Педагогический проект "Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием интеллектуальных игр"
Актуальность проблемы. В настоящее время проблема формирования и развития математических представлений – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие элементарных математических представлений, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.
Важно представить дошкольное детство как особенное, уникальное социокультурное явление, показать чрезвычайно сложное и многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого в том, что заложенный в этот сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребенка.
Многие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) формирование математических представлений ребенка связывают не с содержательной стороной предмета (предметные знания и умения), а с процессом мыслительной деятельности, т.е. с развитием математического мышления детей.
Базой для элементарных математических представлений является «математическое мышление», что в большей мере, обусловлена особой спецификой так называемых познавательных способностей.
Ключом формирования математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и я пришла к выводу, что именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.
Объект — учебно-воспитательный процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр.
Предмет – механизм формирования математических представлений детей дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Цель — развитие математических представлений детей дошкольного возраста через интеллектуальные игры.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
-создать систему интеллектуальных игр, направленных на развитие математических способностей;
-расширить представления родителей об интеллектуальных играх для детей дошкольного возраста;
-систематизировать диагностический материал для выявления уровня математических представлений детей с использованием интеллектуальных игр.
Гипотеза исследования. Если включить в процесс формирования математических представлений интеллектуальные игры, то это будет способствовать прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в повседневную деятельность, то это окажет положительное влияние на развитие восприятия мышления, т. е. на познавательную деятельность детей в целом.
Основной формой работы является групповое занятие.
Методы и приемы:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);
- анкетирование и беседа с родителями.
При планировании и организации занятий важно соблюдать следующие условия:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели занятия;
- содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским;
- учитывать интересы и запросы каждого ребенка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям;
- необходимо сохранять положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей.
Степенью новизны проекта является усовершенствование форм и методов формирования элементарных математических представлений посредством интеллектуальных игр, что позволяет поднять на более высокий уровень не только усвоение математических понятий и представлений, но и развитие всей познавательной деятельности в целом.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности с использованием интеллектуальных игр с целью формирования математических представлений дошкольников.
Практическая значимость. Ежедневное включение развивающих игр в разные виды деятельности, поскольку в этом возрасте ребенок может приобретать новые знания. Общаясь с воспитателем, со сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации и это очень важно для его интеллектуального познания.
Педагогическая идея: изменения в воспитательно-образовательном процессе заключаются во включении в занятия по математике интеллектуальных игр.
Ожидаемые результаты:
- мотивация к самостоятельному использованию развивающих интеллектуальных игр;
- развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
- возможность поэтапного освоения навыка;
- развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;
- освоение педагогами технологий, направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;
- развитие социально — адаптивных навыков и уважения к правам других;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.
План реализации проекта - 3 года.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки |
I ЭТАП - аналитико — прогностический (подготовительный) | |||
| 1.Изучение теоретической части развития вопроса. 2.Повышение квалификации педагогами. 3.Выявление уровня формирования элемен-тарных математических представлений с ис-пользованием интеллек-туальных игр. 4.Разработка перспективного плана работы 5.Проведение диаг-ностики математичес-ких представлений. 6.Создание соответствующей предметно — развивающей среды |
| 1 год обучения |
II ЭТАП — рабочий (внедренческий) | |||
1.БЛОК — работа с детьми | |||
ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ: | |||
1.Игры с цифрами и числами; | -дать понятие об образовании чисел в пределах 10; -знакомство с цифрами в пределах 10; -ознакомление с составом числа единиц в пределах 5; -ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10; -обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10; -обучение определению соотношений между смежными числами; -формирование понятия о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; -упражнять в решении простейших примеров и задач. | - «Какой цифры не стало?»; - Сколько?»; - «Путаница»; - «Исправь ошибку»; - Убираем цифры»; - «Назови соседей»; - «Задумай число»; - «Составь табличку»; - «Составь цифру»; - «Кто первый назовет?»; - «Которой игрушки не стало?»; - «Считай не ошибись!»; | 1-2 год обучения
|
2.Игры - путешествия во времени; | -закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра); -развитие логического мышления; -обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года; -обучение умению устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра; -формирование понятия о том, что в году 12 месяцев, обучать умению знать их последовательность и называть их. |
| |
3.Игры на ориентировки в пространстве; | -развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность; -закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (вперед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом); -развивать навыки формирования изображений на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа. слева); -обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету; -формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. | - «Найди игрушку»; - «Найди похожую»; - «Расскажи про свой узор»; - «Мастерская ковров»; - «Художник»; - «Путешествие по комнате». | 2-3 год работы по проекту (старший дошкольный возраст) |
4.Игры с геометрическими фигурами; | -расширение знаний о геометрических фигурах, шар, пирамида, конус; -упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник); -подведение к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника; -формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму. | - «Геометрическая мозаика»; - «Найди такой же узор»; - «Сложи квадрат»; - «Каждую фигуру на свое место»; - «Подбери по форме»; - «Чудесный мешочек»; - «Кто больше назовет»; - «Дострой».
| |
5.Игры на логическое мышление; | -развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность; -учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры; -группировать предметы по форме, величине, месту расположения; -развивать мышление детей путем классификаций предметов по разным признакам; -развивать гибкость и оригинальность мышления; -учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигуры; -стимулировать активность детей; -развивать интеллектуальное мышление детей. | - «Найди нестандартную фигуру»; - «Чем отличаются?»; - «Которая из геометрических фигур здесь лишняя?»; - «Какое число надо поставить в пустую клетку?»; - «Чем отличается одна картина от другой?»; - «Лабиринты»; - «Танграм». | |
2.БЛОК — работа с родителями | |||
1.Предварительная работа | Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми | Анкетирование, беседы |
|
2.Повышение педагогической культуры родителей | Обогащение родительского опыта по формированию математических представлений детей через интеллектуальные игры. | Консультации и беседы | В течении всего периода |
3. «Успехи детей» | Показ достижений детей | «День открытых дверей» | 2 раза в год |
3.БЛОК — работа с педагогами | |||
1.Выступления на педагогическом совете | Повышение общей культуры педагогического коллектива | Доклады, презентации | В течении всего периода |
2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО | Обобщение опыта работы | Доклады, «Мастер-класс», публикации | В течении всего периода |
III ЭТАП — коррекционный | |||
1.Анализ и корректировка | Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми |
| В конце каждого учебного года |
IV ЭТАП — обобщающий | |||
1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе формирования элементарных математических представлений детей. | Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом | В конце каждого учебного года |
2.Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати |
Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа состоит из блоков
1.БЛОК. ИГРЫ С ЦИФРАМИ И ЧИСЛАМИ.
Для обучения детей счету в прямом и обратном порядке, нужно добиваться от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и интеллектуальные игры, знакомят детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагают их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делают для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
Используя игры, учат детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?, СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? И многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорят, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие интеллектуальных игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т. д.
2.БЛОК. ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ.
Знакомя детей, с днями недели объясняют, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, можно их обозначить кружочком разного цвета. Наблюдение нужно проводить несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказывают, детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы можно предложить игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Используются разнообразные дидактические игры НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО, КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
3.БЛОК. ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Чтобы научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию используются задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима. При помощи интеллектуальных игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. В начале каждого занятия желательно проводить игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находят, или выбирают ребенка и прячет игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Если при выполнении задания по ориентировке на листе бумаги дети допускают ошибки, нужно давать этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки.
Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - “Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.” Распечатывают конверт читают: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо начнут ориентироваться, задания для них усложнить – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР. МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, Что, где, Фигуры высшего пилотажа, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие другие игры.
4.БЛОК. ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагают детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивают: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводят игру типа ЛОТО. Детям предлагают картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагают детям назвать и рассказать, что они нашли.
Используется множество интеллектуальных игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ КВАДРАТ, КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ
Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА используется на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
Перед началом игры детей делят на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам дают задания разной сложности. Например:
а) Составление изображения предмета из геометрических фигур ( работа по готовому расчлененному образцу);
б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье);
в) Работа по собственному замыслу (просто человека).
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Затем даются более сложные задания, различные по цвету, форме и величине.
Задание такого характера:
Назовите самый большой треугольник?
Какого цвета самая маленькая фигура?
Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п.
Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры были разложены на столе или на полу. Использование интеллектуальных игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
5.БЛОК. ИГРЫ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество интеллектуальных игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? МЕЛЬНИЦА, КУБИКИ НИКИТИНА, ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА ТАНГРАМ и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
С целью развития у детей мышления, я используются различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагают продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того дают задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научился выполнять такие упражнения, задания для них усложняют. Предлагают выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
В дальнейшем переходят на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: КОГО НЕ ХВАТАЕТ?. Предлагают детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показывают плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях, дают детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: СОБЕРИ БУСЫ, НАЙДИ ОШИБКУ, КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?, и т.п.
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышали процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того. Существуют различные приемы умственных действий, котороые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.
Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаков), а также на соединение их в единое целое можно предполагать с первых же шагов математического развития ребенка.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ
1.Задания на выбор предмета из группы по любому признаку:
- «Возьми красный мяч»;
- «Возьми мячик, но не красный»;
- «Возьми красный, но не мячик».
2.Задания на выбор нескольких предметов по указанному признаку:
- «Выбери все мячики»;
- «Выбери круглые, но не мячики».
3.Задания на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам:
- «Выбери маленький синий мячик»;
- «Выбери большой красный мячик».
Аналитико — синтетическая мыслительная деятельность позволяет ребенку рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: как большой или маленький, красный или желтый, круглый или квадратный. Способом организации всестороннего рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
- «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя?»;
- «Раздели круги на две группы. Объясни, как ты разделил (по цвету, по размеру).
- «Что на кругах означает число 2 (2 больших круга, два зеленых круга), число 3 (три синих круга, три маленьких круга)?»;
- «Какая из фигурок отличается от всех других (Какая? Четвертая). Чем она отличается?».
ИНТЕЛЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА СРАВНЕНИЕ
1.Задания на распределение объектов по какому- либо признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.)
2.Все игры вида «Найди такой же (для детей 2-4 лет набор признаков, по которым ищется сходство; для детей 5-6 лет предлагаются упражнения, в которых количество и характер признаков сходства может широко варьироваться)».
3.Задания для детей 5-6 лет, в которых от ребенка требуется сравнение одних и тех же предметов по различным признакам:
- «Найди среди своих фигур похожее на яблоко (Круги. Они похожи на яблоки формой)».
- «Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему? (Две фигуры). Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (треугольник синий и красный — их 2; две красные фигуры, два круга; два квадрата — разбираются все варианты)»;
- «Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна). Сколько здесь всего цветов (четыре), фигур (шесть).
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА КЛАССИФИКАЦИЮ
- По названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- По размеру (в одну группу большие мячи, а в другую маленькие, в одну коробку длинные карандаши, а в другую — короткие и т д.);
- по цвету ( в эту коробку красные пуговицы, в эту — зеленые);
- по форме ( в эту коробку квадрат, в эту — кружки, в эту коробку — кубики, в эту — кирпичики и т. д.);
- по другим признакам не математического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает; кто летает, кто плавает; кто живет в лесу и т.д.
ВЫВОДЫ
Зная, что для успешного освоения программы школьного обучения, нужно не только много знать ,но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение и проводив работу по развитию математических способностей детей пришла к следующему выводу: проведение интеллектуальных игр способствует развитию математических способностей детей.
У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять своем действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.
Анализ диагностических карт за 3 года показывает повышение диагностируемых знаний, умений, навыков в среднем на 30%.
Библиографический справочник
1. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание-2008-№8 с. 101
2. Белошистая А. Знакомство с арифметическими действиями // Дошкольное воспитание-2003-№8 с. 13
3. Белошистая А. Двузначные числа: методика знакомства // Дошкольное воспитание-2003-№9 с. 13
4. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание-2000-№2 с. 74
5. Березко. Занятия по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№5 с.38
6. Большакова И., Целищева И. Дикие животные. Интегрированное занятие по ознакомлению с животными и развитию математических представлений // Дошкольное воспитание-2005-№7 с. 5
7. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999
8. Волонина В.В. Занимательная математика С-Петербург, 1996
9. Зак А.З.Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет-М.,1996
10. Ковалев В.И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М., 2004
11. Калинченко А. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№4 с.13
12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990
13. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005-№12 с. 21
14. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 48
15. Новикова. Математика в детском саду-М.,2002
16. Овчиникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 42
17. Петорсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два- ступенька-М.,2004
18. Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка-М.,2004
19. Платонова Ж.Т.Волшебный домик // Ребенок в детском саду- 2006-№4 с.39
20. Савенков А. Конкурс интеллектуалов // Дошкольное воспитание-1998-№2 с. 6
21. Синицына Е. Логические игры и задачи-М.,2000
22. СоловьеваЕ. Игры-занятия по формированию элементарных математических представлений в разновозрастных группах 4-5 лет// Ребенок в детском саду- 2001-№6 с.25
23. Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- 2004-№2 с.53
24. Хамзина Т. Немного о математике и не только о ней. И в шутку и в серьёз // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 18
25. Хамзина Т. Праздник дарит любовь к математике // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 25
26. Фонин Д., Целищева И. Ознакомление дошкольников с составом числа «5» // Дошкольное воспитание-1998-№4 с. 73
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО:
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ № ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ
ОТ ______________________________ ЛЯЛИЧКИНОЙ С.В. _______________
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР»
Выполнила:
Вечканкина Г.Г.
воспитатель первой
квалификационной
категории
Актуальность проблемы. В настоящее время проблема формирования и развития математических представлений – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие элементарных математических представлений, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.
Важно представить дошкольное детство как особенное, уникальное социокультурное явление, показать чрезвычайно сложное и многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого в том, что заложенный в этот сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребенка.
Многие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) формирование математических представлений ребенка связывают не с содержательной стороной предмета (предметные знания и умения), а с процессом мыслительной деятельности, т.е. с развитием математического мышления детей.
Базой для элементарных математических представлений является «математическое мышление», что в большей мере, обусловлена особой спецификой так называемых познавательных способностей.
Ключом формирования математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и я пришла к выводу, что именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.
Объект — учебно-воспитательный процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр.
Предмет – механизм формирования математических представлений детей дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Цель — развитие математических представлений детей дошкольного возраста через интеллектуальные игры.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
-создать систему интеллектуальных игр, направленных на развитие математических способностей;
-расширить представления родителей об интеллектуальных играх для детей дошкольного возраста;
-систематизировать диагностический материал для выявления уровня математических представлений детей с использованием интеллектуальных игр.
Гипотеза исследования. Если включить в процесс формирования математических представлений интеллектуальные игры, то это будет способствовать прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в повседневную деятельность, то это окажет положительное влияние на развитие восприятия мышления, т. е. на познавательную деятельность детей в целом.
Основной формой работы является групповое занятие.
Методы и приемы:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);
- анкетирование и беседа с родителями.
При планировании и организации занятий важно соблюдать следующие условия:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели занятия;
- содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским;
- учитывать интересы и запросы каждого ребенка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям;
- необходимо сохранять положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей.
Степенью новизны проекта является усовершенствование форм и методов формирования элементарных математических представлений посредством интеллектуальных игр, что позволяет поднять на более высокий уровень не только усвоение математических понятий и представлений, но и развитие всей познавательной деятельности в целом.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности с использованием интеллектуальных игр с целью формирования математических представлений дошкольников.
Практическая значимость. Ежедневное включение развивающих игр в разные виды деятельности, поскольку в этом возрасте ребенок может приобретать новые знания. Общаясь с воспитателем, со сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации и это очень важно для его интеллектуального познания.
Педагогическая идея: изменения в воспитательно-образовательном процессе заключаются во включении в занятия по математике интеллектуальных игр.
Ожидаемые результаты:
- мотивация к самостоятельному использованию развивающих интеллектуальных игр;
- развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
- возможность поэтапного освоения навыка;
- развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;
- освоение педагогами технологий, направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;
- развитие социально — адаптивных навыков и уважения к правам других;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.
План реализации проекта - 3 года.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки |
I ЭТАП - аналитико — прогностический (подготовительный) | |||
1.Изучение теоретической части развития вопроса. 2.Повышение квалификации педагогами. 3.Выявление уровня формирования элемен-тарных математических представлений с ис-пользованием интеллек-туальных игр. 4.Разработка перспективного плана работы 5.Проведение диаг-ностики математичес-ких представлений. 6.Создание соответствующей предметно — развивающей среды | 1 год обучения | ||
II ЭТАП — рабочий (внедренческий) | |||
1.БЛОК — работа с детьми | |||
ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ: | |||
1.Игры с цифрами и числами; | -дать понятие об образовании чисел в пределах 10; -знакомство с цифрами в пределах 10; -ознакомление с составом числа единиц в пределах 5; -ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10; -обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10; -обучение определению соотношений между смежными числами; -формирование понятия о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; -упражнять в решении простейших примеров и задач. | - «Какой цифры не стало?»; - Сколько?»; - «Путаница»; - «Исправь ошибку»; - Убираем цифры»; - «Назови соседей»; - «Задумай число»; - «Составь табличку»; - «Составь цифру»; - «Кто первый назовет?»; - «Которой игрушки не стало?»; - «Считай не ошибись!»; | 1-2 год обучения |
2.Игры - путешествия во времени; | -закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра); -развитие логического мышления; -обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года; -обучение умению устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра; -формирование понятия о том, что в году 12 месяцев, обучать умению знать их последовательность и называть их. | ||
3.Игры на ориентировки в пространстве; | -развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность; -закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (вперед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом); -развивать навыки формирования изображений на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа. слева); -обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету; -формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. | - «Найди игрушку»; - «Найди похожую»; - «Расскажи про свой узор»; - «Мастерская ковров»; - «Художник»; - «Путешествие по комнате». | 2-3 год работы по проекту (старший дошкольный возраст) |
4.Игры с геометрическими фигурами; | -расширение знаний о геометрических фигурах, шар, пирамида, конус; -упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник); -подведение к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника; -формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму. | - «Геометрическая мозаика»; - «Найди такой же узор»; - «Сложи квадрат»; - «Каждую фигуру на свое место»; - «Подбери по форме»; - «Чудесный мешочек»; - «Кто больше назовет»; - «Дострой». | |
5.Игры на логическое мышление; | -развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность; -учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры; -группировать предметы по форме, величине, месту расположения; -развивать мышление детей путем классификаций предметов по разным признакам; -развивать гибкость и оригинальность мышления; -учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигуры; -стимулировать активность детей; -развивать интеллектуальное мышление детей. | - «Найди нестандартную фигуру»; - «Чем отличаются?»; - «Которая из геометрических фигур здесь лишняя?»; - «Какое число надо поставить в пустую клетку?»; - «Чем отличается одна картина от другой?»; - «Лабиринты»; - «Танграм». | |
2.БЛОК — работа с родителями | |||
1.Предварительная работа | Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми | Анкетирование, беседы | |
2.Повышение педагогической культуры родителей | Обогащение родительского опыта по формированию математических представлений детей через интеллектуальные игры. | Консультации и беседы | В течении всего периода |
3. «Успехи детей» | Показ достижений детей | «День открытых дверей» | 2 раза в год |
3.БЛОК — работа с педагогами | |||
1.Выступления на педагогическом совете | Повышение общей культуры педагогического коллектива | Доклады, презентации | В течении всего периода |
2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО | Обобщение опыта работы | Доклады, «Мастер-класс», публикации | В течении всего периода |
III ЭТАП — коррекционный | |||
1.Анализ и корректировка | Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми | В конце каждого учебного года | |
IV ЭТАП — обобщающий | |||
1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе формирования элементарных математических представлений детей. | Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом | В конце каждого учебного года |
2.Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати |
Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа состоит из блоков
1.БЛОК. ИГРЫ С ЦИФРАМИ И ЧИСЛАМИ.
Для обучения детей счету в прямом и обратном порядке, нужно добиваться от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и интеллектуальные игры, знакомят детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагают их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делают для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
Используя игры, учат детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?, СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? И многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорят, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие интеллектуальных игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т. д.
2.БЛОК. ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ.
Знакомя детей, с днями недели объясняют, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, можно их обозначить кружочком разного цвета. Наблюдение нужно проводить несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказывают, детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы можно предложить игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Используются разнообразные дидактические игры НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО, КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
3.БЛОК. ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Чтобы научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию используются задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима. При помощи интеллектуальных игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. В начале каждого занятия желательно проводить игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находят, или выбирают ребенка и прячет игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Если при выполнении задания по ориентировке на листе бумаги дети допускают ошибки, нужно давать этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки.
Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - “Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.” Распечатывают конверт читают: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо начнут ориентироваться, задания для них усложнить – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР. МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, Что, где, Фигуры высшего пилотажа, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие другие игры.
4.БЛОК. ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагают детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивают: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводят игру типа ЛОТО. Детям предлагают картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагают детям назвать и рассказать, что они нашли.
Используется множество интеллектуальных игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ КВАДРАТ, КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ
Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА используется на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
Перед началом игры детей делят на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам дают задания разной сложности. Например:
а) Составление изображения предмета из геометрических фигур ( работа по готовому расчлененному образцу);
б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье);
в) Работа по собственному замыслу (просто человека).
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Затем даются более сложные задания, различные по цвету, форме и величине.
Задание такого характера:
Назовите самый большой треугольник?
Какого цвета самая маленькая фигура?
Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п.
Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры были разложены на столе или на полу. Использование интеллектуальных игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
5.БЛОК. ИГРЫ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество интеллектуальных игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? МЕЛЬНИЦА, КУБИКИ НИКИТИНА, ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА ТАНГРАМ и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
С целью развития у детей мышления, я используются различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагают продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того дают задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научился выполнять такие упражнения, задания для них усложняют. Предлагают выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
В дальнейшем переходят на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: КОГО НЕ ХВАТАЕТ?. Предлагают детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показывают плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях, дают детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: СОБЕРИ БУСЫ, НАЙДИ ОШИБКУ, КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?, и т.п.
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышали процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того. Существуют различные приемы умственных действий, котороые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.
Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаков), а также на соединение их в единое целое можно предполагать с первых же шагов математического развития ребенка.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ
1.Задания на выбор предмета из группы по любому признаку:
- «Возьми красный мяч»;
- «Возьми мячик, но не красный»;
- «Возьми красный, но не мячик».
2.Задания на выбор нескольких предметов по указанному признаку:
- «Выбери все мячики»;
- «Выбери круглые, но не мячики».
3.Задания на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам:
- «Выбери маленький синий мячик»;
- «Выбери большой красный мячик».
Аналитико — синтетическая мыслительная деятельность позволяет ребенку рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: как большой или маленький, красный или желтый, круглый или квадратный. Способом организации всестороннего рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
- «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя?»;
- «Раздели круги на две группы. Объясни, как ты разделил (по цвету, по размеру).
- «Что на кругах означает число 2 (2 больших круга, два зеленых круга), число 3 (три синих круга, три маленьких круга)?»;
- «Какая из фигурок отличается от всех других (Какая? Четвертая). Чем она отличается?».
ИНТЕЛЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА СРАВНЕНИЕ
1.Задания на распределение объектов по какому- либо признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.)
2.Все игры вида «Найди такой же (для детей 2-4 лет набор признаков, по которым ищется сходство; для детей 5-6 лет предлагаются упражнения, в которых количество и характер признаков сходства может широко варьироваться)».
3.Задания для детей 5-6 лет, в которых от ребенка требуется сравнение одних и тех же предметов по различным признакам:
- «Найди среди своих фигур похожее на яблоко (Круги. Они похожи на яблоки формой)».
- «Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему? (Две фигуры). Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (треугольник синий и красный — их 2; две красные фигуры, два круга; два квадрата — разбираются все варианты)»;
- «Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна). Сколько здесь всего цветов (четыре), фигур (шесть).
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА КЛАССИФИКАЦИЮ
- По названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- По размеру (в одну группу большие мячи, а в другую маленькие, в одну коробку длинные карандаши, а в другую — короткие и т д.);
- по цвету ( в эту коробку красные пуговицы, в эту — зеленые);
- по форме ( в эту коробку квадрат, в эту — кружки, в эту коробку — кубики, в эту — кирпичики и т. д.);
- по другим признакам не математического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает; кто летает, кто плавает; кто живет в лесу и т.д.
ВЫВОДЫ
Зная, что для успешного освоения программы школьного обучения, нужно не только много знать ,но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение и проводив работу по развитию математических способностей детей пришла к следующему выводу: проведение интеллектуальных игр способствует развитию математических способностей детей.
У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять своем действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.
Анализ диагностических карт за 3 года показывает повышение диагностируемых знаний, умений, навыков в среднем на 30%.
Рис.1.Формирование математических представлений детей с использованием интеллектуальных игр в период 2010-2013 уч. г., %
Библиографический справочник
1. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание-2008-№8 с. 101
2. Белошистая А. Знакомство с арифметическими действиями // Дошкольное воспитание-2003-№8 с. 13
3. Белошистая А. Двузначные числа: методика знакомства // Дошкольное воспитание-2003-№9 с. 13
4. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание-2000-№2 с. 74
5. Березко. Занятия по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№5 с.38
6. Большакова И., Целищева И. Дикие животные. Интегрированное занятие по ознакомлению с животными и развитию математических представлений // Дошкольное воспитание-2005-№7 с. 5
7. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999
8. Волонина В.В. Занимательная математика С-Петербург, 1996
9. Зак А.З.Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет-М.,1996
10. Ковалев В.И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М., 2004
11. Калинченко А. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№4 с.13
12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990
13. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005-№12 с. 21
14. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 48
15. Новикова. Математика в детском саду-М.,2002
16. Овчиникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 42
17. Петорсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два- ступенька-М.,2004
18. Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка-М.,2004
19. Платонова Ж.Т.Волшебный домик // Ребенок в детском саду- 2006-№4 с.39
20. Савенков А. Конкурс интеллектуалов // Дошкольное воспитание-1998-№2 с. 6
21. Синицына Е. Логические игры и задачи-М.,2000
22. СоловьеваЕ. Игры-занятия по формированию элементарных математических представлений в разновозрастных группах 4-5 лет// Ребенок в детском саду- 2001-№6 с.25
23. Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- 2004-№2 с.53
24. Хамзина Т. Немного о математике и не только о ней. И в шутку и в серьёз // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 18
25. Хамзина Т. Праздник дарит любовь к математике // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 25
26. Фонин Д., Целищева И. Ознакомление дошкольников с составом числа «5» // Дошкольное воспитание-1998-№4 с. 73