«ВЛИЯНИЕ ИКТ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Сотниченко Александра Николаевна




Мы все живем в информационном обществе. Наша главная задача научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.


Основные направления развития и внедрения информационно- коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года направлены на информационно-ресурсное и методическое обеспечение достижения системного эффекта в области управления и развития образования и науки, экономических механизмов в указанных сферах, а также повышения качества и доступности всех уровней образования на основе и с использованием ИКТ.


Современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий.


Но в умении использовать компьютер педагоги нередко отстают от своих учеников, в тоже время у учителя, к сожалению, зачастую нет желания и стимула быть IT-компетентным. Нет ясных, практических методик, гарантирующих эффективное использование новых технологий на рабочем месте учителя.


^ Важнейшие задачи информатизации образования


1) повышение качества подготовки учеников на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

^ Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением

1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений и задач.

3. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

^ Основные направления использования ИКТ в учебном процессе

Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия";

3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

5) самостоятельная работа обучающихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов,

7) тренировка конкретных способностей обучающегося (внимание, память, мышление и т.д.).

В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляется новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов, но это можно сказать –высший пилотаж и ставить такие высокие цели пока преждевременно.

Пока же мы говорим о том, что информационная компетентность преподавателя является основой повышения качества образования и заключается в преодолении следующих «барьеров» в освоении современных информационных технологий преподавателями:


1. Незнание возможностей современных ИКТ — зачастую преподаватели даже не знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов и интернет-сервисов.

2. Отсутствие навыков эффективного использования инструментов ИКТ — нехватка времени на самостоятельное освоение продуктов, сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала при возникновение трудностей (или неумение эффективно использовать справочные программы) — все это мешает отрабатывать навыки работы с программными продуктами. К тому же очень часто возникает ситуация когда, натолкнувшись на ряд трудностей и не получив результата, преподаватель решает не тратить время на изучение нового, кажущегося сложным, программного продукта.

3. Отсутствие методики применения ИКТ в учебном процессе — знания о возможностях современных ИКТ и умения работать с ними все равно недостаточно для эффективного применения ИКТ в учебном процессе. Для этого нужны методические материалы: по разработке мультимедийных материалов, по использованию ИКТ на семинарских занятиях, по разработке УМК и т.д.


Преодоление всех барьеров позволит учителям существенно повысить собственную эффективность, улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный педагогический потенциал.


У нас в школе уже 90% педагогов обучились на курсах в области ИКТ-компетентности. А вот используют средства ИКТ на уроках наши педагоги, как умеют. В основном для получения распечатанных материалов или – в качестве презентаций, да и то на открытые уроки.

Систематическое использование средств ИКТ в сочетании с методами активного обучения составляет лишь 5%. Подобная ситуация вступает в явное противоречие с теми целями, которые ставят перед собой образовательные учреждения (ОУ) в плане получения новых образовательных результатов, среди которых не последнее место занимают развитие самостоятельных действий обучающихся.


Основные причины

1. слабая мотивация учителей, не видим явного преимущества в применении ИКТ на уроке, а подготовка такого урока займет гораздо больше времени, чем урок в традиционной форме.

2. не достаточная оснащенность кабинетов средствами ИКТ (но нужно заметить, что даже те немногие единицы техники, которые имеются – загружены не в полную силу)

3. отсутствие кабинетной системы в школе, что делает затруднительным вопрос сохранности и монтажа технических средств.

Систематически ИКТ используется только в кабинетах ИКТ, биологии, начальные классы.


ИКТ должно перестать быть инновацией для школы, а должно стать гарантом роста качества образования детей, и нам надо задуматься о направлениях использования ИКТ в образовательном процессе.


Таблица 1.

Карта описания уровней готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе
Уровень готовности к использованию ИКТ

Краткая характеристика уровня
Возможные требования к уровню в условиях ОУ


ИКТ-осведомленность
Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники.

Учитель знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется.

Использование педагогических возможностей ИКТ на стартовом уровне, например, проведение урока с мультимедиа презентацией, готового анимированного ресурса, цифрового фильма.

Подготовка с помощью ИКТ дидактических материалов для урока

ИКТ-грамотность
Использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока.

Проектирование заданий для обучающихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет

ИКТ-компетентность
Используют ИКТ для организации контроля знаний обучающихся (например, тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах.

Интегрированное использование ИКТ и современных образовательных технологий: интегрированные уроки, проектная деятельность обучающихся на основе ИКТ.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности: классные часы, родительские собрания.

Активное самостоятельное изучение программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, программных средств для создания собственных ресурсов.


Информационная культура

Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Разработали свои электронные учебники, дистанционные курсы, сетевые проекты.

Ведение цифрового портфолио (своего, класса). Проведение собственного педагогического или научно-исследовательского эксперимента, например, в области влияния средств ИКТ на эффективность обучения по предмету.





Таблица 2. Уровни готовности педагогов к использованию ИКТ в учебном процессе
Стартовый уровень

готовности

к использованию ИКТ

Уровень

методической поддержки

(преимущественные формы и методы)
Результат: сформированный уровень готовности к использованию средств ИКТ, что используют

(требования к педагогам в условиях ОУ)

Наличие компьютерной осведомленности или низкий уровень компьютерной грамотности
Поддерживающее обучение, построенное преимущественно на основе индивидуальных консультаций и работы малых групп.
Компьютерная грамотность

Использование ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовые ЦОР, другие программы

Компьютерная грамотность
Проектная деятельность: индивидуальная, совместная. Использование ресурсов сетевых сообществ: участие в работе, представление своих разработок.

Экспертиза готовых ЦОР, в том числе из единой коллекции.
ИКТ-компетентность.

Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся (тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах.

ИКТ-компетентность
Преимущественно исследовательская деятельность, проведение собственного педагогического эксперимента.

Использование дистанционных средств обучения. Экспертиза ЦОР. Разработка педагогами ЦОР.
Информационная культура.

Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Используют ИУМК, ИИСС (информационные источники сложной структуры). Разработали свои электронные учебники, инновационные учебно-методические комплекты (ИУМ