Математика. Число 5 .

Веселовская Ирина Михайловна

Число 5

Цель занятия:

 

Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5 .Упражнять детей в сравнении полосок по длинне ; учить раскладывать полоски в порядке убывания ; учить детей отражать в устной речи результат сравнения ; длиннее – короче- короче и т.д.

 

Материалы.

 

Для воспитателя : набор цифр от 1 до 5

Для детей: цифры , 15 одинаковых кубиков и палочки Кьюизинера ( пять разноцветных брусочков шириной 1 см и разной длины : 2 , 3 , 4, 5, 6 см); мишка, зайчик.

 

Ход занятия.

 

На доске цифры : 1, 2, 3, 4.

Предложите детям поставить на стол один кубик.

- Сколько кубиков на столе ?

- Справа рядом поставьте два кубика в столбик. Сколько кубиков во втором столбике ?

- Дальше поставьте в столбик три кубика. Сколько кубиков в третьем столбике?

- Покажите цифру , которая обозначает, сколько кубиков в первом столбике? Во втором? В третьем?

- Какое число больше: 2 или 3 ? Насколько 3 больше 2 ?

- Справа поставьте в столбик четыре кубика. Сколько кубиков в четвертом столбике? Покажите цифру, которая обозначает, сколько кубиков в четвертом столбике.

- Какое число больше : 3 или 4 ? На сколько 4 больше 3 ?

- Справа положите еще один кубик. Сколько столбиков стало в ряду? Давайте посчитаем: один, два, три, четыре, пять.

- Сколько кубиков надо еще поставить, чтобы в пятом столбике стало 5 кубиков?

Вызванный к доске ребенок составляет столбик из пяти кубиков.

- Сколько кубиков в четвертом столбике?

- Сколько кубиков в пятом столбике?

- На сколько 5 больше 4 ?

Вызванный ребенок ставит цифру 5 после 4.

 

Поиграем.

« Назови цифру »

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Каждому по очереди показывает цифры от 1 до 4. Ребенок должен назвать то число, которое ему показали, и следующее за ним. Если он отвечает наверно, присаживается,  а сосед пытается дать верный ответ.

Тот, кто ошибся, встает и повторяет правильный ответ. В игре каждый ребенок должен участвовать 2 – 3 раза.

 

« Сделай лесенку »

Дети сидят по два человека за столом. Перед ними по пять разноцветных брусочков различной длинны, но одинаковой ширины( палочки Кьюизинера )

Воспитатель предлагает построить лесенку: вниз положить самый длинный брусок, на него брусочек по короче и т.д.

- Посчитайте сколько ступенек у лесенки? Какого они цвета? Какая самая длинная ступенька? Самая короткая?

- Зайчик и мишка идут по лесенке. Поставьте их. На какой ступеньке зайчик? Мишка ? Кто из них стоит выше? Кто ниже?

Усложнение игры: Один ребенок закрывает глаза. Другой в это время переставляет игрушки. Открыв глаза, первый ребенок говорит кто где стоял.

Затее дети меняются ролями.

Если нет палочек Кьюизинера, вместо них можно использовать обычные палочки, разной длинны и цвета.

 

 

Что бывает по пять ?

 

Дети называют предметы: пять пальцев на руке и ноге; пять концов у звезды.

За каждый правильный ответ дети получают фишку. В конце подводится итог, называется победитель.

Советы воспитателю

Уточняйте представления детей о величине предметов. Так, например, можно поговорить о том, кто из детей в группе самый высокий. Воспитатель вызывает детей по двое. Они встают затылок в затылок, а остальные определяют, кто из них выше. Тому , кто оказался ниже, воспитатель должен сказать, что он еще обязательно вырастет, чтобы он не огорчался.