Вся жизнь - игра... Этой статьёй я начинаю серию публикаций для родителей моих подготовишек об обучающих и развивающих играх для детей.
Вся жизнь – игра…
Детские игры подразделяются на несколько видов: подвижные, настольные, командные, сюжетно-ролевые… И всем им на разных этапах взросления принадлежит огромная роль в развитии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
На особом месте находятся специально разработанные развивающие игры, с помощью которых можно добиться высоких результатов в развитии интеллектуальных способностей детей.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
У них воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Дети с нарушениями речи, в большинстве случаев, интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но, при обследовании этих детей, отмечается, что у большинства из них нарушены память, внимание и фонематический слух.
Они неправильно понимают обращенную к ним речь, не делают выводов.
У детей с дизартрией нарушение общей и речевой моторики вызывает быстрое утомление. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в игру.
Таким образом, можно сформулировать основные задачи, стоящие перед взрослыми, ставящими свей целью развивать речь ребёнка при помощи дидактических игр:
- игра должна увеличивать потребность ребенка в общении;
- развивать словарный запас ребёнка;
- способствовать автоматизации звуков в речи;
- помогать в усвоении грамматических категорий (изменение слов по числам, падежам, использование предлогов, уменьшительно-ласкательных форм слов, однокоренных слов, сложных предложений…);
- развивать речевой слух, внимание и память;
- вызывать положительные эмоции от успешно выполненной задачи;
- помогать ребёнку осмысливать звучание собственной речи.
При подборе игр необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами, имеющиеся у него нарушения.
В домашних заданиях логопеда родителям предлагаются дидактические игры и игровые упражнения по изучаемым темам. Они помогают пополнить словарный запас ребенка, упражняют в развитии речевой памяти, умении извлекать из своего словаря нужные слова в соответствии с заданием, в формировании образной речи, развёрнутого предложения. Ряд игр предназначены для развития фонематического слуха, навыков звукового анализа, формирования более точных представлений о структуре языка – звуках, буквах, слогах, предложениях.
Этой статьёй я начинаю серию публикаций для родителей об обучающих и развивающих играх для детей. Я буду предлагать Вам, дорогие наши родители, подборки игр по развитию речевых функций у детей. Некоторые из них знакомы вам по домашним заданиям, о некоторых вы с интересом узнаете впервые. Они помогут вам занять ребёнка в дороге, в дождливый день, в процессе подготовки к школе. Прелесть их в том, что эти игры – речевые. Большинство из них не требует специально подготовленного материала. Распечатайте себе листок, подглядывайте туда и ИГРАЙТЕ!
И ещё один маленький совет: на время игры побудьте ребёнком, поспорьте о правильности ответа с вашим сыном или дочерью, дайте неправильный ответ или сделайте вид, что вам нужна его помощь, что вы внезапно вспомнили или догадались, что вы очень хотите, чтобы теперь ваш ребёнок задал вам задание. Играя, человек развивается!!!