Сочиняйте вместе с нами

Савельева Елена Константиновна

!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_ot_matroskina.docx245.71 КБ
Файл pomidor_kosmosa.docx200.63 КБ
Файл predislovie_k_skazkam.docx12.72 КБ
Файл saamy.docx22.08 КБ
Файл spor_na_ogorode.docx1.38 МБ
Microsoft Office document icon starye_skazki_na_novyy_lad.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Читайте вместе с нами!

Рассказ  «Письмо для ребят от кота Матроскина»

«Здравствуйте, дорогие ребята! Сообщаем вам, что мы с Шариком в полном здравии. Живём дружно, но иногда, конечно, бывает и спорим. Вот хочу рассказать вам одну историю.  Задумали мы к дяде Фёдору в гости поехать. А путь нам перегородило озеро. Мы с собой кроме вёдер с молоком ничего не взяли и как перебраться на другой берег не знаем. Шарик говорит: «Давай дождёмся зимы, когда озеро льдом покроется».


F:\буклет ватман\1xIxBhPI.jpg

 А я ему говорю: «Так ждать очень долго и молоко прокиснет». Тогда я ему предлагаю: «Давай молоко выпьем, сделаем «качели-катапульту» и перелетим на другой берег, как Мюнхгаузен на ядре из пушки летал».

F:\буклет ватман\6af27a4d5042ef0be5c8bc2a51215fbd.jpg

Он мне заявляет, что это очень опасно. И если мы не долетим, то упадём в озеро и утонем. Поскольку я, дескать, плавать не умею».

Тогда я ему говорю: «Пойдём вокруг озера».

F:\буклет ватман\7050199425_08e47108de.jpg

А он: «Ты что, мол, не знаешь, сколько в лесу диких зверей, вмиг нас на кусочки порвут». Вдруг я слышу,  утка в кустах крякает. Шепчу Шарику: «А что, если утку поймать, сесть на неё, да и переплыть!». Тут он как закричит: «Ты что совсем считать заручился, ведь нас двое, а утка одна!» «Да,     подумал я, что-то  совсем у меня с математикой плохо». «Решено!» - прорычал Шарик. «Копаем ручей, вода из озера вытечет, по сухому дну и пройдём!» Тут я как зареву. «Чего ревёшь?» - спрашивает Шарик. «Мне рыбок жалко, они ведь погибнут без воды». Думали мы,  думали и,наконец, придумали построить плот.

F:\буклет ватман\231-200x150.jpg

Связали вёдра шнурками от  Шариковых кед, сели в вёдра и стали лапами грести. Быстро так на другой берег переплыли и к вечеру уж добрались до дома дяди Фёдора. Молоко, правда, пришлось ещё на том берегу выпить, а то,  как плот-то сделать, да и чего добру пропадать. Пишите нам письма, какие истории с вами приключаются, приезжайте к нам в Простоквашино молоко парное пить ибудете, непременно, здоровы здоровы!

       До встречи. Ваш кот Матроскин и Шарик.

      Сентябрь 2012 год»



Предварительный просмотр:

Читайте вместе с нами:

Рассказ    «Помидор из космоса»

Однажды со мной произошла удивительная история.

Возвращаясь вечером домой, я решил наконец-то разгрузить свой шкаф от всякого хлама. Я быстро поужинал, достал пылесос, надел щеточку на трубу, открыл дверку шкафа – и от удивления открыл рот: в шкафу лежал огромный зелёный шар! «Помидор!» - почему-то мелькнуло у меня в голове.

C:\Users\Юлия\Pictures\Савельева\016.jpg

Я осторожно протянул руку, чтобы потрогать его – и опять замер: по поверхности помидора прошло какое-то разноцветное мигание, его отблески собрались в одном месте и постепенно стали напоминать круглый кошачий глаз. А потом глаз заморгал, то быстро подмигивая, то закрываясь надолго, три раза коротко, потом три раза надолго и опять три раза коротко. Потом долго смотрел на меня, словно умоляя понять, и опять начинал мигать.

- Да это же сигнал «SОS»! – вдруг пронеслось у меня в голове. Но что делать? Как помочь? Я опять протянул руку. Словно успокаивая меня, помидор потух. Я осторожно взял его в ладони и понёс к окну, чтобы получше разглядеть. И тут глаз открылся опять. «Спасибо! – сказал он. – Ты всё правильно понял! Мне не хватало энергии».

- Но солнце уже почти зашло. Может быть,  поможет лампочка?

- Нет,  мне нужен только солнечный свет. Подождём до утра…

Утром под лучами солнца он начал быстро краснеть и скоро смог говорить. Оказалось, что на их планете родимоП («помидор»  наоборот) вывели специальную форму жизни для путешествия в космосе. Чтобы лучше освоится с планетой, на которую они попадают, «разведчики» становятся семенами разных растений. Когда они, эти «разведчики» растут, они впитывают информацию о планете и учат язык. Мой гость стал семечком помидора, чтобы не расставаться с солнцем, источником энергии, но случайным ветерком его занесло в мой шкаф, где он чуть не погиб.

- Я уже давно должен был вернуться, обо мне все беспокоятся на моей планете, - сказал помидор. – Они поняли, что у меня авария, но не знали, как помочь. Ночью я улечу. Не грусти. Я расскажу нашей планете о Земле, и мы ещё встретимся. Ведь встреч без разлук не бывает…

Вечером я оставил его на балконе и даже не заметил, как он улетел. Просто раздался лёгкий щелчок, и его не стало. Только в чёрном небе сверкнула красная звёздочка.

А шкаф я так и не почистил: на слое пыли до сих пор виден отчётливый круглый след…



Предварительный просмотр:

«Сочиняйте с нами – сочиняйте сами»

 В последнее время родители стали больше внимания уделять развитию детей. Они пытаются научить ребёнка читать и считать, записывают его во всевозможные кружки – рисования, танца, музыки, стремятся обучать иностранному языку. Думаю, они не всегда понимают важность творческого развития ребёнка, чаще всего загружая его память и обучая навыкам по показу и образцу.

      Однако существует категория родителей, которые считают, что развивать способности ребёнка должны только специально подготовленные люди, профессионалы. Именно с такими родителями важно вести разъяснительную работу о том, что занятия в кружках и студиях – лишь дополнение к семейному воспитанию, а не его замена. Без взаимодействия с семьёй невозможно добиться положительных результатов в формировании интеллекта, культуры ребёнка.

      Тесный контакт с родителями через родительские собрания, индивидуальные беседы, совместное проведение занятий, домашние задания позволяют мне расширять возможности развития дошкольников. Порой необходимо начать общение с родителями с трансляции им положительного образа ребёнка, что является основой доверительно-делового контакта с ними, при котором я стараюсь подчёркивать положительные черты личности ребёнка, проявившиеся в ходе занятий, рассказываю о его достижениях, интересных идея, выдвинутых во время коллективного обсуждения.

       Одной из форм сотрудничества являются творческие домашние задания, которые чаще всего я предлагаю выполнять  всей семьёй. Например: ребёнок получает задание сочинить дома сказку  и продиктовать её взрослым. Соавторство детей и родителей я всегда приветствую, ведь это способствует созданию доверительной атмосферы в семье. Родители часто признаются мне, что в такие моменты их ребёнок, раскрепощаясь, открывается им с необычной стороны. Действительно, минуты сотворчества сближают взрослых и детей, приносят им удовлетворение от результатов совместной творческой деятельности. И уже порой бывает трудно определить долю участия в работе каждого из них.

      Я считаю, что в процессе домашнего творчества изменяется социальный статус ребёнка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребёнка вызывают уважение у членов семьи.



Предварительный просмотр:

Вы знаете?

Вы знаете?

Вы знаете?

Вы знаете?

Ну, конечно, знаете!

Ясно, что вы знаете!

Несомненно!

Несомненно!

Несомненно,  знаете!

                  /Д. Хармс/

- Да! Да! Да! Да!

Что ребята  из детсада

«Оленёнок» - 32,

Ждут давно уж, не дождутся

К себе в гости, в город Мурманск

Всех саамских дошколят!

А вы знаете, что ЛО?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что РИ?

Что саамы иль лапландцы

По-другому лопари.

Мрачной Похьёлы народы

В переводе означает –

Люди, или человек живущий

На самом краю земли!

- Да! Да! Да! Да!

Издавна живёт в погостах,

А по-нашему в селеньях:

Краснощелье и Поное,

Иоканьге или Лопарской,

Варзино или Лумбовке,

Имандре или сосновке

Малый северный народ.

А вы знаете, что ХО?

А вы знаете, что РО?

А вы знаете, что ШИ?

Все работы хороши!

Мамы, папы, тёти, дяди

Всех саамских ребятишек –

Кто строитель, кто учитель,

Кто умелец, земледелец.

По профессии: доярки,

Полеводы и поэты,

Геофизики, врачи –

Все работы хороши!

- Да! Да! Да! Да!

Ведь в Лапландии далекой

Люди трудятся немало.

На охоту, на рыбалку и на стойбище оленей

Едут, мчатся и несутся

Прямо в снежную зарю!

А вы знаете, что ДЕВ?

А вы знаете, что ЧОН?

А вы знаете, что КАМ?

Всем девчонкам и мальчишкам

Не страшны мороз и стужа.

Они выскочат из «тупы»

В тёплых «койбицах» и «торрьке»,

Да наденут «кабперь» - шапки,

Полетят снежки друг в друга.

Не страшны им ветер, вьюга!

- Да! Да! Да! Да!

Шкура тёплая оленя

Издревне служила людям,

Чтобы сделать «каньги», «пимы»,

Люльку сделать и игрушки.

Хороша оленья шкура!

А вы знаете, что ПРИ?

А вы знаете, что РО?

А вы знаете, что ДА?

Что сурова там природа:

Горы – Расвумчорр, Сенгисчорр…

Как глубоки там озёра –

Имандра, Симбозеро…

И богаты рыбой реки –

Кола, Ёна и Чудзьйок.

Жемчуга там добывают

Диву дивится народ!

- Да! Да! Да! Да!

В тундре там растут:

Брусника, вороника  и черника.

Там и «луэмман» - морошка,

«Ныгкешь» - щука, «шоабпе» - сиг.

Вот богата как природа!

А вы знаете, что РЕ?

А вы знаете, что БЯ?

А вы знаете, что ТА?

Что саамские ребята

Из Лапландии прекрасной,

Из Ловозера родного

Ежегодно приезжают

Праздник Севера встречать!

И на лыжах, и на нардах,

На собаках и оленях

Каждый раз они спешат!

- Да! Да! Да! Да!

Ведь ребята эти знают

Игры «Хейро» и «Куаффк палэнь»,

Пляски, песню «Мотчес Катрэм»

Мы их выучим и будем

Вместе дружно петь, играть!

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что АЙ?

А вы знаете, что НАС?

По саамски значит «сказка»:

Об олене гордом – Мяндаш,

О подземных людях чахкли, и об Тале-людоеде,

И о равках-вурдалаках,

И про «моджесь ниййт» - «Дочь солнца»,

И про «злую Чудь» - сказанья,

Мифы, бойса и муштоллы.

- Да! Да! Да! Да!

«…Там блестит застывший воздух,

Зайцы снежные там скачут;

Ледяные там медведи

На вершинах снежных ходят,

По горам из снега бродят…»

А вы знаете, что МЫ?

А вы знаете что ЛЮ?

 А вы знаете, что БИМ?

Что мы любим

Резать, клеить

И, конечно, рисовать!

Пишем книги, сочиняем –

Как прекрасен Крайний Север

Посылаем их на конкурс, чтоб увидели их все!

- Да! Да! Да! Да!

Ведь ребята дошколята

Из детсада «Оленёнок»

И саамские ребята

Скоро встретятся

И скажут: «Здравствуйте!»

Иль: «Тирр ялак!»

Словарик:

Бойса – бывальщина

«Куаффк палэнь» - игра в футбол

Койбица – рукавицы из шкуры, снятой с оленьих ног

Кабперь – шапка

Каньги – саамская обувь из шкуры оленя

«Лопь» - край, предел

«Лаппи», «лаппоны» - кочевые племена, населявшие Кольский полуостров в средние века

Лопарь – человек, живущий на самом краю земли

Лопари, лапландцы, саами – этнографические названия финского и шведского происхождения

Лапландия – территория севернее Полярного круга и Беломорья на востоке до Норвежского моря на западе

Ловта – миф

Луэмман – морошка

Майнс, мойанас – сказка

Муштолла – импровизация

«Мотчес Катрэм» - саамская песня

Мяндаш – человек – олень

Моджесь  ниййт – красивая девушка

Нарды – саамские сани

Ныгкешь – щука

Похьёла – деревня в Лапландии

Погост – саамское селение

«Праздник Севера» - спортивная полярная  олимпиада, отмечается ежегодно в Мурманске с 1934 года

Пимы – сапоги выше колен из шкуры оленя мехом наружу

Равк – вурдалак

Стойбище – стоянка оленей

Тупа – жилище из брёвен с плоской крышей

Торк – шуба из оленьих шкур мехом внутрь

«Тиррв ялак!» - привет, здравствуйте

«Хейро» - детская саамская подвижная игра

Чакли – сказочные существа, маленькие человечки, живущие под землёй

Чудь – враг, разбойник

Шоабле – сиг

 Литература:

«Северное сияние. Саамский язык в картинках» Авторы: Кучур Р. Д., Афанасьева Н. Е. ,Мечкина Е. И. . Яковлева Р. И., Мурманск, 2009.

«Советские саамы: история, экономика, культура» Авторы: Киселёв А. А., Киселёва Т. А., Мурманское книжное издательство, 1979.

«Семилетний стрелок из лука. Саамские сказки» Обработка: Пация Е., Мурманское книжное издательство, 1990.

Саамские игры:

С целью возрождения  развития и популяризации самобытной культуры, национальных традиций и художественных промыслов коренных жителей Севера в Кольском районе проводятся Саамские игры.

« Под Медведицей Большой вдали синеет край саамов. Гора уходит за горой, вода мелькает за водою, грады вершин и гребни сопок стремятся к небу высоко, шумят леса, текут там реки, стальные мысы достигают пространств волнующих морей» - это перевод на русский гимна, общего для всех саамов из России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Именно с него традиционно начинается праздник «Саамские игры».

Саамские игры проводятся на станции Лопарская. Место проведения саамских игр было выбрано не случайно. Лопарская является местом компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Кольском районе, кроме этого о многом говорят и название этого населённого пункта.

Впервые Саамские игры состоялись в 1996 году.

Основу праздника традиционно составляют следующие национальные игры и состязания:

- метание няртолы (аркана) на хорей. Это состязание предполагает набрасывание аркана (няртола) на хорей (чучело оленя), закреплённое в специальной подставке, либо вкопанное в землю.

- прыжки через нарты. Для проведения прыжков используются 2-10 макетов оленьих нарт (саамские сани), которые ставят в ряд друг за другом параллельно.

- стрельба из арбалета. Стрельба из арбалета производится с расстояния 5 метров по мишени в форме волка.

- ловля рыбы на банку. Для соревнований по ловле рыбы используют жестяную  консервную банку, с привязанной к ней леской и блесной.

- тройной национальный прыжок. Участник выполняет с места три прыжка подряд толчком с двух ног и приземляясь на две ноги.

- саамский футбол. В футбол играют две женские команды в юбках по пять человек. Мяч сшит из шкуры оленя и набит волосами. Засчитывается только мяч, который закатился в ворота, а не залетел.

- перетягивание каната. На земле рисуется коридор из трёх линий длиной 1 метр. Отметка на канате устанавливается на уровне средней линии. Команды из 10 человек выстраиваются по обе стороны от отметки, на уровне внешних линий.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

РЕПКА

Захотел дед репки. Не знает, что ему делать. Позвал он на помощь бабку. Бабка говорит:

- Надо семечко в землю бросить.

Бросили. Сидят, ждут точка. Никак не растет репка.

Позвала бабка внучку. Внучка говорит:

- Надо семечко полить.

Полили. Сидят, ждут. Плохо репка растет.

Крикнула внучка Жучку. Жучка говорит:

- Будем землю рыхлить. Взрыхлили. Сидят. Ждут. Одни сорняки пошли.

Позвала Жучка Мурку. Мурка говорит:

- Надо землю прополоть. Снова ждут. Маловата репка.

Мышка прибежала, говорит:

- Без солнышка не обойтись.

Крикнули все вместе:

- Солнышко, ведрышко – выгляни в окошко.

Солнце выглянуло. Выросла репка большая – пребольшая. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут, потянут, вытянули репку. Все наелись.

                                                                                        МАКСИМ Д. (5,5 лет)

                                                                                     ТЕРЕМОК

Стоял в поле теремок. Катился мимо камешек. Увидел теремок и остановился и спрашивает:

- Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается. Закатился в теремок камешек и стал в нём жить. Бежал мимо ручеек, выскочила из него капелька, увидела теремок и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?

- Я, твердый камешек, я в воде тону, зато в огне не горю. А ты кто?

- А я прозрачная капелька. Я могу быть теплой, могу быть и холодной.

- Иди ко мне жить.

Стали они жить вдвоём. Летит мимо ветерок. Увидел теремок и спрашивает: - Кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?

– Я, твёрдый камешек.

- Я, прозрачная капелька. А ты кто?

- А я, лёгкий ветерок. Я умею шуметь, гудеть, завывать, свистеть.

- Иди к нам жить. Стали они вместе жить.

Лежит на дороге серая глина, огляделась она вокруг  и увидела теремок. Думает:

- Дай зайду.

Постучала и спрашивает:

- Кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт.

- Я, твёрдый камень.

- Я, прозрачная капелька.

- И я, лёгкий ветерок. А ты кто?

- Я -  мягкая глина. Из меня можно лепить.  

- Иди к нам жить. Забралась глина в теремок, стали они вместе жить.

Заглянул в окошко солнечный лучик и спрашивает:

- Кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живёт?

- Я, твёрдый камешек.

- Я, прозрачная капелька.

- Я, лёгкий ветерок.

- Я, мягкая глина.

- А ты кто?

- А я, солнечный лучик. Я даю всем тепло и свет.

- Иди к нам жить.

Стали они впятером жить.

Вдруг налетела чёрная туча и загрохотала:

- Кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

- Я, твердый камешек.

- Я, прозрачная капля.

- Я, легкий ветерок.

- Я, мягкая глина.

- Я, солнечный лучик.

- А ты кто?

- Я, чёрная туча.

-  Иди к нам жить.

Полезла туча в теремок, загремел тут гром, затрещал теремок. Засверкали молнии. Посыпались искры.

Испугались жители теремка, да и разбежались кто куда.

                                                                                        Семья  ЯРОСЛАВА  Щ. (6 лет)

                                           

                                           ВОЛШЕБНЫЙ КАМУШЕК.

Давным-давно жили старик со старухой. Жили они бедно. И вот бабка послала деда в лес за дровами. Пошёл дед в лес, увидел он маленькое сухое деревце. Вдруг что-то засверкало под деревцем. Старик нагнулся и увидел в траве камушек. Камушек был очень красивый и решил дедушка взять его домой. Принес камушек, а старуха увидела и давай  его ругать:

- Зачем ты, старик, всякую грязь домой тащишь.

Дед решил камушек протереть, и вдруг, камешек засверкал,  и из него выскочили два удалых молодца и говорят:

- Приказывай, дед, мы исполним все твои желания.

Дед пожелал много, много еды и в тот же миг на столе появились всякие кушанья.

Бабка была такая болтунья, что она разболтала по всей деревне про волшебную находку.

Слух дошёл до барина. Приехал он к бабке и деду и начал требовать камушек. А дед знал, что бабка болтунья и подменил волшебный камушек на простой.

Барин стал интересоваться у бабки как пользоваться камнем. Бабка потерла камушек, но ничего не произошло. Барин разгневался и приказал слугам, чтобы старухе дали 20 плетей, чтобы она больше не обманывала.

После этого старуха перестала болтать и сплетничать.

И зажили они с дедом весело и никогда больше не голодали.

                                                                                                            КСЕНИЯ К.  (6 лет)

КОЛОБОК

Жили-были старик со старухой. Вот и просит баба:

- Принеси-ка мне старый, воды.

Пошёл дед на реку, набрал полные вёдра воды и понёс домой. Качнулось вёдро и выплеснулась на тропинку капелька. Подскочила капелька и покатилась по дорожке.

Катится капелька, а навстречу ей заяц.

- Капелька, капелька я тебя съем.

- Не съешь. У меня нет вкуса, я безвкусная. Беги, попей молочка, оно вкуснее. И покатилась капелька дальше – только заяц её и видел.

Катится капелька дальше, по тропинке лесной. А навстречу ей серый волк.

- Капелька, капелька я тебя съем.

- Не ешь меня серый волк, я тебе не понравлюсь, потому что у меня нет запаха. Беги, поищи себе что-нибудь повкусней.

И покатилась капелька дальше, только волк её и видел.

Катится она дальше, а навстречу ей медведь.

- Капелька, капелька я тебя съем.

- Ну и где тебе косолапый съесть меня. Я жидкая, могу менять форму, быстро проскочу между лап. Поди, мишка, малинку поищи.

И опять покатилась. Медведь только ей в след и посмотрел.

Катится капелька дальше, а навстречу ей лиса. Знала она какая лиса хитрая. Превратилась капелька в пар и полетела облачком, только лиса её и видела.

                                                                                        Семья   БОРИСА И. (6 лет)


 

Комментарии

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Елена Константиновна, какие великолепные сказки, а сочиненные детьми вообще чудо сказочное. Удачи Вам и вашим деткам в этом сказочном творчестве.