МАСТЕР-КЛАСС «Использование активных технологий развития познавательного интереса старших дошкольников к рукотворному миру»

Васютина Светлана Ивановна

 

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС

 

«Использование активных технологий развития познавательного интереса старших дошкольников к рукотворному миру»

 

 

 

Подготовила:

Васютина Светлана Ивановна,

воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Губкин, 2012 год

Тема моего опыта «Развитие  познавательного интереса у детей к рукотворному миру».

 

        На протяжении пяти лет я работаю по этой теме. Актуальность данного опыта на современном этапе очевидна. Предметный мир, окружающие вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения.

     Программа «Детство» (В.И.Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А.Ноткиной) предусматривает приобщение детей к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Знакомство с рукотворным миром проходит через все виды детской деятельности.

      Задачу развития познавательного интереса  детей, творческого подхода к познавательной деятельности,  можно с полным основанием назвать важнейшей в подготовке к школе, особенно в работе с детьми логопедической группы.

      Цель опыта:   развитие познавательного интереса дошкольников  к рукотворному миру через систематизацию представлений о предметах.

 

  - В своей  работе я применяю  различные формы и методы работы с детьми,  активизирующие развитие познавательного интереса у дошкольников к рукотворному миру. ( схема).

   - занятия:  в форме дидактической игры, игры-путешествия, КВН, викторины и другие;

   - в повседневной деятельности использую: целевые прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетные игры с использованием предметно-схематических моделей, опыты, эксперименты.

 Для развития познавательного интереса у детей применяю активные методы и приемы:

   - ТРИЗ;

   - методику предметно-схематических моделей;

   - технологию экспериментирования;

   - игровые технологии.

  Качество обучения и воспитания зависит от оптимального выбора технологий, методов, приёмов, средств, форм обучения и воспитания.

   Внедрение инновационных технологий, позитивно отражается на развитии познавательного интереса, логического мышления, любознательности.

   И коль мы по долгу службы или велению души работаем с детьми, все наши частные действия должны быть направлены к тому, чтобы творчество, развитие познавательного интереса дошкольников стало нормой человеческого бытия. 

    Одной из интересных форм работы с детьми по развитию познавательного интереса является педагогическая система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), разработана она советским учёным Генрихом Альтшуллером. Творчество – самый эффективный способ активного развития личности, а также средство решения проблемы выживания человека и развития его в современном быстро изменяющемся мире.

    В настоящее время приёмы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детском саду для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

    Систематизировать, углублять и закреплять представления об объектах окружающего мира помогает «Волшебный экран». Это один из самых известных приёмов ТРИЗ – «системный оператор» (многоэкранная схема талантливого мышления). Прослеживание предмета во времени есть нечто иное, как маленькая исследовательская работа.

     Сегодня я хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с этим интересным методом работы и поиграть в игру « Волшебный экран»

 

   

 Цель игры: развитие познавательного интереса, системного мышления, умение на основании представлений о предмете и его истории определять линию его развития, развивать творчество, любознательность, интерес к предметам рукотворного мира.     

Цифрами обозначен рекомендуемый порядок заполнения таблицы.

С (система) – предмет, который рассматривается. Каждая система имеет  прошлое и будущее, а также набор свойств (признаков с их значениями), которые могут изменяться по мере её развития. Эта система относится  к рукотворному миру, она обязательно имеет функции (то, для чего была создана).

Н/С (надсистема) – ближайшее  окружение объекта (т.е. место нахождения, где он используется).

П/С (подсистема) – структурная единица системы.

Выделение подсистемы  - основные части, из которых состоит предмет. Для работы с «волшебным экраном» используются контрольные вопросы для систематизации представлений об объектах рукотворного происхождения.

 

     Материалы и оборудование к игре: Большая карта-схема, расчерченная на 9 квадратов, на которой цифрами обозначен порядок выкладывания карточек.

     Раздаточный материал: На каждого участника игры 6 карточек, на которых схематично отображен рассматриваемый предмет, 3 карточки пустые (в них участники рисуют предполагаемый предмет).

      Ход игры: Участникам игры раздаются карты-схемы с 9 квадратами и карточки с изображёнными ответами, 3 карточки пустые, где они  должны изобразить придуманные предметы, соответствующие ответам на предлагаемые вопросы.

     - Я буду задавать вам вопросы, а вы по мере ответов в ту или иную часть таблицы (экраны) помещаете карточку, на которой схематично отображен рассматриваемый предмет.

 

     -. Прежде чем получить карту – схему  с предметами отгадайте загадки: 

                                                           1. Трещит, а не кузнечик,

                                                               Летит, а  не птица,

                                                               Везёт, а не конь (самолёт)

 

                                              2. Плывёт лебедь без крыльев (корабль)

Разложите перед собой картинки. Будьте, внимательны, слушайте вопросы.

 

Контрольные вопросы для систематизации представлений об объектах рукотворного происхождения.

  1. Что это? (Называется объект, например автомобиль, и обозначается схемой). Для чего люди его придумали? Что ещё «умеет делать» этот объект?
  2. Какие части есть у объекта? (Колесо, кабина и т.д.) Как каждая из них помогает выполнению «главного дела»?
  3. Где мы можем встретить этот объект? (На дороге.) Для чего он там? Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением?
  4. Как люди обходились без этого объекта, когда его не было? (Использовали лошадей, запрягали их в повозки и т.д.) Что «умел» его «предшественник»?
  5. Какие у него были части? Чем он отличался от нашего объекта?
  6. Где его использовали? Что не устроило людей? Зачем они при думали наш объект?

На вопросы № 7, 8, 9 вы в пустых карточках изображаете предполагаемые предметы.

  1. Что сейчас хотелось бы изменить? Что ещё можно научить делать это объект? (Летать, плавать под водой и т.п.) Какие его качества улучшить?
  2. Как будет выглядеть объект в будущем? Какие у него будут части? Чем он будет лучше?
  3. Как изменится жизнь человека, если это произойдёт? Какое влияние это окажет на природный мир? Кто в этом случае «найдёт, а кто потеряет»?

 

- Молодцы, вы придумали  интересные решения, проявили творческую фантазию.

 

Я считаю, что эта игра подводит детей к тому, что создавая предметы будущего, у детей углубляются и конкретизируются детские представления, умение точно использовать слово для характеристики особенностей предмета, у них развивается познавательный интерес, логическое мышление, обогащается активный словарь.

Вывод: Создавая объекты рукотворного мира, человек должен думать не только о том, как удовлетворить свои потребности, но и о том, чтобы не найти вреда окружающей среде.

 

   - Я хочу познакомить вас с еще одним эффективным приемом – применение предметно-схематических моделей (автор О.В. Дыбина). Благодаря этой методике, дошкольники учатся соотносить предметы с реальными формами, выделять форму предмета, посредством отнесения ее к эталону, у детей систематизируются и обобщаются знания о рукотворном мире.

    Существует ряд игр с использованием предметно-схематических  моделей: «Что предмет расскажет о себе?», «Загадки», «Отгадай предмет», «Подбери предмет», «Расскажи Незнайке о любимом предмете», «Опиши предмет», «Самый главный», «Забывчивый покупатель».

     Сегодня мы с вами поиграем в игру «Загадки». Посмотрите на экран и выберите  картинку и не называя предмет, загадайте  о нем загадку.

       Цель игры: Учить участников игры  последовательно  описывать предметы, опираясь на предметно-схематические модели. Развивать смекалку, логическое мышление, речь.

    Раздаточный материал: 5 картинок с изображенными предметами.   

  Демонстрационный материал:  Большая карта-схема, с последовательным описанием свойств предметов.

 

Ход игры: Сейчас, вы выберите картинку. По схеме, изображенной на экране составляете загадку про свой предмет. Остальные участники отгадывают, какой предмет вы загадали.

 

Вывод: Я считаю, что благодаря применению предметно-схематического моделирования в игре у детей активизируется интерес к обычным вещам. Развивается познавательная активность, любознательность, развиваются мыслительные процессы: умение анализировать, систематизировать, развивается речь детей.

 

Рефлексия:

Участникам игры предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) способствует…

   

2. ТРИЗ целесообразно применять...

 

3. Однако, …