Мини музей воздуха Мастер-класс по экспериментальной деятельности провели воспитатели Донец Г.В. Божкова В.В. (Январь) 2014г. Февраль 14.02.2014г

Божкова Виктория Владимировна и  Донец Галина Викторовна

Конспект открытого занятия

по формированию элементарных

экологических представлений.

 

Тема: «Воздух – невидимка. Мини – музей Воздуха».

 

Цель: Дать детям представления

 

1.      О необходимости воздуха для жизни человека и животных.

2.    Учить обнаруживать воздух с помощью различных предметов.

3.    Экспериментальным путем выяснять свойства воздуха.

 

Предварительная работа:

 

1.      Наблюдения за ветром с помощью вертушек, султанчиков на прогулке.

2.    Экспериментальная деятельность.

 

Словарная работа: теплый, холодный, ласковый ветерок; воздух-

                                              залог здоровья человека.

 

Методическая литература:

 

1.      «Программа воспитания и обучения в д/с» под ред. Васильевой

2.    «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» под ред. О.А. Соломенникова

3.    «Живая экология» под ред. А.И. Ивановой

4.    «Опыты и эксперименты» О.В. Дыбина

 

Оборудование: воздушные шары, воздушные змеи, вертушки, мячи, кукла Ветерок, веера, Винни-Пух и пчелки; коллекция насекомых; иллюстрации цветов, деревьев; игрушки – самолеты, вертолеты; парусник, спасательный круг; пылесос; фен, вентилятор, султанчики; зонт + листочки; трубочки для экспериментов; пульверизатор; мыльные пузыри; тушь; нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нити на воздушный шар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

Гостей встречает Фея Воздуха.

Фея – «Здравствуйте дорогие гости.

Сегодня я  - Фея Воздуха, приглашаю вас в волшебное Царство Воздуха.

Мы живем с вами на огромной планете Земля. Жизнь на Земле возможна лишь тогда, когда есть воздух. Он необходим всему живому: человеку, птицам, животным, растениям. Он окружает нас везде, но мы его не видим. Сегодня я познакомлю вас со свойствами воздуха, расскажу, как можно обнаружить воздух в окружающем пространстве, и, конечно же, поиграем с ветерком.

Послушайте одну удивительную историю о том, как ветерок помог маленькому одуванчику. Но вначале хочу объяснить, откуда появляется ветерок. Ветер - это движение воздуха. Ветер бывает: слабый, сильный, ласковый, теплый, холодный.

И так, слушайте сказку.

Давным-давно на лесной полянке вырос один удивительный цветок – посланец солнышка, - одуванчик (показать рисунки).

Он был желтеньким, как само солнышко. Скучно ему было одному, не было у него друзей, и он очень грустил. И оттого, что он грустил, его желтенькие лепесточки стали совсем беленькими, как снег.

Но однажды на полянку прилетел веселый теплый ветерок и предложил одуванчику свою дружбу. Ветерок тихонько дул на одуванчик, а одуванчик раскачивался со стороны в сторону и весело смеялся.

(Предлагаю детям ручками показать как «растет» цветок, как медленно раскрываются лепестки. Потом слегка подуть на «цветок», поднять ручки вверх и покачать влево, вправо).

Ветерок легонько дул на одуванчик и вдруг… белое легкое платьице одуванчика стало разлетаться белыми парашютиками. Одуванчик сначала огорчился, ведь у него уже не было  ни желтого платьица, ни белого сарафанчика. Зато на полянке из каждого белого парашютика выросли другие одуванчики, и вся полянка вдруг стала желтенькой. Вот теперь наш одуванчик уже не грустил, ведь у него, благодаря ветерку, появилось много друзей.

(Спросить у детей кто знает стихотворение «Одуванчик», если затрудняются, прочесть самой).

 

          I.    Ребята, ветерок помогает не только растениям разносить их семена по земле, но и деревьям. Вспомните, как летом мы делали подделки из крылаток. Это тоже семена липы и их ветер разносит по всей земле.

 

       II.    А теперь предлагаю вам поближе познакомиться с теми предметами, которые так или иначе связаны с воздухом это игры-забавы: Вот здесь вы видите любимые детьми воздушные шары. Почему их называют воздушными? (ответ детей) Предлагаю детям надуть несколько шариков, определить вес. Делаем вывод: воздух невидим, легкие шары. А вот вертушки. Как привести их в движение? Провожу опыт. Делаем вывод: ветер приводит в движение вертушки и они вращаются. Еще одна игрушка – это воздушный змей. Мы не раз летом играли с вами. Ветерок поднимает его высоко – высоко и он парит над землей, как птица. Мыльные пузыри.

 

   III.    Предлагаю подойти к следующему блоку.

- А здесь живет кукла Ветерок, плащ у нее легкий, воздушный. Давайте подуем на нее и посмотрим, как развиваются полосочки из ее плаща. Посмотрите – у нашей куколки есть волшебные веера, с помощью которых можно позвать в гости разный ветерок (предлагаю рассмотреть веера – по временам года: желтый, зеленый, красный, голубой).

 

    IV.    А  здесь у нас в музее живет Винни-Пух.

- Скажите, как Винни-Пух решил добраться к меду на дерево? Правильно, он попросил у Пяточка шарик воздушный и с его помощью поднялся вверх.

А вот пчелкам, которые окружили Винни-Пуха, не нужны никакие приспособления, потому что у них есть крылья.

А кто еще, как пчелки, летает по воздуху?

Правильно – другие насекомые, у которых есть крылья (рассматриваем насекомых, называем).

Птицы (для младшей группы игра «Воробышки и кот»).

 

       V.    С давних времен человек мечтал летать, как птица по воздуху. Сначала человек сделал крылья деревянные, потом из перьев птиц. Но все эти попытки были неудачными. Со временем человек научился создавать различные летательные аппараты. Кто знает, какие? (дирижабли, вертолеты, самолеты, ракеты, дельтапланы). А какие игрушки-забавы могут делать дети из бумаги? (самолетики)

Предложить детям бумагу для самолетиков. (Игра «Чей самолетик дальше полетит»)

Ветер помогает человеку и в морских путешествиях; ветер раздувает паруса и лодка, парусник плывет по морю (спросить у детей или прочитать самой стихотворение:

 

«Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»  А.С. Пушкин)

 

Предложить детям игру-забаву с лодочками.

 

    VI.    Подвести детей к следующему блоку.

- Какие инструменты вы видите на полочке? (музыкальные инструменты)

- А что общего с ними и с воздухом?

Правильно, музыкальные инструменты играют с помощью воздуха. Назовите их (дудочка, свистулька, свисток гармошка). Поэкспериментировать.

 

VII.    Воздух помогает человеку создавать даже рисунки.

Показать рисунок. Как вы думаете, дети,  с помощью чего сделан этот рисунок? (ответы детей). А я вам сейчас покажу волшебную трубочку, которой можно рисовать чернилами (показываю способ рисования, предлагаю детям выполнить рисунки).

 

VIII.    А эти волшебные трубочки помогают вам увидеть пузырьки воздуха в воде (предлагаю детям поэкспериментировать).

 

 

 

Вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие в мини-музей «Воздуха».

Понравилось вам путешествие?

Вы много узнали о воздухе, но самое главное, что вы должны запомнить – воздух нужен всему живому, в том числе и человеку, без воздуха не будет жизни на Земле. Человек должен стараться не загрязнять воздух: не жечь костры, меньше ездить на машинах (выхлопные газы), на заводские трубы ставить защитные ловушки для дыма. Большими помощниками человеку по очистке воздуха являются деревья. Поэтому в городах, селах высаживаются растения и деревья. И мы с вами должны беречь и охранять окружающую среду, чтобы меньше болеть, а быть всегда здоровыми и радостными.