ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Давыдова Анна Владимировна
   
   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
      Для успешного формирования культуры общения детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать ряд факторов:
- учет возрастных особенностей и специфики среднего дошкольного возраста;
- учет стилей общения семьи ребенка;
- учет типов и форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Общение детей среднего дошкольного возраста в совместной деятельности - основное условие развития культуры общения, формирования межличностных отношений. Нормы и правила поведения, которые ребенок усвоил в семье и в детском саду, отражаются в процессе совместной деятельности. Качества, которые ребенок приобрел в детском саду в совместной деятельности, при вносятся им в семью. Общение детей в совместной деятельности во многом определяется характером общения с воспитателем, а стиль общения педагога с детьми отражается в отношениях детей между собой. Важен психологический климат группы. Огромное воздействие на развитие ребенка оказывается развитие его общения с другими детьми в совместной деятельности. Наиболее полно общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств в совместной деятельности детей. Они учатся выражать свои эмоции и понимать эмоциональное состояние другого человека. 
      Данная программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста, которые посещают детский сад. Программа способствует разрешению проблем эмоционального, социального развития детей:
- умение общаться со взрослыми
- умение общаться со сверстниками
- умение различать эмоциональное состояние детей и взрослых
- правильное использование полученных навыков культуры общения
- правильное использование полученных навыков культуры поведения в совместной деятельности
- умение слушать и слышать ребенка и взрослого
- видеть различие между ребенком и взрослым
 
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
 
1. Сформировать доброжелательное отношение к себе, сверстникам и взрослым людям
2. Познакомить детей с искусством общения
3. Приобрести навыки и умения, которые необходимы для культурного общения со взрослыми и сверстниками
 
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 
 
1. Создание благоприятной обстановки для развития навыков общения в совместной деятельности
2. Развитие культуры общения в различных ситуациях со взрослыми и сверстниками
3. Формирование представлений о развитии коммуникативных способностей ребенка
4. Воспитание интереса к общению детей в совместной деятельности
5. Воспитание взаимодоверия и взаимоуважения в совместной деятельности детей
6. Создание ситуаций, которые позволяют ребенку проявить себя, свои индивидуальные способности
7. Обучение детей общению, ведению диалога, культуре общения
8. Знакомство специалистов с методами проведения работы с родителями
 
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
 
Общение ребенка в семье - одно из важнейших условий развития общения в совместной деятельности. Очень важное значение общения детей в семье для последующего формирования личности ребенка, формирования умения общаться с окружающими людьми. Формирование межличностных отношений ребенка - это результат общения ребенка в семье. Рассматриваются проблемы общения дошкольников с членами семьи. Влияние этих отношений на дальнейшее развитие ребенка, его отношение с другими детьми и взрослыми. Виды семейных взаимоотношений. Роль мотивов общения со взрослыми в формировании коммуникативной готовности ребенка. 
 
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДЕТСКОМ САДУ
 
Роль культуры общения со сверстниками в межличностных отношениях детей. Особенности общения дошкольников друг с другом: эмоциональная сторона общения, нестандартность общения, инициативное общение, пассивное общение. Становление потребности в общении со сверстниками, развитие этой потребности. Мотивы общения детей дошкольного возраста. Средства общения дошкольников: вербальные и невербальные средства общения. Зрительный контакт. Тактильный контакт. Содержание речевого общения детей со сверстниками в детском саду. Ситуативно-деловая форма общения дошкольников со сверстниками.
 
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВОСПИТАТЕЛЕМ В ДЕТСКОМ САДУ
 
Специфика общения дошкольников в детском саду со взрослыми. Типы отношений воспитателя с детьми. Педагогическое воздействие в ходе общения воспитателя с детьми. Использование эмоционально-положительных форм общения. Культура общения взрослого с детьми. Влияние культурного общения взрослого с детьми на развитие личности ребенка. Уровни межличностных отношений в детском коллективе. Типы взаимодействия воспитателя с детьми. Совместимость стилей общения воспитателя и дошкольников.
 
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
 
Методы изучения дошкольников и детского коллектива. Изучение личности ребенка. Изучение особенностей межличностных отношений дошкольников. Специфики культуры общения детей друг с другом. Специфики межличностных отношений дошкольников. Определение характера избирательности детей к зрительным воздействиям. Анализ избирательного отношения детей. Определение типов общения дошкольников со сверстниками. Выявление трудностей общения ребенка со сверстниками. Изучение культуры поведения и общения дошкольников. Изучение продуктов деятельности детей: анализ детских рисунков, анализ детских работ ( аппликация ).
 
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ
 
Изучение особенностей общения дошкольников со взрослыми. Специфика общения дошкольников со взрослыми. Определение типа общения ребенка со взрослыми. Выявление трудностей общения дошкольников со взрослыми. Изучение культуры общения взрослого и ребенка. Межличностные отношения взрослых и детей.
 
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СЕБЯ ( САМОПОЗНАНИЕ ) И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ( ВЗРОСЛЫХ И СВЕРСТНИКОВ )
 
Умение ребенка называть свое имя, фамилию, возраст. Умение называть свой домашний адрес. Умение осознавать свои знания и умения. Уровень представления об особенностях своего организма. Осознание своих состояний, желаний. Умение устанавливать связь между действием и состоянием организма, настроения, самочувствия. Умение идентифицировать свои действия с действиями других детей. Умение называть членов семьи и родственников. Специфика эмоциональных состояний взрослых и детей. Установление связей между действием и эмоциональным состоянием детей и взрослых.
 
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Пути влияния общения в совместной деятельности на психическое развитие детей. Специфика общения детей со взрослыми в совместной деятельности. Специфика общения детей со сверстниками в совместной деятельности. Влияние уровня развития коммуникативных навыков ребенка в процессе совместной деятельности. Проблема индивидуального развития детей в процессе совместной деятельности. Влияние уровня культуры общения на совместную деятельность. Общая структура личных взаимоотношений в совместной деятельности. 
 
Программа оптимизации общения детей среднего дошкольного возраста в совместной деятельности предусматривает:
- самооценку состояния детей
- оценку детей воспитателем
- оценку детей родителями
- оценку взаимоотношений детей в совместной деятельности
Все исследования рекомендуется проводить дважды: в начале и в конце учебного года.
 
СРЕДСТВА ОЦЕНКИ ПРОГРАММЫ
 
1. Самооценка состояния детей проводится воспитателем в индивидуальной беседе с каждым ребенком. Ребенок рассказывает о своих ощущениях, состояниях.
2. Оценка детей воспитателем проводится индивидуально, каждого ребенка. Для этого рекомендуются следующие методики:
- ребенок и взрослые
- оценка эмоционального состояния детей
- оценка культуры общения и взаимодействия ребенка со сверстниками
- изучение личностного поведения
- оценка межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми
- выявление межличностных отношений в совместной деятельности
- определение форм общения ребенка со сверстниками
3. Оценка детей родителями проводится с помощью анкет, которые заполняют родители. 
4. Оценка взаимоотношений детей в совместной деятельности проводится воспитателем с помощью метода наблюдения.