как справиться с застенчивостью

Волкова Людмила Анатольевна

                                                                                                           Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?

       Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

       Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.

       Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.

       У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.

       Раскрепощению эмоциональной сферы. Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели – покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.

        Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.

       Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл застенчивость57.75 КБ
Файл родительское собрание19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Застенчивость у детей и проблемы в общении

Для начала стоит определить, что же такое застенчивость. Давайте дадим самое простое и всем понятное определение. Застенчивость — это неумение ребенка идти на контакт с другими людьми/детьми, испытываемые им опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и чужими людьми.

Как выглядит застенчивость. Ребенок скован, его движения — немного напоминают движения робота, он как бы старается занять меньше места в пространстве, почти исчезнуть — опущенная голова, сутулые плечи. Ребенок избегает смотреть в глаза, отвечает или тихим голосом, или вообще отказывается отвечать на вопросы. Малыши начинают прятаться за маму, цепляться за нее, ища поддержки. Да и более старшие дети готовы спрятаться куда угодно, только бы их не замечали — чужое внимание слишком тяжело для них.

Почему дети становятся застенчивыми... Вопрос непростой. Кому-то застенчивая душа дается от природы. Родители застенчивых детей чаще всего сами были застенчивыми и малообщительными в детстве. И не только в детстве. Людям, имеющим ограниченный круг общения, сложно научить своих детей навыкам общения. Не всегда они могут подать детям пример.

Застенчивость может стать и «приобретенным» свойством характера, результатом неудачного опыта установления контакта с другими детьми. Иногда ребенок стремится к лидерству, но у него не получается стать «лучшим». Он оказывается не в силах обогнать другого ребенка, лучше всех спеть или прочитать стишок. Ему не удается получить нужную ему похвалу и внимание окружающих, и в следующий раз он может просто не решиться на соревнование. Ребенок может предпочесть уйти от контактов, не видя для себя возможности проявить себя, стать хоть в чем-то «лучше других».

Иногда за застенчивостью скрывается повышенная ранимость, чувствительность. Такой ребенок обостренно реагирует на критику в свой адрес и легко впадает в уныние. Бывает, что ребенок становится застенчив потому, что просто не знает, как себя вести в каких-то обстоятельствах, у него медленная реакция, и ему сложно приспособиться к ситуации общения, например, с несколькими детьми одновременно.

В поведении застенчивого ребенка ясно считывается неуверенность в себе. Застенчивому человеку кажется, что он хуже других, и потому он не решается себя проявить. Застенчивость становится барьером на пути к установлению контактов с другими людьми. Переживания собственной «неуспешности» в общении могут быть очень болезненны. Порой они серьезно подрывают веру в себя и сильно бьют по самооценке ребенка. Получается замкнутый круг: чем больше он неуверен в себе, тем нерешительнее ведет себя, вступая в контакт в окружающими. Чем менее он решителен, тем вероятнее неудача. Каждая неудача еще больше подрывает веру в себя и надежду преодолеть свою застенчивость.

По поведению застенчивого ребенка родители иногда делают ошибочный вывод, что ребенок не испытывает потребности к общению с другими детьми. Однако, это не так. У застенчивых детей сильна тяга к общению, но они не умеют по разным причинам устанавливать контакты и от этого страдают.

В противоположность этому есть дети, которые не испытывают потребности в общении с другими людьми. Это аутичные дети, которые от рождения замкнуты на общение с самыми близкими людьми, да и то, общение это своеобразное. Однако, и здесь грамотный подход и понимание специфики проблем ребенка позволяет пробить броню равнодушия, этот защитный панцирь, в котором такие дети прячутся от мира.

В любом случае не стоит торопиться «записывать» своего ребенка в «аутисты», заметив у него проблемы с общением. И не стоит начинать винить себя в проблемах ребенка.

Надо помнить, что для развития навыков общения у ребенка требуются: время + теория и практика. Общению надо учить, подавая пример ребенку и показывая ему приемы установления контакта. Например, стоит учить ребенка знакомиться: называть свое имя и спрашивать имя других детей. Хорошо учить его способам начала разговора «давай играть вместе, покажи мне свою игрушку, давай меняться и т.п.». Можно учить ребенка сообщать о себе элементарную информацию «я люблю играть в машинки, у меня есть велосипед, я живу в этом дворе».

Наиболее Типичная Ошибка, совершаемая родителями в этой связи, — это демонстрация ребенку своего неудовольствия от существования подобных проблем. Понятно, что родителями движут благие намерения, они хотят помочь своим детям — развить в них общительность. Но в данном случае, именно в их отношении к особенностям характера и поведения ребенка может заключаться основная проблема.

Часто совершаемые Ошибочные Действия родителей заключаются в подталкивании ребенка к общению, несмотря на его страхи и нежелание. Они как бы «не замечают» существования барьера в общении у своего ребенка или пытаются преодолеть этот барьер «рывком», отчасти навязав своему ребенку контакт с окружающими. Например, они сами могут завязать разговор с другим ребенком, а потом словами «ну что же ты, спроси, как мальчика зовут» принудить своего малыша к общению. Если малыш был к этому не готов: или все произошло слишком быстро, или от него требуется слишком много на теперешний момент, то результат будет нулевой. И даже хуже. Ребенок очередной раз убедится в том, что у него что-то не получается.

Представьте себе, какой вред в подобной ситуации нанесут сетования по типу «что ж ты у меня такой необщительный, мальчик хотел с тобой поиграть, а ты...». Тем самым родители наносят следующий болезненный удар по самооценке ребенка. Ребенок будет чувствовать, что его мама разочарована его поведением. Мало того, что плохо ему, но он расстроил еще и свою маму. Груз разочарования и нелюбви к самому себе, лежащий на плечах, увеличился по меньшей мере вдвое. Последствия неправильного родительского поведения очевидны: страх ребенка перед общением с другими детьми усилится.

Что нужно делать родителям по преодолению трудностей в общении у застенчивого ребенка.



Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

на занятиях по английскому языку.

        Обучение детей дошкольного возраста английскому языку – это очень непростое дело, которое требует определённого методического подхода. Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным  потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают  гибкое и быстрое  запоминание языкового материала; наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке. Так как я обучаю английскому языку дошкольников, то, конечно, меня больше всего интересует, какие приемы здоровьесбережения можно использовать на занятиях по английскому языку. Я считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на занятиях английского языка имеет первостепенное значение.

На занятиях детям приходится много запоминать, говорить, слушать и анализировать информацию, поэтому, педагогу необходимо  особое внимание уделять здоровьесберегающим технологиям.
       Главной задачей педагога на занятии -  обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на занятии. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм ребёнка. Воспитателю необходимо стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию дошкольников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом.
     Я поставила перед собой цель: применять элементы здоровьесберегающих технологий на занятиях по  английскому языку. На занятиях я использую методы позитивной психологической поддержки детей, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями. Каким же должено быть занятие с позиций здоровьесбережения?

    Для повышения здоровья детей  огромное значение имеет организация занятия. Во избежание усталости и перегрузки необходимо строить занятие в соответствии с динамикой внимания детей, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ.
       Во избежание усталости , смена видов работ может быть следующая: коллективная работа,  слушание, ответы на вопросы, музыкальные игры, творческие задания, пальчиковые гимнастики,  "мозговой штурм”.Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху детей. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут.

        В целях предотвращения утомления, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждое занятие я стараюсь включать оздоровительные моменты: динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз.
     Аутогенная тренировка - это система приемов саморегуляции  функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутотренинга является регуляция собственных эмоций. Прежде чем приступить к аутотренингу, уменьшается освещенность кабинета, включается тихая, спокойная музыку. После этого дети  психологически настраивают себя, принимают удобную позу, отрегулировав дыхание, расслабляются.  
На занятиях по  английскому языку я обязательно использую песни. Она являются одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка и т.д. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв. Это своего рода релаксация. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного языка. Дети с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. На сайте learnenglishkids.britishcouncil.org представлен широкий выбор флэш-песен разной тематики. Они яркие, красочные и «зажигательные
Одной из эффективных форм релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.

Поскольку количество детей с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает глазодвигательная гимнастика,  такой комплекс простых упражнений:
1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 10 по-английски).
2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек (считаем десятками от 1 до 5 по – английски).
3. Расположите указательный палец правой руки напротив носа на расстоянии 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 сек., опустите руку (про себя называем, в качестве повторения, дни недели, название месяцев).
4. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов: right, left, up, down).
5. Смотрите вдаль в течение 2-3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа на 3-5сек. (про себя считаем порядковыми числительными по-английски: first, second, …, tenth).
6. Выполняйте круговые движения рукой по часовой стрелке на расстоянии 30-35 см от глаз, следя глазами за кончиками пальцев, затем против часовой стрелки. Произносим: see,  hear,  smell, nod,  hold,  talk, walk, And walk and walk.
Существуют специальные комплексы упражнений, помогающие укрепить глазные мышцы, замедлить развитие патологических процессов, например:
- движение глазами вверх и вниз с максимальной амплитудой. Первое время лучше следить глазами за движущим предметом, например, за карандашом, по мере освоения упражнения выполнять без предмета, лишь воображая его.
- Движение глазами вверх и вниз можно производить под стишок, расположенный в нестандартной форме: Red  red red  the rose. Blue, blue blue  the dress. Grey grey grey the cat.
- Или же, движение глазами по кругу, по и против часовой стрелки, при этом произносим скороговорку: "Ann has a fat black cat and a rabbit”.
- Движение глазами по очертаниям цифры 8 с острыми углами, располагая рифмовку соответственно очертаниям 8, проговаривая: "That is the man who sat on my hat in the tram”.
- Движение глазами по дуге – выпуклой и вогнутой подрифмовку: "Fat Pat had a fat cat, Pat 's fat cat sat at Pat's hat”.
- Движение глазами по периметру ромба, рифмовка расположена соответственно очертаниям ромба, проговаривая " A friend in need is a friend in deed”.
- Моргайте веками, подобно тому, как бабочка машет крыльями, проговариваем стишок: "Rain on the grass And rain on the tree Rain on the house-top But not on me”.

     На занятиях я часто также использую пальчиковую гимнастику, необходимую для   развития речи, мелкой моторики пальцев рук, внимания, памяти, связной речи, творчества, пространственной ориентации.

Пальчиковая гимнастика способствует ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков; усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.

 Использование артикуляционной  гимнастики на занятиях английского языка направленно на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

        Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий  играет большую роль в жизни каждого ребёнка, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на занятии, преодолеть трудности. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на занятиях способствует самоопределению, самореализации ребёнка на основе его внутренней мотивации. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.