"Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ"

  Марина Валентиновна Шатова
Страсть детей к компьютеру – одна из главных проблем современного мира. Информационные технологии, имеющие, несомненно, большое значение для развития общества, делают дошкольников киберзависимыми (киберзависимость – патологическое пристрастие человека к компьютеру ради развлечения, за которым он проводит всё свободное время). Между тем любой предмет в руках ребёнка может стать опасным, если его не научить правильно с ним обращаться. Так и общение дошкольника с компьютером путём творческого подхода к этому процессу можно превратить в созидательную деятельность. Несмотря на все доводы и предупреждения врачей о вреде, причиняемом компьютером здоровью, резко возросший в 21 в. Уровень компьютеризации жизнедеятельности человека продолжает повышаться. Так, компьютер становится спасением для многих родителей: купив его, они облегчённо вздыхают, т.к. теперь ребёнок будет занят бесконечным просмотром мультфильмов или увлечённо играть в любимые компьютерные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

на тему:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Страсть детей к компьютеру – одна из главных проблем современного мира. Информационные технологии, имеющие, несомненно, большое значение для развития общества, делают дошкольников киберзависимыми (киберзависимость – патологическое пристрастие человека к компьютеру ради развлечения, за которым он проводит всё свободное время). Между тем любой предмет в руках ребёнка может стать опасным, если его не научить правильно с ним обращаться. Так и общение дошкольника с компьютером путём творческого подхода к этому процессу можно превратить в созидательную деятельность.

Несмотря на все доводы и предупреждения врачей о вреде, причиняемом компьютером здоровью, резко возросший в 21 в. Уровень компьютеризации жизнедеятельности человека продолжает повышаться. Так, компьютер становится спасением для многих родителей: купив его, они облегчённо вздыхают, т.к. теперь ребёнок будет занят бесконечным просмотром мультфильмов или увлечённо играть в любимые компьютерные игры.

В результате дошкольники всё больше времени проводят один на один с компьютером, целиком погружаясь в виртуальный мир. При этом детский интерес к компьютеру ограничивается лишь всевозможными играми в види «бродилок» и «стрелялок».

В условиях развития информационных технологий наш педагогический коллектив МБДОУ Детский сад комбинированного вида №52» находится в постоянном поиске новых, более эффективных способов передачи воспитанникам знаний,  умений и навыков. Поскольку компьютер занимает прочные позиции в жизни современного ребёнка, задача наших педагогов – показать детям его многочисленные возможности. Так, с помощью компьютера можно рисовать, создавать и слушать музыку, анимацию, оформлять тематические открытки, писать тексты и т. д.

Целью одного из вариантов использования компьютера для нашего дошкольного учреждения стало – создания собственного мультфильма с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

  • знакомство детей с современной компьютерной информационной технологией - мультимедиа (взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении);
  • формирование представлений о художественном образе мультфильма как продукта коллективной творческой деятельности;
  • обучение работе в коллективе над замыслом будущего мультфильма, обмену информацией, планированию различных видов художественно-творческой деятельности (изготовление персонажей, декораций, подбор характеристик персонажей, работа над ролью и т.д.)
  • формирование умения понимать основную идею литературного произведения и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), на основе которого создаётся мультфильм;
  • формирование представлений об основных этапах создания мультфильма;
  • знакомство детей с процессом фотосъёмки и элементарными правилами использования фотоаппаратом;
  • формирование представления о переносе отснятого материала на компьютер;
  • развитие творческих  способностей, внимания, активности на всех этапах работы, умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитания наблюдательности, трудолюбия, бережного отношения к продуктам совместного творчества.

Для осуществления задуманного проекта по созданию мультфильма необходима серьёзная и практическая подготовка.

В ходе предварительной работы педагоги должны познакомить детей с мультипликацией и историей её возникновения, профессиями людей, которые участвуют в создании мультфильмов (сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актёр, композитор, продюсер). Воспитанники узнают, что мультфильмы подразделяются на рисованные, пластилиновые и кукольные в зависимости, из какого материала сделаны персонажи и декорации. В ходе беседы надо рассказать детям о правилах пользования компьютером и фотоаппаратом, техники безопасности, а также об основных этапах создания мультфильма:

  • написание сценария, составление списка персонажей сказки и определение последовательности их действий;
  • подбор готовых или самостоятельное изготовление героев и декораций;
  • придумывание реплик для героев в соответствии с общим сюжетом;
  • подкадровая съёмка;
  • компьютерная обработка отснятого материала;
  • добавление записи голоса к видеоряду, передача особенностей характера героев с помощью интонационно-образной речи;
  • комбинация музыкального сопровождения и текста (титров).

Организация деятельности детей по созданию мультфильма предусматривает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы работы, а так же наличие оборудования и материалов. В первую очередь понадобится компьютер (желательно ноутбук), микрофон, цифровой фотоаппарат (или видеокамера), штатив и USB-кабель для связи компьютера с фотоаппаратом, специальная программа, позволяющая импортировать отснятый материал и производить с ним различные операции. В зависимости от выбранной технологии необходимо приготовить материалы для персонажей и  фона: цветную бумагу, краски, ножницы, клей, кисти, пластилин и т.д.

Особое внимание нужно обратить на «площадку» для съёмки – специально выделенное место, где располагается удобный стол со свободным доступом к нему с нескольких сторон, имеется достаточное освещение.

В процессе новой деятельности дошкольники приобретают дополнительные умения и навыки: брать на себя разные функции с учётом этапа работы и роли в соответствии с сюжетом, самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Со временем сюжетом нового фильма может стать история отдельной семьи, рассказ о стране, путешествие на далёкую планету или один день из жизни группы. Тема мультфильма может быть любой – всё зависит от фантазии детей и педагога.

Но главным в этой работе является то, что у дошкольников меняется отношение к компьютеру как обязательной составляющей процесса создания мультфильма. Теперь «не многочасовое сидение « за компьютером является для них основной целью деятельности, а создание нового продукта – мультфильма.

                     


 

Комментарии

Чаврина Мария Алиевна

В этом учебном году, я со своими учениками, задумала создать проект "История мультипликации" (рабочее название) и итогом нашей работы должен стать, созданный ими мультфильм. поэтому ваша работа меня заинтересовала, предлагаю сотрудничество.

  Марина Валентиновна Шатова

С удовольствием помогу, чем могу...зайдите ко мне в гости и посмотрите тему "Мультимедийные технологии в ДОУ" и видеозаписи наших с детьми снятых видеороликов!

Чаврина Мария Алиевна

Меня заинтересовала техника перекладка, как вы это делаете? Сканируете каждое новое положение фигуры или используете фотоаппарат. Опишите пожалуйста поподробнее. Спасибо.

  Марина Валентиновна Шатова

Съемочный процесс включает:
• Придумывание и обсуждение сюжета
• Создание персонажей и декораций
• Съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий)
• Монтаж

Расчет времени: обычно 6 кадров в секунду, иногда 4 (тут еще зависит от программы, в которой вы потом будете монтировать ваш мультик, но об этом ниже).
Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий (там, конечно, будут еще всякие паузы и титры).
Штатив нужно закрепить.
Сразу установить небольшой размер фотографий, 640 на 480 пикселей при максимальном разрешении.
Теперь необходимо установить свет. С искусственным светом работать проще. Он все время одинаковый.
Теперь надо выстроить кадр. Если вы снимаете на плоскости, то вам понадобится для фона подходящий лист или ткань. Если ваши персонажи объемные, то нужны, либо декорации, либо подходящий фон. Фон, как правило, тоже нужно закрепить, особенно относительно штатива. Это можно сделать с помощью бумажного скотча, булавок и т.п. Т.е., если вы снимаете на столе, ноги штатива нужно примотать прямо к столешнице. Обратите внимание, чтобы в кадр не попадало лишнее, и обозначьте границы кадра.
Положите на фон главного героя (например, у вас синий лист и на нем кораблик), проверьте все настройки фотоаппарата: размер фотографий, режим съемки, свет, цвета, границы кадра, неподвижность штатива - еще раз подкрутите все крутилки на штативе. Уберите главного героя.

Можно начинать съемку.
Первым делом сделайте пару-тройку кадров пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи.
Например, вначале приходит ежик. Кладем ежика возле границы кадра, пусть в кадре появится кончик носа. Фотографируем. Двигаем ежика вперед примерно на сантиметр, фотографируем. Не забываем убрать из кадра руки, когда фотографируем! После съемки 10-15 кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме. Делаем выводы - нравится как двигается, не нравится; ошибки, как правило, сразу заметны. Продолжаем: двигаем, снимаем, двигаем, снимаем.

Делайте на отдельный эпизод-элемент (например, машина приехала и уехала) не меньше 30 кадров (5 секунд на выходе), иначе он будет слишком коротким и невнятным для зрителя. Когда вы сняли, все что хотели (помним, что для минуты при скорости 6 кадров в секунду нам надо 360 кадров), можно подумать о титрах и названии. Конечно, вы их можете сделать потом при монтаже, но гораздо интереснее сделать их в стилистике мультфильма: например, слепить из пластилина или написать на бумаге прямо под камерой. Если вы пишете, то кладете лист на фон и пишете по одной или по пол-буквы, и не забываете фотографировать.
Когда все отснято, время переходить ко второй части процесса - монтажу.
Я работаю с программой Windows Movie Maker (она является одной из простейших)- это программа в составе Windows Vista, которая позволяет создавать на компьютере домашние видеозаписи и слайд-шоу, дополненные профессионально оформленными заголовками, переходами, эффектами, музыкой и закадровым текстом.
Ещё есть программы Sony Vegas, Pinnacle Studio и др., но я пока работаю в Movie Maker, в будущем планирую пользоваться другими программами (у них возможностей больше)

МОНТАЖ.
Давайте сразу договоримся, я совсем не работала пока со звуком, я просто подбираю подходящую по настроению музыку, поэтому про озвучку спрашивать что-либо у меня бесполезно.

Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для работы с видео). Почти у всех на компьютере сразу есть Windows Movie Maker, и Sony Vegas
Первым делом вы загружаете все фотографии в компьютер и складываете в отдельную папку. Потом открываете редактор для работы с фотографиями, который позволяет пакетные преобразования, и делаете фотографии нужного размера (если сразу не сделали) и переименовываете, чтобы все файлы имели порядковые номера, идущие подряд (для Movie Maker это необязательно, для Sony Vegas и остальных - обязательно).
Потом вы открываете вашу монтажную программу, на видео дорожку кладете вашу последовательность фотографий, установив нужную скорость, на аудио дорожку - подходящую музыку, сохраняете файл и гордо всем показываете

  Марина Валентиновна Шатова

Съемочный процесс включает:
• Придумывание и обсуждение сюжета
• Создание персонажей и декораций
• Съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий)
• Монтаж

Расчет времени: обычно 6 кадров в секунду, иногда 4 (тут еще зависит от программы, в которой вы потом будете монтировать ваш мультик, но об этом ниже).
Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий (там, конечно, будут еще всякие паузы и титры).
Штатив нужно закрепить.
Сразу установить небольшой размер фотографий, 640 на 480 пикселей при максимальном разрешении.
Теперь необходимо установить свет. С искусственным светом работать проще. Он все время одинаковый.
Теперь надо выстроить кадр. Если вы снимаете на плоскости, то вам понадобится для фона подходящий лист или ткань. Если ваши персонажи объемные, то нужны, либо декорации, либо подходящий фон. Фон, как правило, тоже нужно закрепить, особенно относительно штатива. Это можно сделать с помощью бумажного скотча, булавок и т.п. Т.е., если вы снимаете на столе, ноги штатива нужно примотать прямо к столешнице. Обратите внимание, чтобы в кадр не попадало лишнее, и обозначьте границы кадра.
Положите на фон главного героя (например, у вас синий лист и на нем кораблик), проверьте все настройки фотоаппарата: размер фотографий, режим съемки, свет, цвета, границы кадра, неподвижность штатива - еще раз подкрутите все крутилки на штативе. Уберите главного героя.

Можно начинать съемку.
Первым делом сделайте пару-тройку кадров пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи.
Например, вначале приходит ежик. Кладем ежика возле границы кадра, пусть в кадре появится кончик носа. Фотографируем. Двигаем ежика вперед примерно на сантиметр, фотографируем. Не забываем убрать из кадра руки, когда фотографируем! После съемки 10-15 кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме. Делаем выводы - нравится как двигается, не нравится; ошибки, как правило, сразу заметны. Продолжаем: двигаем, снимаем, двигаем, снимаем.

Делайте на отдельный эпизод-элемент (например, машина приехала и уехала) не меньше 30 кадров (5 секунд на выходе), иначе он будет слишком коротким и невнятным для зрителя. Когда вы сняли, все что хотели (помним, что для минуты при скорости 6 кадров в секунду нам надо 360 кадров), можно подумать о титрах и названии. Конечно, вы их можете сделать потом при монтаже, но гораздо интереснее сделать их в стилистике мультфильма: например, слепить из пластилина или написать на бумаге прямо под камерой. Если вы пишете, то кладете лист на фон и пишете по одной или по пол-буквы, и не забываете фотографировать.
Когда все отснято, время переходить ко второй части процесса - монтажу.
Я работаю с программой Windows Movie Maker (она является одной из простейших)- это программа в составе Windows Vista, которая позволяет создавать на компьютере домашние видеозаписи и слайд-шоу, дополненные профессионально оформленными заголовками, переходами, эффектами, музыкой и закадровым текстом.
Ещё есть программы Sony Vegas, Pinnacle Studio и др., но я пока работаю в Movie Maker, в будущем планирую пользоваться другими программами (у них возможностей больше)

МОНТАЖ.
Давайте сразу договоримся, я совсем не работала пока со звуком, я просто подбираю подходящую по настроению музыку, поэтому про озвучку спрашивать что-либо у меня бесполезно.

Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для работы с видео). Почти у всех на компьютере сразу есть Windows Movie Maker, и Sony Vegas
Первым делом вы загружаете все фотографии в компьютер и складываете в отдельную папку. Потом открываете редактор для работы с фотографиями, который позволяет пакетные преобразования, и делаете фотографии нужного размера (если сразу не сделали) и переименовываете, чтобы все файлы имели порядковые номера, идущие подряд (для Movie Maker это необязательно, для Sony Vegas и остальных - обязательно).
Потом вы открываете вашу монтажную программу, на видео дорожку кладете вашу последовательность фотографий, установив нужную скорость, на аудио дорожку - подходящую музыку, сохраняете файл и гордо всем показываете

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Очень интересно!