Эксперимент по внедрению программы "Детский сад 2100"

Карпова Лидия Сергеевна

Мы с коллегами вступили в эксперимент по внедрению программы "Детский сад 2100". Сейчас идёт первый этап. Огромная просьба, откликнуться тем воспитателям, которые имеют опыт работы по данной программе. Какие преимущества программы? Что необходимо учесть при переходе на новую программу? Что изменится в работе воспитателя? Буду очень признательна.

 

Комментарии

Карпова Лидия Сергеевна

Преимущества программы «Детский сад 2100»
Дети, которые занимаются по этой программе — раскрепощённые, открытые, разговорчивые и независимые, чётко отстаивают свою точку зрения.
Программа построена на диалоге с ребенком, педагог не просто сообщает знания, ребенок сам их открывает. Весь процесс обучения оснащён пособиями - красочными тетрадями, которые состоят из нескольких частей и содержат большой объем знаний, понятий и различных заданий. Их названия говорят сами за себя: «Здравствуй, мир» (ознакомление с окружающей средой), «По дороге к Азбуке» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте), «Ты - словечко, я словечко...» (риторика для детей 5-6 лет), «Игралочка» и «Раз - ступенька, два - ступенька...» (практический курс математики для дошкольников). Тут и игры, и головоломки, блиц-турниры, кроссворды на развитие логики, мышления, внимания и памяти.
Игровые технологии обучения являются ведущими во всех образовательных областях программы, что очень важно для гармоничного развития детей: занятия для детей проводятся в игре. Процесс обучения построен так, что связи и отношения окружающего мира дети осваивают сами в ходе сравнения и наблюдения, воспитатель же незаметно подводит их к такому «открытию», не подавая готовой информации, а стимулируя их вопросы и воображение.
Изюминка программы в том, что изменен сам механизм достижения целей, но не требования к подготовке детей. А именно - знания детям даются по максимуму (в пределах возрастных норм), требования же к усвоению знаний предъявляются по минимуму (в пределах определённых Госстандартом). Программа создает комфортные условия для детей с разным уровнем развития, давая им возможность обучаться каждому в своем темпе. Такой подход исключает перегрузки дошколят, но не уменьшает результативность.
Опора на принцип минимакса позволяет определить нижнюю границу, или нижний уровень, - то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить, и предложить верхнюю границу, или верхний уровень, - то содержание образования, которое мы можем предложить дошкольнику. Именно с этой позиции написаны все пособия, обеспечивающие дошкольное образование в Образовательной системе «Школа 2100». Только при опоре на принцип минимакса дошкольное образование станет действительно адаптивным, «школой для всех». Ребенок, по той или иной причине отстающий в развитии, ограничится минимумом, «сильный» возьмет все, что ему дают, и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями, но при этом каждый будет готов к школьному обучению и получит перспективу для своего личностного и познавательного развития. Это позволит обеспечить вариативность обучения и воспитание на дошкольном этапе. Кроме того, осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку, а занятия сделать для детей интересными, увлекательными и адекватными.