Сотрудничества учителя - логопеда дошкольного логопункта с родителями.

Шумал Ольга Николаевна

     Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей и специалистов ДОУ. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих стойкие отклонения в речевом развитии. Эти дети нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, так как скорректировать имеющиеся недостатки предпочтительнее в дошкольном возрасте. Но проблема заключается в том, что очень часто родители не замечают отставание в речевом развитии своего ребенка, или отстраняются от проблем ребёнка, перекладывая их на плечи педагогов и специалистов.

    Понимая актуальность данной проблемы, нами была поставлена цель:

Помочь родителям стать заинтересованными, активными, действенными участниками коррекционно – развивающего процесса. Помочь в создании необходимой речевой среды в домашних условиях.

    Родители – естественные учителя своего ребёнка. Поэтому именно они могут правильно эмоционально общаться с ребёнком и влиять на его моторное и познавательное развитие. Сотрудничество родителей и учителя - логопеда во многом определяет успешность всей коррекционной работы. Специалист помогает родителям научиться правильно проводить коррекционно – развивающую работу в домашних условиях и организовывать речевую среду ребёнка.

    В организации работы с родителями мы руководствуемся следующими принципами:

-преемственности – предполагает непрерывность работы логопеда и родителей над коррекцией речевых недостатков;

-научности – весь консультативный материал базируется на современных научно – методических разработках специалистов в области логопедии;

-доступности – все рекомендации и консультации предоставляются родителям в доступной и удобной для них форме;

-сотрудничества – взаимоотношения с родителями строятся на основе взаимопонимания и уважения;

-учёта ведущей деятельности – Игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения опыта, знаний. В игре происходит формирование всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, речи;

-открытости обучения – родители имеют право посещать занятия логопеда (индивидуальные и групповые);

-систематичности – сотрудничество логопеда и родителей осуществляется регулярно на протяжении всего периода коррекционной работы.

    Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс проходит постепенно, в несколько этапов:

1. Знакомство с семьёй и ребёнком во время поступления в детский сад.

2. Обследование речевого развития ребёнка, индивидуальная беседа с родителями в период зачисления ребёнка в логопункт.

3. Разработка и планирование тематики индивидуальной и фронтальной работы с родителями на учебный год.

4. Проведение запланированной и внеплановой работы с родителями.

    На первом этапе, для создания благоприятных условий адаптации вновь прибывших детей и родителей в нашем дошкольном образовательном учреждении ежегодно (в мае – июне) проводятся «Дни открытых дверей». Во время мероприятий, которые проходят в эти дни будущие воспитанники и их родители имеют возможность познакомиться и с детским садом и с его педагогами. Во время этих дней учителя – логопеды проводят:

- групповые тематические консультации – практикумы с участием детей и родителей (темы: «Учимся правильно дышать», «Игры на развитие слухового внимания и активизацию пассивного словаря детей младшего дошкольного возраста»). Консультации – практикумы интересны родителям, поскольку на них они получают не только определённую теоретическую информацию, но и практические навыки. А дети имеют возможность включиться в организованные игры и познакомиться с другими детьми.

- индивидуальные консультации с обследованием речевого развития ребёнка. Обследование речевого развития ребёнка очень важно для ранней диагностики и выявлений речевых нарушений детей. Специалист общается с ребёнком в присутствии его родителей. Малыш чувствует себя уверенней в присутствии близких людей. Во время обследования логопед опирается на речевую карту, которая помогает подробно рассмотреть все стороны речевого развития малыша. Данные о раннем физическом и речевом развитии ребёнка специалист получат в ходе беседы с родителями. В результате такого обследования и беседы с родителями логопед устанавливает уровень речевого развития ребёнка. Если уровень речевого развития ребёнка ниже возрастной нормы и имеются явные признаки отставания в развитии, логопед даёт необходимые рекомендации и предлагает родителям обратиться к специалистам: психоневрологу, окулисту, ЛОРу.

   На втором этапе - комплектования логопункта, учитель – логопед проводит обследование речевого развития детей, индивидуальные встречи – беседы с родителями для сбора анемнистических данных о раннем физическом, речевом развитии ребёнка (родители заполняют анкеты). Во время индивидуальной беседы логопед знакомит родителей с результатами речевого обследования ребёнка, с речевым диагнозом, а также планом работы по коррекции речи. Именно во время этой встречи происходит знакомство учителя – логопеда с родителями. Мы понимаем, как важно завоевать доверие родителей, настроить их на дальнейшее сотрудничество в коррекционной работе, поэтому во время беседы стараемся учитывать психологические особенности своих собеседников.

   Третий этап – планирование, т.е. составление перспективного плана работы с родителями на учебный год (с возможными изменениями и дополнениями в ходе его реализации). Подробно планируются и фронтальные и индивидуальные формы работы. При составлении перспективного плана мы учитываем уровень представлений и знаний родителей, а также их предложения и пожелания.

   Четвёртый этап - проведение запланированной и внеплановой работы с родителями.

Стараясь заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству, мы решили изменить форму проведения родительских собраний, на которых родители чаще всего являются пассивными слушателями. Главный принцип проведения наших родительских встреч: родители должны быть участниками, собеседниками, а не просто слушателями. Родительские встречи планируем и проводим в течение учебного года три раза. Мы постарались изменить организацию встреч. Приглашение родителей на встречу обязательно индивидуально (и в объявлении и в пригласительном). Собеседники (педагоги и родители) во время встречи садятся в круг, это располагает к более доверительному разговору. В конце встречи проводим чаепитие, это помогает продолжению беседы, но уже в более непринуждённой обстановке.

   На первой родительской встрече, в начале учебного года, родителей необходимо познакомить с основными направлениями коррекционной работы на новый учебный год, но чтобы это было интересно и понятно, мы используем видеосюжеты занятий, знакомим родителей с новыми методическими пособиями, обсуждаем организацию помощи детям при выполнении домашних заданий логопеда.

   Столкнувшись с тем, что многие родители неохотно соглашаются на медикаментозное лечение детей с тяжёлыми нарушениями речи, делают это не систематически, мы решили пригласить на родительскую встречу в начале учебного года специалиста – психоневролога. Встреча прошла в виде беседы: родители задавали вопросы, а психоневролог отвечал. В результате этой встречи многие родители изменили своё мнение и решили регулярно выполнять медицинские рекомендации специалистов.

   Вторую родительскую встречу, мы проводим в середине учебного года, в которой обязательно участвуют дети. В первой части встречи логопед проводит занятие, или игры (на определённую тему) с детьми, во второй части родители пробуют себя в роли детей, выполняя те же задания, что и дети. Родители могут оценить умения, навыки, организацию своего ребёнка на групповом занятии, его достижения, а также научиться элементарным методам и приёмам работы с ребёнком в домашних условиях. Взрослые с интересом исполняют роль ребёнка, отмечая, что им не всегда бывает это легко. За круглым столом, в конце встречи, анализируются успехи, достигнутые детьми, намечаются пути дальнейшего развития и коррекции.

   Третья родительская встреча организовывается в форме итогового мероприятия с участием и детей и взрослых, где родители могут увидеть и оценить конкретные итоги и результаты коррекционной работы за год. Расскажем о такой форме родительской встречи, как КВН (командная игра). Подготовка к проведению игры была очень тщательной. Каждого участника игры из команды родителей спрашивали о согласии заранее. В приглашении на игру были написаны участники обеих команд. В игре участвовало 2 команды: команда родителей «Солнышко» и команда детей «Лучики». Задания на КВНе были и образовательного и творческого характера. Дети с интересом наблюдали и переживали за тем, как справятся со всеми заданиями их родители. Активность была высокая у обеих команд. Дети показали хорошие результаты при выполнении всех заданий. Участие родителей повлияло на положительный настрой и активность детей. В конце игры, получив дипломы, участники игры за круглым столом обменялись мнениями и впечатлениями.

   После проведения таких родительских встреч между родителями, логопедом и детьми устанавливается более тесный контакт и взаимопонимание.

   Интересна и полезна для родителей и такая фронтальная форма работы, как групповые консультации – практикумы. В условиях логопункта, (когда дети набираются из разных групп) эта форма работы удобна и для логопеда и для родителей.

    Также получить родителям определённую информацию и оценить успехи своих детей помогают организованные в нашем структурном подразделении "Детский сад 326" «Дни открытых дверей», когда родители посещают занятия по своему выбору.

    Очень важно проведение индивидуальных консультаций, бесед и практикумов. Именно эта форма работы помогает в установлении более тесного сотрудничества между логопедом и родителями.    Планируются они еженедельно, но чаще всего проводятся внепланово по просьбам самих родителей.

   Для повышения результативности работы нами систематически используется такая индивидуальная форма работы с родителями, как тетрадь взаимосвязи, которая выдаётся с индивидуальными заданиями в конце каждой недели. Задания включают в себя:

-тематические задания по лексике и грамматике;

-задания по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте;

-задания на развитие внимания, памяти, мелкой моторики;

-задания на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;

-закрепление знакомых стихотворений, загадок, пальчиковых гимнастик;

    Для выполнения домашних заданий используем следующую литературу: О.С. Гомзяк «Говорим правильно» (альбомы упражнений по обучению грамоте детей); О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно»; «Большая книга тестов 5-6; 6-7лет»и др.

    В конце учебного года мы проводим индивидуальные консультации, на которых родители получают необходимые рекомендации по развитию речи детей в летний период.

     Таким образом, можно сделать вывод, что именно сотрудничество учителя – логопеда и родителей определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, а также позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.

 

Комментарии

Андреева Людмила Владимировна

Очень актуально! К сожалению,не все родители понимают,что многое зависит от их упорных занятий с ребенком. Дали в руки планшет и готово! Всем хорошо!