Роль семьи в становлении личности дошкольника

Абайдулина Оксана Владимировна

Главная  роль в становлении личности ребенка  отводится семье!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vliyanie_materi_na_syna.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

 На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности ребенка, является семья.

 В зависимости от состава семьи, от взаимоотношения членов семьи, от родительского воспитания, ребенок смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях.

Основную роль в развитии ребенка как личности играет мать. Мать – защитник, учитель, советчик, друг.  

  Мать - это не только та женщина, которая ухаживает за ребенком, кормит его, баюкает, утешает, успокаивает, улыбается, говорит, играет с ним, но и играет роль  значительно большую, в воспитании и развитии личности ребенка.

Ребенок приходит в этот мир, не имея возможности самостоятельно поддерживать свое существование. И мама исполняет роль той теплой и безопасной стены, которая отделяет его от внешнего мира. Когда мама прикасается к малышу, баюкает его, кормит или поет ему, это оказывает благоприятное  воздействие на его организм.

 Существует множество научных исследований, в которых особое  значение придается физическому присутствию матери в жизни ребенка дошкольного возраста.

 В период дошкольного детства важно уметь выбрать правильный подход к ребенку. Особенно важно в семье взаимоотношение матери и сына, основанное на понимании и доверии. Материнская любовь к сыну и ее инстинктивное желание лелеять и защищать его — это лучший компас, который будет направлять ребенка в первые годы его жизни.

Старший дошкольный возраст играет определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам. Разработка вопросов, связанных с  гендерным развитием и становлением человека делает проблему воспитания мальчиков в условиях семьи особо актуальной.

 Актуальность исследования состоит в поиске новых путей взаимоотношения матери и сына старшего дошкольного возраста, в построении системы специально организованных условий, способствующих развитию его творческих способностей, его характера, т. к. именно в этот период происходит формирование мальчика как личности. От правильно построенного отношения матери и сына в старшем дошкольном возрасте зависит, каким ребенок выйдет в новую и взрослую жизнь.

Один из самых главных вопросов в психологии: можно ли считать ребенка личностью? Многогранность и сложность самого феномена личности отражена в разнообразии подходов к ее изучению, в многогранности определений, которые отражают сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть это в поисках принятия феномена – личность ребенка.

Личность человека определяется совокупностью приобретенных социальных качеств. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Ребенок проходит три фазы развития личности:

•        адаптация (освоение простейших навыков, овладение языком);

•        индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я»);

•        интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).

Если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершилась фаза интергации предыдущего, то формируются предпосылки для кризиса развития личности, например, кризис трехлетнего возраста.

В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими. Находясь, в фазе индивидуализации этого возрастного периода, ребенок стремится выделиться в коллективе либо за счет позитивного представления себя в различных видах деятельности, либо за счет шалостей и проказ. В этой фазе оценка воспитателя для ребенка так же важна, как и оценка родителей.

В младшем школьном возрасте ребенок так же проходит все три фазы развития личности, как и в предыдущем возрастном периоде. Ребенок входит в новую социальную группу, немалое значение теперь для него имеет оценка учителя.

Подростковый период в развитии личности отличается тем, что ребенок не переходит в новую группу, изменяется сама группа. Для ребенка в этом возрасте значение приобретают разные внешкольные занятия, общение с компанией сверстников. Мнение сверстников может быть более авторитетным, чем мнение учителей и родителей.

К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и взаимоотношений, пока личность ребенка еще развивается.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Родители – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,

долговременную и важнейшую роль.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как

сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму

отрицательные влияния родителей на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно

определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие

воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые

наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

     Задачи родителей:

1.     Найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на

компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были

удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

2   Сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей,

т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между

родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить  не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении  вырабатываются принципы общения:

1.     Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2.     Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на

проблемы, принимает его позицию.

3.     Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого

человека к происходящему.

     Родители могут любить ребенка  не за что-то, несмотря на то, что он

некрасив, не умен,  на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть (безусловная любовь)  Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь) .

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он  им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и  в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые  проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты  (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.).

   Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания:

- демократический

- авторитарный

-попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль«согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль«подавления».

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Было прослежено развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы.

Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

.Главным институтом воспитания личности является семья, родители. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность Взаимоотношения с матерью вторгаются во все сферы нашей жизни. С момента рождения дети учатся близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает, как справляться с неудачами, тревогами, несбывшимися ожиданиям. Мама - основной источник ласки, заботы, а для мальчика- первая модель любви и нежности. Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни ,понимание отношений между мужчиной и женщиной . Материнская любовь к сыну- это лучший компас, который направляет ребенка.