Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы

Печенина Вероника Арнольдовна

В настоящее время проблема детей с ограниченными возможностями приобретает особое значение в связи с социальным кризисом, ведущим к изменению нравственного и материального благополучия населения. По данным Госкомстата России, в стране насчитывается более 2 миллиона детей с теми или иными аномалиями.

В связи с гуманизацией образования, модификацией программ и методов обучения, а также в свете последних концепций дошкольного образования большое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.

В последние годы очевиден «поворот» общества и государственных структур в сторону людей с ограниченными возможностями здоровья.

Веру в то, что в России в скором времени, наравне с развитыми европейскими странами, инклюзия станет не экспериментом, а массовой практикой, вселяет ратификация нашей страной Конвенции ООН о правах инвалидов (сентябрь 2008). Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка.

Проблема планирования и  реализации реабилитации в массовых ДОУ является актуальной, т.к. охватывает несколько практических областей:

  1. Проблему дифференцированной диагностики и сопровождения детей с ОВЗ.
  2. Проблему инклюзивного образования таких детей и их интеграцию в социум.
  3. Проблему профессиональной теоретической и практической  подготовки педагогических кадров для работы с дошкольниками с ОВЗ.

В новом Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении № 666 впервые предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых могут получать дошкольное образование здоровые дети и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ).

Во многих регионах России накоплен значительный опыт в области инклюзивного образования. Примером могут служить Москва, Санкт- Петербург, Пермь, Томск и другие города, где проблемам людей с ограниченными возможностями уделяется большое внимание.

Разработана и действует законодательная база в области инклюзивного образования:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. «Конвенция о правах ребенка».
  3. «Конвенция ООН о правах инвалидов».

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

5. Закон РФ «Об образовании».

6. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в «Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г.

7. Декларации прав ребенка.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617.

9. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

10.Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

11. Программа «Доступная среда для инвалидов».

12. Концепция непрерывного образования.

13.Типовое положение об общеобразовательном учреждении №666.

Таким образом, вопросы инклюзивного образования актуальны для современных условий. В России накоплена достаточно серьёзная нормативная база, существуют правовые основы инклюзивного или совместного дошкольного образования. Требуется серьёзная работа по подготовке компетентных педагогических кадров. Воспитатели,  не обладая достаточными профессиональными знаниями для оказания адекватной психолого-педагогической помощи, не имея достаточной методической обеспеченности для работы с аномальными детьми, оказываются не готовыми к интеграции и попадают в ситуацию профессионального и психологического дискомфорта. Им сможет помочь психолого-педагогическое сопровождение.

В современной российской науке психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в исследованиях Г. Бардиера, М. Р. Битяновой, Э.Ф. Зеера, Н.Л. Коноваловой, И. Ромазана, Е.В. Руденского, Л. Г. Субботиной, С.Н. Чистяково, Т.М. Чурековой [ 1], [3],  [5].

Интересен подход, предложенный Э.Ф. Зеером. Под понятием  «психологическое сопровождение» Э.Ф. Зеер понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального роста личности педагога[2].

А.К. Маркова выделила 4 этапа в основе любого процесса сопровождения: диагностика, информация о методах решения проблемы, консультация на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации.

При этом структура сопровождения, естественно, циклична, поскольку каждый этап профессионализма по А.К. Марковой является ступенью к достижению более высоких результатов, что доказывает бесконечные возможности роста педагогического мастерства воспитателя инклюзивной группы [4].

В нашем дошкольном образовательном учреждении организовано психолого-педагогическое сопровождение деятельности воспитателей инклюзивной группы, которое предполагает интеграцию педагогов различной направленности и медицинских работников:

- воспитателя;

-заведующего;

-старшего воспитателя;

-психолога;

-учителя – логопеда;

-инструктора по физической культуре;

- музыкального руководителя;

-медицинской сестры и  врача-педиатра.

 

Психолого-педагогического сопровождение деятельности воспитателя инклюзивной группы проходит ряд этапов:

  1. Вхождение воспитателя в инклюзивное образовательное пространство.

На этом этапе проводится разработка пакета документов воспитателя: договор с родителями, положения, изменения в уставе, составление индивидуально - адаптированных программ для детей с ОВЗ, разрабатывался функционал обязанностей воспитателя и специалистов сопровождения.

 

  1. Преобразование и поиск наиболее рациональных методов и приёмов психолого- педагогического сопровождения.

Педагогическое сопровождение воспитателей со стороны старшего воспитателя состоит в корректировке индивидуальных адаптированных программ, подготовке к занятиям, организации совместной и самостоятельной деятельности воспитанников инклюзивной группы, организации игровой деятельности, проведении мастер-классов более опытных психологов, педагогов, имеющих опыт работы с такими детьми. Проведение семинаров-практикумов по проблемам обучения и воспитания в инклюзивной группе, разработке плана самообразования.

Сопровождение со стороны учителя - логопеда заключается в консультировании воспитателей и других специалистов сопровождения, в знакомстве с особенностями речевого развития детей, оказании консультативной помощи воспитателям по исправлению речевых недостатков у детей с ОВЗ, в рекомендациях по проведению настольно - дидактических и речевых игр, в рекомендациях по приобретению детской литературы для чтения и пересказа.

Сопровождение со стороны заведующего ДОУ заключается в обеспечении группы необходимой материально технической базой, внесение дополнения в положение о распределении стимулирующего фонда.

  1. Развитие личности воспитателя  на пути к профессионализму.

Воспитатель свободно ориентируется в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ, владеет всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей каждого, умеет самостоятельно грамотно подбирать дидактический материал, донести его до ребёнка, методически правильно составляет документацию, самостоятельно грамотно дает советы и рекомендации родителям, может самостоятельно решить проблему, безболезненно выйти из конфликтной ситуации.

 

  1. Достижение положительных результатов в педагогической и психологической деятельности, профилактика профессионального выгорания.

Здесь психолого-педагогическое сопровождение психолога, старшего воспитателя и других специалистов сопровождения необходимо для отслеживания результатов деятельности воспитателя через опросы, анкетирование родителей, коллег воспитателей, беседы с детьми, индивидуальное консультирование воспитателя. Воспитатель может самореализоваться в конкурсе педагогического мастерства.

 

Главными факторами, стимулирующими развитие педагогов ДОУ являются:

  1. Методическая работа, наличие системности в ней.
  2. Административно-управленческие факторы - установление добрых открытых отношений с руководством, при которых снимаются страх быть не понятыми и напряжённость.
  3. Психологические факторы (добрая творческая атмосфера в коллективе, доверие, понимание, поддержка, конструктивная проработка конфликтов).
  4. Материальные факторы.

 

К факторам, затрудняющим творческое развитие педагогов  можно отнести:

- собственная инертность;

- разочарование в результате имеющихся неудач;

-непонимание окружающих;

- состояние здоровья;

-ограниченные ресурсы;

- недостаточные теоретические знания.

 

Инклюзивное образование, особенно инклюзия в дошкольном образовании является достаточно новой формой получения образования, поэтому имеет ещё мало опыта, недостаточно подготовленную нормативную и материальную базу. Для достижения результатов необходима согласованная педагогическая деятельность воспитателей инклюзивных групп и специалистов сопровождения.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Варианты индивидуальной программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2002. - № 5.- С. 68-72.
  2. Зеер, Э. Ф. Профессиональное становление личности [Текст] / Э. Ф. Зеер. – Свердловск: изд-во Урал, ун-та, 1988. - 197 с.
  3. Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами [Текст] / Е.А. Стребелева // Администратор образования.-2008. - № 19.- С. 63-71.
  4. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя [Текст] / А.К. Маркова // Педагогика. - 1995. - № 6. - С. 55 - 63.
  5. Субботина, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Л.Г. Субботина. - Кемерово, 2002. - 22 с.