

- закрепить знания через знакомство с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством,  

- обучить правилам этикета, обрядам, традициям.

         В процессе театрализованных игр наши дети приобретают возможность закрепить умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что от тебя хотят другие. Такие занятия стимулируют развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре.

         На основе этого мы можем сделать вывод, что театрализованная деятельность выполняет ряд функций:

 - познавательную,

- воспитательную,

- развивающую.

   В нашем детском саду театрализованная деятельность организованно пронизывает все режимные моменты:

- мы включаем её в занятия,

-в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,

- осуществляем в самостоятельной деятельности детей.

           А также, мы вносим её в работу  изостудии и кружков, а продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты)  входят в содержание праздников и развлечений.

          Раскроем главные особенности содержания работы по развитию театрально – игровой деятельности в разных возрастных группах.

          Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу, который показывает педагог. Чтобы создать ситуацию для возникновения игры, мы предлагаем детям маски, игрушки, куклы и другие атрибуты.

         Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывают наши воспитатели.

         Педагоги расширяют детский игровой опыт за счёт освоения разновидностей игры-драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребёнок. В этой работе мы выделяем следующие этапы:

- игра-имитация отдельных действий человека;

- игра-имитация последовательных действий с передачей эмоций героя;

- игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей;

- игра-импровизация под музыку;

- бессловесная игра импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток;

- игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов;

- ролевой диалог героев сказок;

- игра-драматизация с несколькими персонажами.

        У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры – настольного театра игрушек, плоскостного на фланелеграфе, пальчикового. Постепенно у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

        В средней группе мы учим детей сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развиваем чувство партнёрства, используем пантомиму двух-четырёх действующих лиц.

Усложняются  методы и приёмы:

- ведение рассказа от первого лица с сопровождением текста и движений;

- настольный театр.

       Театрально-игровой опыт расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми мы используем:

- многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трёхчастных сказок о животных и волшебных сказок;

- игры-драматизации по рассказам на какую-либо тему;

- постановка спектакля по произведению.

       Наши педагоги  уделяют большое внимание развитию интереса к творческой импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности.

         В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения.

          Мы предлагаем использовать мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Подключаем детей к придумыванию оформления сказок, отображению их в изобразительной деятельности.

          Новым становится приобщение детей к театральной культуре, знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра и деятельностью его работников, видами и жанрами театрального искусства.

    Ребёнку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе коллажа из нескольких литературных произведений. Усложняются тексты для постановок. Появляется игра-фантазирование, а также игра «в театр» и игры «с продолжением».

       У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры.  Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать слова.

         Для лучшего понимания литературного произведения мы предлагаем использовать приём «нравственной лесенки».

        Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. При рассматривании иллюстраций в книге необходимо уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей.

         При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуем использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик и предоставляющие ребёнку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа.

        Театрализованная деятельность позволяет нам решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

       Огромную роль в организации театрализованной деятельности играем мы – педагоги. Ведь необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать любую деятельность детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Театрализованная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников» Савельева Е. К. воспитатель МБДОУ №32 г. Мурманск 2010 год

Слайд 2

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С.Макаренко

Слайд 3

Цель работы : сформировать правильную модель поведения в современном мире повысить культуру ребёнка закрепить знания через знакомство с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством обучить правилам этикета, обрядам, традициям

Слайд 4

Функции театрализованной деятельности развивающая воспитательная познавательная

Слайд 5

Способы организации театральной деятельности на занятиях в совместной деятельности детей и взрослых в свободное время в самостоятельной деятельности детей студийная и кружковая работа праздники и развлечения

Слайд 7

Особенности содержания работы по развитию театрально – игровой деятельности в разных возрастных группах

Слайд 9

Этапы усложнения игровых заданий игра-имитация отдельных действий человека; игра-имитация последовательных действий с передачей эмоций героя; игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей; игра-импровизация под музыку; бессловесная игра импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток; игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов; ролевой диалог героев сказок; игра-драматизация с несколькими персонажами

Слайд 10

Усложнение методов и приемов в средней группе ведение рассказа от первого лица с сопровождением текста и движений настольный театр

Слайд 11

В работе с детьми используются: многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трёхчастных сказок о животных и волшебных сказок; игры-драматизации по рассказам на какую-либо тему; постановка спектакля по произведению

Слайд 13

В старшем возрасте: самостоятельная постановка спектаклей усложнение текста игра-фантазирование игра «в театр» игра «с продолжением»

Слайд 15

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству

Слайд 17

Спасибо за внимание!