Статья на тему : Подготовка детей к школе

Толстенкова Инна Григорьевна

     Подготовка к школе это один из немаловажных аспектов в жизни дошкольника.

     На мой взгляд, подготовку к школе лучше всего начинать с 4-5 лет. Потому, что этот период характеризуется интенсивным ростом и развитием организма ребенка. Ребенок стремиться познать себя и другого человека как представителя общества. В поведении происходят качественные изменения. Дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли взрослым. Ребенок может долго не отвлекаться от дела, довести его до конца.

     Внимание становиться более устойчивым и произвольным. Улучшается качество памяти. Для запоминания дети могут использовать несложные приемы и средства (например: карточки и рисунки).

     Существенные изменения происходят и в детских играх. Дети часто пытаются контролировать свои действия при взаимодействии друг с другом. Игры становятся разнообразнее, эмоциональнее.

     К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире. Все это они получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Эти бесконечные «почему?», «как?», «где?» и т.д. Не оставляйте их без внимания! Особо обращайте внимание на вопросы «почему?». Конечно, они самые сложные, но именно наличие этих вопросов говорит о его интересе к познанию, к получению информации, о его любопытстве. Постепенно ребенку станет важнее самому найти ответ, догадаться выдвинуть гипотезу.

     Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.

     Ведущее значение приобретает наглядно – образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием наглядных средств (схем, чертежей и пр.). Действия становятся планомерными и целенаправленными. Благодарю этому ребенок становиться способен понимать связи между предметами, которые невозможно увидеть.

     Возраст 4 -5 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность.

     В целом ребенок осознает себя как личность. Строит свое общение с другими людьми, взрослыми. Взрослые теперь и воспринимается несколько иначе. Он теперь не только источник знаний, но и образец социальных отношений. Свое мнение ребенок сопоставляет с мнением взрослого. И  это формирует его представление о себе, которое не так легко исправить и которое будет сказываться в дальнейшем на всей его деятельности.

     В этот возрастной период необходимо подталкивать малыша в нужную сторону, направлять его интересы в правильную сторону.

     Каждый ребенок ежедневно исследует мир, получает новые знания о нем. И чтобы эти познавательные способности всесторонне и гармонично развивались, по моему мнению, существенное значение будут иметь дидактические  и подвижные игры, игры направленные на развитие логического мышления и зрительного внимания.

     Логика поможет связать мысленную картинку и реальный образ, находя в них определенные сходные правила.

     И так как же развить логическое мышление?

     Лучше всего использовать логические задачи и упражнения. С их помощью можно научить ребенка читать, писать, считать, а главное, думать, рассуждать, изобретать. Это задачи на продолжения ряда фигур, на поиск закономерностей, на поиск недостающей фигуры в ряду.

     Чтобы научиться считать, я рекомендую использовать мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы и даже конфеты, что бы ребенок мог всеми этими предметами манипулировать (переставлять, брать в руку, раскладывать по группам).

     Важно, чтобы ребенок осознал, что число обозначает определенное количество любых предметов, а также, что число, отнесенное к последнему предмету, относится и ко всей группе. Дети могут, не отвлекаясь, в течении длительного времени упражняться в преобразовании фигур, перекладывать палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Счетные палочки можно использовать для составления геометрических фигур, чисел, картинок, а так же преобразования геометрических фигур.

     В возрасте 4 -5 лет используют самые простые головоломки. Для этого потребуются схемы с изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. Например: я предлагаю  сложить из 5 счетных палочек 2 равных треугольника; из 7 счетных палочек 2 квадрата и т.д.

     Еще я предлагаю в работе по развитию интеллектуальных способностей использовать блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Вариативность с блоками и палочками обеспечивает возможность использования их практически в любом режимном моменте.

      Обучение чтению ребенка нужно начинать с 5 лет, до этого периода лучше делать акцент на умение находить звук в слове, его место. Только потом знакомить с буквой и не посредственно начинать учить читать.

     Ни для кого не секрет, что за последние годы снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становиться одной из причин плохой успеваемости. Нарушения в речи влекут за собой грубые ошибки на письме. Я рекомендую для обучения логопедическую литературу, логопедические буквари. Хочу обратить ваше внимание, что в этих букварях буквы расположены в особом, «логопедическом» порядке: сначала ребенок знакомиться с теми буквами, которые обозначают звуки, а потом изучают буквы, обозначающие звуки, в произношении которых наиболее часто встречаются нарушения.

     Помните, что каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. Главное, чтобы занятия пробуждали в ребенке интерес к чтению, которое откроет перед ним целый мир.

     Многие родители считают, что перед школой нужно учить детей писать прописные буквы. Это глубокое заблуждение, только специалист может научить ребенка правильно писать прописные буквы, их наклон, поставить почерк. Мы же дошкольные педагоги и родители должны больше уделять внимание подготовке к школьному обучению письму. Например: можно предложить ребенку обвести по пунктирным линиям предмет, дорисовать узор, сделать штриховку. Задания нужно выполнять в порядке возрастания сложности. При их выполнении рекомендую следующее:

1.Пишите только простым карандашом, исключая ластик. Ребенок сразу должен привыкать писать правильно.

2.Линии получаться ровнее, если ее вести слева на право, сверху в низ.

3.Научите ребенка находить серединку клетки, стороны клетки.

4.Во время письма можно считать клетки вслух.

5.Круг и полукруг рисуйте поэтапно.

6.При штриховке проведите линию сначала посередине, затем снова посередине и т.д.

     Процесс обучения должен проходить в положительном эмоциональном фоне. Занятия длительностью не более 15 минут, после чего ребенок должен иметь возможность поиграть в подвижные игры.

     И самое главное это психологическая готовность к такому важному этапу в жизни ребенка. Он вступает совершенно в «новый мир» и ему нужна положительная мотивация к учению в школе.

     Отношение ребенка к школе должно формироваться до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. В школе на первоклассника обрушится все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация. Поэтому лучше всего с 4 – 5 лет начинать подготовку малыша к грядущим переменам, конечно же, поэтапно.

     Большую помощь  в подготовке могут оказать:

1.Сюжетно-ролевые игры. В частности игры: «В школу» (эта игра помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом); игра «Первоклассник» (в игре закрепляются знания о том, что нужно первокласснику для учебы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность); игра «Школа наоборот» (используется для проигрывания конфликтных ситуаций).

2.Рассматривание картин на тему школы.

3.Чтение художественной литературы о школьной жизни. Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать ребенку различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу, важность и значимость школьных занятий, школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам, правила поведения на уроке и в школе.

4.Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

     Чтобы безболезненно перейти к восприятию новой ситуации целесообразно не обрушивать на ребенка все школьные новшества сразу, а обратить внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни, а остальные компоненты ситуации пока не затрагивать. Пусть ребенок без временного ограничения ознакомиться с видами и названиями вещей, которые станут его постоянным окружением.

     Любой переход в новое состояние, даже самое приятное – это всегда стресс. Поскольку обойтись без стрессов практически невозможно, надо попытаться «сделать» их менее вредными и более полезными для развития.

    

 

Комментарии

Уваровская Татьяна Владимировна

Уважаемая Инна Григорьевна, меня очень заинтересовала Ваша публикация, т.к. возраст моих воспитанников как раз 5-6 лет. Полностью согласна с Вами, что детей к обучению нужно готовить начиная с 5 лет. Хотя требования ФГОС опровергают такую мысль, но как быть? ведь в сложившейся ситуации в начальном образовании школа просто требует чтобы ребенок уже и читал и писал.