Тематический план по программе оптимизации общения детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Давыдова Анна Владимировна
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
 
1. Беседа " Что такое семья "
    Цель: формировать понимание, что такое семья, раскрыть смысл слова " семья "; познакомить детей с понятием социальных ролей взрослого: мама, папа
 
2. Беседа " Моя семья "
    Цель: вызвать желание рассказать о своей семье; воспитывать уважение к членам своей семьи
 
3. Беседа " Братья и сестры "
    Цель: формировать осознанное понимание значимости родственных отношений, зависимость добрых отношений от личных качеств каждого; формировать у детей адекватные формы поведения
 
4. Беседа " Самый дорогой человек "
    Цель: развивать у детей осознанное отношение к семье; формировать представление о роли мамы в семье как защитницы детей; развивать умения и навыки выражения чувств
 
5. Беседа " У мамы с папой гости "
    Цель: воспитывать умение правильно вести себя в присутствии взрослых; самостоятельно находить себе занятие; развивать умение проявлять терпение
 
6. Игра " Бабушки и дедушки "
    Цель: формировать осознанное восприятие старшего поколения как источника мудрости, опыта, терпеливого и заботливого отношения к внукам
 
7. Игра " У нас сегодня гости "
    Цель: знакомить детей с правилами этикета; формировать умение быть вежливыми и гостеприимными
 
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДЕТСКОМ САДУ
 
1. Беседа " Что я думаю о себе и о других "
    Цель: развивать умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения
 
2. Беседа " Мальчики и девочки "
    Цель: закреплять у детей понимание различия полов; формировать правильное отношение ко различиям во внешнем облике и поведении
 
3. Беседа " Нечаянно и нарочно "
    Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера
 
4. Беседа " Учимся прощать своих друзей "
    Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый "
 
5. Беседа " Почему бывают драки? "
    Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации
 
6. Игра " Фантазеры и лгунишки "
    Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту
 
7. Игра " Давай помиримся " 
    Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение; избегать конфликты; находить слова для оценки поведения; развивать чувство юмора
 
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВОСПИТАТЕЛЕМ В ДЕТСКОМ САДУ
 
1. Беседа " Мы говорим взглядом "
    Цель: развивать умение общаться с воспитателем; формировать умение смотреть в лицо друг другу
 
2. Беседа " Кто такой Воспитатель "
    Цель: формировать умение обращаться к воспитателю по имени и отчеству; воспитывать уважительное отношение к воспитателю
 
3. Беседа " Какие разные взрослые "
    Цель: развивать представление о понятии разнообразия социальных ролей взрослого; формировать положительное отношение к воспитателю
 
4. Беседа " Мы и Воспитатель "
    Цель: расширять и углублять понятие о статусе воспитателя в детском саду; развивать умение видеть связь между своими по ступками и по ступками воспитателя; развивать эмоциональное восприятие и нравственную оценку
 
5. Игра " Здравствуйте! "
    Цель: знакомить детей с вариантами приветствия; формировать навыки вежливости и учтивости в обращении к воспитателю
 
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
 
1. Беседа " Надо ли учиться дружбе? "
    Цель: показать детям, как трудно быть хорошим другом, какими качествами должен обладать настоящий друг; воспитывать умение детей дорожать дружбой
 
2. Беседа " Хороший друг по знается в беде "
    Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу
 
3. Беседа " Учимся видеть хорошее "
    Цель: воспитывать между детьми доверительные отношения; развивать умение быть искренними, замечать и ценить положительное в друзьях
 
4. Игра " Волшебный стул "
    Цель: развивать интерес к сверстнику; формировать положительные качества личности; развивать умение видеть в сверстнике хорошее
 
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ
 
1. Беседа " Я среди людей "
    Цель: формировать представление о ходе развития человека; показать детям взаимосвязь отношений
 
2. Беседа " Какие бывают взрослые "
    Цель: вызвать у детей интерес к эмоциональному миру взрослых; развивать такт, внимание; упражнять детей в подобающих формах общения со взрослыми
 
3. Беседа " Красота лица и души "
    Цель: завивать умение детей анализировать действия и поступки; развивать умение и навыки адекватно оценивать мимику взрослого
 
4. Игра " Какой я без взрослых "
    Цель: формировать чувство юмора, терпимое отношение к чужим поступкам и критическое к своим; развивать понимание необходимости правил и их выполнения
 
5. Игра " Воспитанный - невоспитанный "
    Цель: развивать умение пользоваться моральными оценками; вызвать желание радоваться своим успехам
 
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СЕБЯ ( САМОПОЗНАНИЕ ) И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ( ВЗРОСЛЫХ И СВЕРСТНИКОВ )
 
1. Беседа " Скромность "
    Цель: довести до понимания детей содержание понятий: скромность, стеснительность; развивать умение оценивать поведения других и свое поведение
 
2. Беседа " Независимость "
    Цель: развивать в детях чувство собственного достоинства, самостоятельности, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками
 
3. Беседа " Кто я "
    Цель: развивать самосознание детей: свое имя и фамилию, свой домашний адрес, телефон, свою страну
 
4. Беседа " Самооценка "
    Цель: развивать у детей способность анализировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; воспитывать умение анализировать поведение сверстников доброжелательно
 
5. Игра " Смешилки "
    Цель: развивать чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками
 
6. Игра " Если я один "
    Цель: развивать понимание о связи и зависимости людей в жизни, умение замечать эмоциональное состояние окружающих; различать его на картинках, иллюстрациях
 
7. Игра " Спор или ссора "
    Цель: воспитывать умение детей уступать друг другу; выходить из конфликта, не унижая других
 
8. Игра " Люблю - не люблю "
    Цель: пробуждать стремление с любовью относиться к окружающим, к самому себе
 
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
1. Беседа " Зачем нужны правила ? "
    Цель: развивать у детей понимание необходимости правил общения в совместной деятельности, желание их узнавать и выполнять
 
2. Беседа " Мы идем в театр " 
    Цель: знакомить детей с правилами поведения в общественном месте; развивать навыки культуры общения в театре
 
3. Беседа " Давайте трудиться вместе "
    Цель: подвести детей к пониманию коллективного труда, к выводу о его значимости, к сознанию, что труд может принести радость; формировать умение общаться в совместной деятельности