ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ. Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Рыбакова Раиса Александровна

 В работе использую сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В. Бианки Б, К.И.Чуковского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

  Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий.

   При выборе сказки природоведческого содержания педагог должен учитывать, какой познавательный материал в них заложен, вызовет ли он у ребенка интерес к наблюдениям, любознательность, заставит ли присматриваться к окружающей природе. Будет ли воздействовать на его чувства,  можно ли его использовать в воспитательных целях.

   Дети 5-и и 6-и летнего возраста имеются представление о добре и зле, о хорошем и плохом, но эти представления часто наивны, своеобразны. Примеры из детской литературы, помогут раскрыть  дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний.  При выборе сказок для чтения нужно остерегаться сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости, сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью, простодушием и святыней.

Использование в работе современных образовательных технологий:

- Здоровьесберегающие педагогические технологии.

- Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

- Технология исследовательской деятельности.

- Социально-ориентированные игровые технологии.

- Информационно-коммуникативные технологии.

- Компьютерные технологии.

- ТРИЗ и РТВ-технологии.

Направления в работе:

-Познавательно-речевое развитие

-Социально - личностное развитие

-Физическое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

Формы организации работы с детьми:

- Непосредственно образовательная деятельность.

- Совместная деятельность педагога с детьми.

- Самостоятельная игровая деятельность детей.

- Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

- Экскурсии, встречи с интересными людьми.

- Совместная деятельность родителей с детьми.

- Праздники, вечера развлечений, досуги, КВН-ы, выставки, фотоотчеты.

- Презентации.

Методы и приёмы используемые в работе со сказкой:

-универсальную методическую схему.

-беседы по сказкам .

- элементы ТРИЗ: Мозговой штурм, игровые задания. Методы: каталога, фокальных объектов, удачных вопросов; эмпатия.

- моделирование сказок

- элементы РТВ-технологии: коллаж из сказок, сказка продолжается, сказка по-новому, сказки к волшебным рисункам, семейная сказка, сказки презентации, творческие задания

- экспериментирование с предметами и материалами, кратковременные опыты

- исследовательская работа

- артикуляционная гимнастика

- мимические  упражнения

- пантомима

- элементы театрализованной деятельности

- сюжетно-ролевые игры

- нетрадиционные приёмы рисования: кляксография, пальцеграфия, коллаж, рисование по-сырому, волшебный рисунок, рисование «тычком», рисование ладошками, ножками .

- дидактические игры

- художественное слово - загадки, пословицы, поговорки, стихи

- физкультурные паузы, физкультминутки

- динамические паузы под ритмическую музыку

- психологические тренинги

- пальчиковые игры

- стихи – основы для проведения пальчиковой гимнастики

- «юмористические паузы» (небылицы, перевертыши, присказки, повторы из сказок)

- вопросы, поискового характера

- проблемно - игровые ситуации

- мнемотаблицы

- включение в непосредственно образовательную деятельность продуктивных видов деятельности

 (изготовление поделок, рисование отдельных предметов, упоминаемых в сказке).

    Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности,  как качества личности у дошкольников. Учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.

   Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Существенную роль в становлении основ творческой личности в дошкольном возрасте играет педагог, характер его взаимодействия с детьми. Роль взрослого будет состоять не только в том, чтобы создать воображаемые образы, но и использовать их в качестве средства управления собственной психической функцией. Вторая линия работы должна разворачиваться в трех направлениях:

-  усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций;

-  развитие понимания смысла и значения различных форм  поведения людей в эмоционально –  значимых ситуациях;

-  проверка и оценка собственного текущего поведения.          

 Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. Проводить с детьми опыты, эксперименты, вовлекать  ребят в исследовательскую деятельность,  формировать общечеловеческие ценности у детей дошкольного возраста на основе русских народных сказок, уважение к традициям русской народной культуры, развивать эмпатию и толерантность. При этом учитывать индивидуальные психофизиологические особенности детей, соблюдать принцип "От простого - к сложному". Опираясь на индивидуальные особенности детей осуществлять личностно-ориентированный подход к ним, учитывать особенности их развития и степень усвоения программы. Большое значение уделять созданию условий для построения  комфортной предметно-развивающей среды в группе, стимулирующей речевое развитие каждого ребенка, чтобы у воспитанников возникла мотивация закрепить, изучить, запомнить информацию, преподносимую педагогом. Нужно чаще предлагать детям задания, где нет однозначно правильного ответа, где каждый может раскрыть свое творческое лицо. Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе, выслушать ребенка, находиться в позиции глаза в глаза.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

       Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм.     Продемонстрирую особенности работы со сказкой на примере непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воспитание сказкой» с использованием элементов ТРИЗ и РТВ - технологий, представленной на Фестивале педагогических идей в номинации «Детство» в 2010 году.

 Структура совместной образовательной деятельности с детьми

Слушаем сказку.

      Знакомство детей с новой для них  сказкой. Взрослый рассказывает или  читает сказку, задает вопросы по сюжету повествования, разъясняет детям непонятные какие-либо обороты речи. Затем задает вопросы юным слушателям о персонажах сказки. Вопросы помогут детям лучше запомнить сюжет и понять смысл сказки. Дети отгадывают загадки и играют в игру, во время которой употребляют новые слова и закрепляют в своей речи грамматические формы слов, тематически связанные с сюжетом сказки.

Рассказываем сказку.

      Дошкольники коллективно пересказывают сказку: дети рассказывают сказку, а взрослый иллюстрирует ее, меняя декорации, передвигая фигурки персонажей. Кроме того, взрослый помогает рассказчикам- указывая на ребенка, которому следует пересказать очередной отрывок сказки; если необходимо, начинает следующую фразу сам или задает ребенку наводящий вопрос. Когда пересказ будет закончен, дети переходят к дидактическим играм, способствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Можно провести подвижные игры, совершенствующие общую и мелкую моторику дошкольников. Все игры и задания должны быть непосредственно связаны с сюжетом пересказанной детьми сказки.

Показываем сказку.

      Дети показывают инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора. В качестве зрителей выступают дети, не участвующие в спектакле, или игрушки, посаженные в «зрительный зал». В задачу взрослого входит режиссура спектакля и чтение текста «от автора». После показа спектакля на импровизированной сцене дети выполняют несколько учебно-игровых заданий, таких, как пантомима, психогимнастика или артикуляционная гимнастика. Здесь детям предлагаются развивающие игры, в которых они демонстрируют свою наблюдательность и изобразительные навыки, например, умение рисовать или копировать голоса разных животных.

Читаем сказку.

      Дети знакомятся со звуками и буквами, а затем еще раз проводят инсценировку сказки. При этом на сцене вместо нарисованных фигурок персонажей сказки детьми выставляются карточки и начальными буквами  имен этих героев. После представления дошкольники выполняют задание по прописыванию этих букв. Завершается деятельность загадками «волшебного барабанчика». В этой обучающей игре дети по количеству ударов в барабан, произведенным взрослым, учатся определять количество слогов в словах. Когда дети овладеют этими навыками, то сами по очереди берут барабанную палочку и загадывают аналогичные загадки друг другу.

Рисуем сказку.

     Перед детьми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владения карандашом. Ребята помогают своим любимым сказочным героям, выполняя для этого различные рисунки и графические работы. Обязательным заданием является конструирование из счетных палочек, после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги в крупную клетку.

Взрослому необходимо как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие успехи. Помните, что даже игровая деятельность, для ребенка дошкольного возраста – нелегкий труд.

 

 УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СХЕМА

Фесюкова Л. Б. предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д.Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г.Альтшуллер, М.Шустерман и др.). Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

- Нравственный урок

- Воспитание добрых чувств.

- Речевая зарядка

- Развитие мышления и воображения

- Сказка и математика

- Сказка и экология

- Сказка развивает руку.

Используя эту схему можно творчески переработать сказку на любое важное педагогическое направление. То есть  родители и воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или возрастной группы детей (см. приложение № 1).

 Развитие творческого воображения посредством сказки (ТРИЗ и РТВ-технологии).

Моделирование сказок

       Моделирование-предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Такие модели рисуются воспитателем «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении. Использование моделей для пересказа сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий. Развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками, обогащает словарь, активизирует речь, воздействует на все органы чувств.

   В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры, то есть прятать героев в фигурки, которые можно легко угадать по форме, величине

Выразительные движения (пантомима)

     Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Проблемные ситуации

       Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Они учат мыслить и творчески усваивать знания. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса.

      Полезно задавать вопросы поискового характера. Использую игры ТРИЗ: «Данетка», «Страна Котляндия», «Волшебный поясок», «Хорошо-плохо». Вопрос  «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том же предмете, действие плохие и хорошие стороны. Решая « сказочные» проблемы, ребенок как бы проживает их. Очень важно, чтобы взрослые после игр обсуждали с детьми аналогичные проблемы, взятые из жизни.

( Как поругать героев сказки?,Как их помирить?

 Для чего нужен журавлю такой клюв, шея, длинные ноги?)

Метод аналогий

     Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого. (В каких других сказках встречаются лиса и  журавль? Дети начинают вспоминать, проводить параллели.)

«Волшебная палочка»

    Обученный владению «волшебной палочкой», ребенок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Эксперименты в сказках

   Часто сказка учит отвечать злом на зло, или быть равнодушным. Нужно смелее проводить эксперименты в сказках. Проповедуя гуманизм и добро, меняя их содержание. При рассказывании сказки возникает потребность в новых знаниях и способах действий. Решить проблемы помогает детское экспериментирование. ( С помощью трубочки из под сока можно «съесть» жидкую манную кашу как из кувшина, так и из тарелки.)

Сказки «от живых капель и клякс»

    Дети делают кляксы. Обводят их и дорисовывают. Сюжеты, полученные в результате кляксографии  и образы «от живых капель и клякс» помогают сочинять сказки.

Сказка продолжается

   Мы привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Изменяя конец сказки, можно направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло. ( Например, лиса с журавлем пришли в лесное кафе и помирились.

Творческие задания

     Задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью нового образа, рисунка, сказки. Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке  «Лиса и журавль»:

Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Придумать шуточные вопросы героям сказки.  

Придумывание своей сказки  «Как лиса с журавлем подружились».

Разыгрывание придуманных сказок.

Изготовление атрибутов для игры – драматизации.

Нарисовать карандашами только то, что понравилось.

Придумать новое название сказки.

Придумать загадку, отражающую идею сказки.

Книгоиздательство (обложка, иллюстрации).

Могут быть и другие творческие задания:

Сказки, но по-новому

  Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. (Например, журавль первым вздумал пригласить лису в гости на званый пир).

Семейная сказка. Придумывание сказки дома еще более сплотит взрослых и детей.

Сказки-презентации

    Это современный вариант диафильмов для малышей. Они уникальны тем, что позволяют не только услышать, но и увидеть любимых героев, не прибегая к помощи телеэкрана, то есть, исключив влияние негативной смены 25-кадра.

Результаты словесного творчества дети могут представить на конкурсах сказителей и сказочников.

Нарисуй сказку

«Когда я слушаю - узнаю, когда я делаю - запоминаю». Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные приемы: монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому , коллаж, рисование «тычком» жесткой полусухой кистью. Результаты совместного творчества детей и родителей можно представить на выставке «Наш вернисаж».

Игровые задания

 При выполнении игровых заданий учитываю  изобразительные умения детей:

-Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

-Дети рисуют различные эпизоды сказки, самостоятельно подбирая фон к рисунку.

-Рисование фантастического животного.

-Путешествие по цветной бумаге (на длинной полосе). Каждый ребенок рисует свой эпизод сказки.

-Рисование карикатур на сказочных героев.

Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий

Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала.  Привлекайте к оценке самого ребенка:

Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

Не предлагать сразу много игр, заданий. Лучше использовать несколько игр, различных по своему характеру.

Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

Закреплять умения, приобретенные в играх.

Использование сказки в работе с родителями.

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Повышение образовательного уровня компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, разъяснение им важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка. Убедить родителей, что игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.

Использую различные формы работы с родителями

   Анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие ребенка», «Воспитание сказкой». Создание мини-библиотеки для родителей по интересующей их теме. Оформление информационных стендов, стенгазет, выпуск группового журнала «Сказка в жизни дошкольника».                                                                                                                              

    Посещение библиотек, театров, музеев, выставок.

Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок. Показ призентаций: «Воспитание сказкой», «Социально-личностное воспитание дошкольников посредством сказки», «Конструирование сказок с использованием элементов ТРИЗ и РТВ-технологий».

    Подгрупповые и индивидуальные консультации родителей: «Уроки сказки», «Сказка развивает руку», «Сказка и грамота», «Сказка и экология», «Сказка и математика», «Воспитание добрых чувств», «Нравственный урок», «Развитие творческого воображения посредством сказки».

Сбор экспонатов для организации мини-музея «В гостях у сказки».

 Дни открытых дверей, мастер- классы, педагогические гостиные для родителей, в которых они могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания.

Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них (« Путешествия по сказкам»).

    Выполнение родителями с детьми домашних заданий творческого характера  (Конструирование сказок, совместное книгоиздательство).

    Выставки работ совместного творчества  детей и родителей  (Рисунки на тему: "Наши любимые сказки", "Зимние сказки", «Моя семья в образах сказочных героев»; поделки из природного материала: «Сказочный герой», «Моя сказка», «Сказка своими руками»).

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                 

     Сказка - эффективный способ воспитательно - образовательной работы с детьми. Сказки создают основу для получения новых знаний, воспитывают любовь к природе. Они вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра, вызывают общий интерес к книге. Работа со сказочным материалом способствует возрождению традиций семейного чтения.  Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого), формирует представления об общечеловеческих ценностях, о богатстве русской  народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека. В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв  к маленькому читателю беречь, защищать и изучать ее. Анализируя продукты детского творчества, можно установить рост креативности, улучшение речи детей. Научившись рассказывать и пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершает огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.  

     Систематическое и целенаправленное использование различных методов сочинения сказок, будет способствовать наилучшему развитию творческого воображения старших дошкольников. Сказка помогает  осуществить педагогический процесс по развитию воображения  продуктивнее, разнообразнее. Сочинение сказок привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое, а также способствует развитию детей во  многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом,  эмоциональном. Благодаря сказке дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, о связях его с природой, о свойствах предметного мира. Совместная деятельность по придумыванию сказок способствует сплочению детей, учит их работать вместе.

     Сказка оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад.  Влияет на коррекцию психологических процессов: коррекцию мышления (дети усваивают эпизоды сказки, названия персонажей, основные звукоподражания), коррекцию внимания (дети сосредотачивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), коррекцию памяти (вспоминают имена основных героев, характерные признаки). Сказка положительно влияет на восприятие детей. Красочные иллюстрации, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка повышает речевую активность детей.

       В стране выросло новое поколение, которое слушает сказку с позиции XXI века, века сверхвысоких технологий, неузнаваемо изменивших жизнь людей. Желательно, чтобы взрослые дали возможность ребятам быть не только слушателями, но и собеседниками взрослого. Учили детей не только отвечать на вопросы, но и задавать их, рассуждать, озвучивать проблемную ситуацию, предлагать свое решение, выступать соавтором или современным автором новой сказки (по мотивам предложенной). Помогли бы детям взглянуть на уклад жизни героев глазами современного читателя, слушателя, посоветовали придумать, чтобы  могло произойти со сказочными героями сегодня, вместе  пофантазировать, внести дополнения и изменения в сказку. Обращение к русским народным сказкам, природоведческим сказкам  может стать первой ступенькой в воспитании патриотизма, в возрождении русской традиции семейного чтения и обсуждении прочитанного, в поддержании живой связи поколений.

            Надо заметить, что результаты последних психолого – педагогических исследований  Л.А. Венгера,  С.Н.Николаевой,  Н.Н.Кондратьевой и других ученых убеждают в том, что ребенку дошкольного возраста полезнее предлагать не одну реалистическую иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, схематические и т.д. Предлагаемые модели и схемы помогают детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию, поэтому их надо активно внедрять в работу со сказками.

      В 2010 году я вместе с детьми подготовительной к школе группы участвовала в Фестивале  педагогических идей в номинации «Детство». Залогом успеха считаю использование в работе оригинальных методических приемов, а также поддержку и взаимопонимание родителей воспитанников.

Из опыта работы можно составить ряд рекомендаций: 

1.Воображение детей дошкольного возраста нуждается в постоянном подкреплении, обогащении впечатлениями из жизни.

2.Работа по развитию воображения должна проводиться систематически, планомерно и целенаправленно.

3.Данную работу по развитию творческого воображения  целесообразнее  осуществлять в различных видах деятельности дошкольников.

            В заключение своей работы, хочется сказать, что работа по использованию различных методов сочинения сказок интересна и увлекательна. Дети воспринимают ее с большим удовольствием. В  своих планах на будущее  планирую продолжить эту работу в данном направлении. Перед собой поставила  задачи:

1.Продолжить работу по сочинению сказок с использованием приемов, предложенных Л.Б. Фесюковой.

2.Ввести целенаправленное, систематическое использование различных методов и приемов по развитию воображения в педагогический процесс.

3.Соединить продукты сочинительства с театрализованной деятельностью.

4.Приобщать к сотрудничеству родителей воспитанников.

 

 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Спасибо, хороший и нужный материал. Совсем воспитатели и родители стали забывать сказку, особенно народную.