«Этапы установления сотруднических отношений с родителями воспитанников»

Сурмач Марина Павловна

Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень  семейного воспитания.

Детский сад и семья хронологически связаны, но не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания, объединение которых - в интересах ребенка. Перестраивать что-либо нелегко, приходится ломать стереотипы:

  • во-первых, родители не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей (позиция «Мы родили, кормим, даем все, что можем, а воспитывают и учат пусть детский сад и школа»);
  • во-вторых, родители зачастую не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придают ему такого же значения, как школе.

Для эффективного взаимодействия детского сада с семьей следует  составить семейный портрет.

       После составления формы социального паспорта ставится задача установления доверительных отношений с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество.

       Первый этап:

  • установление контакта с родителями;
  • разнообразие совместной деятельности и форм общения.

       Второй этап:

  • знакомство с условиями жизни и воспитания ребенка в семье;
  • закрепление установки на сотрудничество.

     Для достижения перечисленных целей следует убедить родителей, вызвать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений, вызвать желание родителей осваивать педагогические знания, навыки и умения для понимания возрастных особенностей и возможностей ребенка.

     Для полноценного диалога необходимо определить  запросы родителей, согласовать с ними режим работы, выработать общие требования к поведению ребенка в семье и детском саду. В этом  помогла одна из форм анкетирования.Итоги анкетирования дали дополнительную информацию для выявления степени благополучия  и причин неблагополучия в семье ребенка.

      Аналитический материал стал основой для следующего шага - поиска новых формы взаимодействия, их преподнесения таким образом, чтобы родители захотели ими воспользоваться.

       Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей – длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:

  • обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
  • организация совместного творчества педагогов и родителей;
  • гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;
  • интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

На основе данных принципов сформулированы

УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ:

  1. Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу.
  2. Внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям.
  3. Гибкость, подвижность образовательной стратегии.
  4. Способность к оказанию психологической поддержки.
  5. Ориентация на стимулирование самообразования родителей.
  6. Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе.
  7. Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме /даже самой острой/.
  8. Проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями.
  9. Искреннее желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации.
  10. Недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими.

Данные умения легли в основу создания

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ:

1 этап – ознакомительный

Сбор информации

  • анкетирование «Первые впечатления»;                                          
  • «Семейный портрет»;                                                            общение; беседа; наблюдение)
  • собеседование;
  • наблюдение

2 этап – общепрофилактический

Психолого-педагогическое просвещение

  • наглядная агитация (стенды, листовки, родительская газета и т.п.);
  • организация встреч со специалистами (психологом, медицинским работником, учителем);
  • консультации по вопросам организации УВП («Детский сад со всех сторон»), возрастной психологии («Я расту»).                     

                             3 этап – индивидуальная работа

Коррекция проблемных вопросов, пропаганда положительного опыта семейного воспитания

  • знакомство с опытом семейного   воспитания, семейными  традициями;
  • консультации;                             
  • фотовыставки;
  •  «День матери»;
  • медицинская, психологическая помощи и т.п.

                                                                                 

                                  4 этап – интегративный

Реализация совместных проектов

  • праздники, утренники;
  • недели здоровья;
  • круглые столы;
  • выставки декоративно-прикладного творчества;
  • и т.п.

           

Приобщение к жизни детского сада создает ситуацию, в которой родители размышляют над проблемами воспитания. Кроме того, им доставляют удовольствие совместные игры с ребенком, общая командная победа, все это сплачивает семью и повышает ее педагогическую культуру.

 

  Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить несовершенство друг друга.

      Семья и детский сад дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей, родители должны знать, где и чем занимаются их дети, и поддерживать то, чему их учат. Важно, чтобы радость и успех ребёнка были замечены не только педагогом, но и семьей.