рекомендации по сюжетно-ролевым играм на разных возрастных этапах

жучкова елена николаевна

развитие сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах

можно пред­ставить в следующей сводной таблице

 

Возраст       

Характер      игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

средний

   Взаимосвязанные игровые   действия, имеющие четкий ролевой характер

 

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети само­стоятельно удержива­ют воображаемую ситуацию

старший

Переход к ролевым действиям, отобра­жающим социаль­ные функции людей

 

Роли распределя­ются до начала игры, дети придер­живаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединен­ных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

 

подготовительный

Отображение игровых действиях отношений между людьми (подчине­ние, сотрудни­чество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала


 

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отноше­ниям между людьми


 

 

 

Развитие сюжетной игры может идти по следующей схеме:

  1. Воспитатель — игрушка.
  2. Воспитатель (основная роль) — ребенок (1) (до­полнительная роль).
  3. Ребенок (1) — игрушка.
  4. Ребенок (1) (основная роль) — ребенок (2) (до­полнительная роль).

Сюжетно-ролевые игры детей средней группы детского сада

У детей средней группы детского сада появляются коллективные игры, что создает возможность доя быст­рого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы (примерно 50-70% творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к иг­рам с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные обществен­ные события и явления.

Руководство играми детей средней группы педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения организованно иг­рать небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.

Для решения этих задач воспитатель в основном дол­жен использовать косвенные приемы руководства: обо­гащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает  несколько игр на разные темы. В таких случаях воспи­татель сначала помогает детям расширить знания для од­ной-двух игр, а затем постепенно переходит к углубле­нию содержания других.

 

 

Сюжетно-ролевые игры детей старшей группы детского сада

 

Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, которая приближается к модели предмета.

Основная задача руководства играми старших дошкольников — развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог обязательно! должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых! интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.

Во всех группах, в том числе и в старших, воспита­тель время от времени должен предлагать новую тему игры, (преимущественно тем детям, чьи игры становятся сте­реотипными). При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображени­ем играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей, и т. д.

Сюжетно-ролевые игры детей подготовительной группы детского сада

 

Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимо­действий взрослых друг с другом. Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспи­татель должен направлять их внимание на подбор основ­ного игрового оборудования, оказывать помощь в изго­товлении недостающего, приучать к элементарному пла­нированию игры, самостоятельной организации игро­вой обстановки. По ходу игры педагог может давать де­тям советы, задавать вопросы, привлекая внимание иг­рающих к той или другой стороне игры, и т. д.

В подготовительной группе педагог редко берет на себя ту или иную роль.