Картотека проблемных ситуаций

Савельева Елена Константиновна

 

«Как придумываются проблемы...»

 

До работы полчаса ходу. Полчаса на размышления. Полчаса. И я погружаюсь в другое пространство. Пространство детского мира.

Вот попалась по дороге ветка, как не поднять? Это уже не просто ветка, а для чего-то нужный объект. Где её не хватает? Можно сделать корону царю леса. Можно на ней полететь — это точно, но куда и зачем? Можно посмотреть сквозь и разглядеть что-то невидимое глазу... Что скажут на это дети?

Приношу ветку в группу. Задаю ребятам вопрос: перед нами какое-то существо о стволе и ветвях, по всей видимости - дерево, а может, и нет. Как вы думаете, что это? Может, тут что-то лишнее или чего-то не хватает?

- Руки Бабы-Яги и Страшные пылесосы! - выкрикивает Витя.

- Чудо-дерево и Волшебные горы!

- Сад Удовольствий! - присоединяются к Вите ребята.

- Это, наверное, фонтаны!

- Здесь не хватает людей, - замечает Арина.

- Не людей, а зверей.

- Рыб не хватает, золотых, в чешуе...

Решили, всё-таки не хватает рыб. Достаём копилку «особо нужных вещей». Находим разные фантики от конфет, выбираем блестящие, золотые. Делаем разных рыб, в чешуе. Дети оживляются, когда начинаем заселять фонтан. Вдруг возникает новая проблема: рыбам нужно больше воды, вдруг появятся мальки. Вместе принимаем решение: поставить ветку-фонтан в банку с водой, ведь фонтану тоже надо где-то брать воду, чтобы работать как можно дольше, без воды он просто исчезнет.

Импровизация, игра, мистификация — вот та самая развивающая активная деятельность. Стоит верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих перед тобой детей, уловить нить, определяющую ситуацию, - и рождается действо, в котором все участвуют на равных правах. Часто задним числом я пытаюсь осмыслить, что побудило меня сделать или сказать то-то, и вдруг с какой-то необыкновенной яркостью увижу перед собой детские глаза и пойму, что именно они спровоцировали меня на данный поступок или фразу. Мы проживаем вместе каждую минуту, между нами тесная связь, что только и даёт возможность личностного подхода к каждому ребёнку. Вместе и каждый сам по себе мы возводим свой общий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problem1.docx14.97 КБ
Файл problem2.docx14.92 КБ
Файл problem3.docx14.83 КБ
Файл problem4.docx16.03 КБ
Файл problema5.docx15.08 КБ
Файл problema6.docx14.77 КБ
Файл problema7.docx14.68 КБ
Файл problema8.docx14.64 КБ
Файл problema9.docx15.35 КБ
Файл problema10.docx15.37 КБ
Файл problema11.docx15.88 КБ
Файл problema12.docx15.55 КБ
Файл problema13.docx15.36 КБ
Файл problema14.docx14.64 КБ
Файл problema15.docx15.17 КБ
Файл problema16.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема 1

Ира долго гуляла на улице. Замёрзла. Как Ире согреться?

Ира могла:

  1. согреться у печки;
  2. выпить горячего чаю;
  3. быстро побегать по улице.

Задание:

Какие ещё способы ты знаешь, чтобы согреться?



Предварительный просмотр:

Проблема 2

Гуляя во дворе, Петя увидел кошелёк с деньгами.

  1. Петя купил себе подарки;
  2. Петя попытался найти хозяина кошелька;
  3. Петя прошёл мимо кошелька и не поднял его;
  4. Петя отнёс кошелёк в милицию;

Задание: Что ты посоветуешь Пете? Может быть, у тебя есть своё решение? Какое решение самое честное?



Предварительный просмотр:

Проблема 3

Пока в домике не было медведей, Маша сломала ножку у Мишуткиной кроватки, прыгая на ней. Как теперь спать Мишутке?

Можно посоветовать Мишутке:

  1. вместо сломанной ножки кроватки подставить чурбачок;
  2. лечь спать в мамину кровать;
  3. отломать все ножки у кроватки;
  4. повесить в комнате гамак.

Задание:

Что ещё можно посоветовать Мишутке? Придумай свою сказку.



Предварительный просмотр:

  Проблема 4

Растущую в огороде капусту стали поедать гусеницы? Как вырастить достаточное количество капусты?

Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо».

  1. капусту покрыли сеткой;
  2. хозяева постоянно собирают с капусты бабочек и гусениц;
  3. посадили много капусты, чтобы хватило всем;
  4. в капусту посадили гусеницееда.

Задание: Повтори проблему и составь свой рассказ с лучшим её решением.



Предварительный просмотр:

Проблема 5

Серая Шейка не смогла улететь с остальными утками на юг, потому что у неё было поранено крыло. Как дожить Серой Шейке до весны?

Утка могла:

  1. не лететь в тёплые края, а плыть;
  2. подружиться с домашними утками и пережить зиму во дворе;
  3. как медведь, устроить себе берлогу и проспать до весны;

4) забраться на самую высокую ёлку, устроить там гнездо, питаться
хвоей и корой.

Задание:

Какие ещё могут быть решения для спасения Серой Шейки? Расскажи сказку по-своему.



Предварительный просмотр:

Проблема  6

Мыши стали нападать на кошку, обижать её, поедать её корм. Как выжить кошке со злыми мышами?

Назови, что «хорошо», что «плохо» в каждом решении:

  1. кошка подружилась с мышами;
  2. кошка заколотила мышиные норки;
  3. кошка позвала друзей-котов;

Задание:  Какие ещё могут быть решения?



Предварительный просмотр:

Проблема 7

Осенью заяц поменял свою шубку, но снег ещё не выпал и зайца было видно издалека. Как белому зайцу выжить без снега?

Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо»:

  1. заяц спрятался до первого снега;
  2. заяц испачкался, чтобы стать серым;
  3. заяц ускакал на Север, где уже выпал снег;
  4. заяц стал тренироваться и мог убегать от любой опасности.

Задание: Как ещё можно выжить белому зайцу в лесу без снега? Повтори проблему и составь свой рассказ с её лучшим решением.



Предварительный просмотр:

Проблема  8

Семье Ивановых предложили отправиться на Луну на длительный срок. Как устроить им жизнь на Луне?

Что «хорошо», что «плохо» в каждом решении? Согласен ли ты, что Ивановы:

  1. могли бы устроить магазины на Луне;
  2. жить в специальных камерах, где всё было бы приготовлено

заранее;

  1. носить термоодежду, растущую вместе с хозяином;
  2. никуда не ехать, а создать Луну дома.

Задание: Что ты можешь ещё предложить семье Ивановых?



Предварительный просмотр:

Проблема  9

Чудо-юдо рыба-кит страдает от жары, когда люди на его спине разжигают огонь для приготовления еды и обогрева жилища. Как защитить спину кита от перегрева?

Подумай, что «хорошо», что «плохо» в каждом решении:

  1. всем людям жить в Африке, где тепло и много фруктов;
  2. в каждый дом купить микроволновые и электрические печи;

3)высадить людей на остров (что должен сделать кит, чтобы люди сами захотели покинуть его спину?);

4)остужать спину кита холодной водой, когда она перегреется.

Задание: В каком случае решение проблемы зависит от кита, в каком -от людей, живущих на его спине? Что можешь предложить ты?



Предварительный просмотр:

Проблема 10

Хомяк делает запасы на зиму: в поле собирает зёрна за щёки и носит в свою норку. Однажды он набрал за щёки столько зерна, что не мог сдвинуться с места. Как ему донести зёрна до норы?

Найди   в   каждом   случае,   что   «хорошо»,   что   «плохо».

  1. положил щёки на тележку и катил их до норы;        
  2. выплюнул часть зерна на листок и пошёл к норе;        
  3. привязал к щекам гелевые шарики;        

4) вырыл рядышком новуюнорку;

5) катился по земле до норы.

Задание:  Какое решение, по-твоему, не достигло цели? Кто ещё может помочь хомяку?



Предварительный просмотр:

Проблема 11

На дереве созрели яблоки. Вовочка хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя - около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?

Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо».

  1. дождался когда хозяин, увёл собаку гулять;
  2. бегал вокруг будки, пока собака не запуталась в цепи;
  3. попробовал компот, варенье из яблок и сухофрукты;
  4. отодвинул будку вместе с собакой;

5) сбил яблоко длинной палкой;

6) подружился с хозяином

Задание: Какое решение тебе понравилось больше? Есть ли у тебя свой вариант решения?



Предварительный просмотр:

Проблема 12

В замке Иф появились привидения. Они летают и всех пугают. Хозяева замка обеспокоены: как жить в таких условиях? Они придумали несколько решений, но использовали только одно.

Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо». Найди, где хозяева хотели:

  1. напугать привидения, одевшись, как они;
  2. предложить им быть людьми;
  3. вылечить их от злобы;
  4. выделить в замке уютную комнату с красивой музыкой.

Задание: Как ты думаешь, какое из предложенных решений они выбрали? Может, у тебя есть свой вариант решения этой проблемы?



Предварительный просмотр:

Проблема 13

Нам подарили маленького красивого котёнка. Мы были очень рады и назвали котёнка Барсик. Но, играя, Барсик больно кусал и царапал нас. Что сделать, чтобы наш котёнок не царапался?

Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо»:

  1. завязать котёнку рот и лапки;
  2. подождать, пока котёнок не повзрослеет;
  1. научить его точить коготки о бревно и не играть с ним, пока он
    не перестанет царапаться;
  1. посадить котёнка в клетку.

Задание: Какое решение самое лучшее? Какие ещё решения можешь предложить ты?



Предварительный просмотр:

Проблема 14

Волк поменялся с вороном частями тела. Теперь у него есть крылья, но нет зубов. Какие проблемы могут возникнуть у волка?

1)Почему смеётся заяц?

2)Может ли волк съесть зайца?

3)Может ли волку лететь от охотничьей пули?

Задание: Нарисуй новые проблемы волка.



Предварительный просмотр:

Проблема 15

В зоопарк из тёплых стран привезли удава, но оказалось, что его не куда поместить. Что делать работникам зоопарка?

Назови «плюсы» и «минусы» каждого решения.

  1. выкопали для удава большую яму;
  2. привязали удава к решёткам;
  3. выделили для удава микроавтобус;
  4. сфотографировали удава;   фото оставили,   а удава отправили
    обратно.

Задание: Какое решение было самым опасным?

Какие варианты решений есть у тебя?

Расскажи свою историю про удава.



Предварительный просмотр:

Проблема 16

Элла опоздала на электричку. Как ей добраться до города?

Найди в каждом случае, что «хорошо», что «плохо». Что сделала Элла:

  1. Пошла на платформу ждать другую электричку;
  2. Вызвала по телефону машину из города;
  3. подумала: «А стоит ли вообще ехать?»;
  4. остановила попутную машину;
  5. решила идти до города по шпалам;
  6. пошла на автовокзал?

Задание: Посоветуй Элле, как ещё можно поступить.

Нарисуй свои варианты решения.