Здоровая экология. Дидактический материал для воспитателей

Стерлядева Элеонора Александровна

Охрана природы

Воспитатель.  Земля, вода, лес- наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье.

     Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, степи- горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину».

Но люди наносят  природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, исчезают навсегда животные и растения. Поэтому всегда надо знать:

1.     Какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинять ей вреда?

2.      Что записано в документах об охране природы?

3.     Какое участие в работе по охране природы принимает каждый из вас?

Поговорим о маленьких ранах природы .

·        Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.

-Не будет ли природе хуже, если ты , собирая орехи, сломаешь несколько веток, или сорвёшь три-четыре цветка, или поймаешь одну-единственную бабочку?

- Да, природе будет хуже!

·        Каждая сломанная ветка , каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка- это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую – твой  товарищ,  третью, четвёртую, пятую кто-то ещё- что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны. Почему?   (Ответы и рассуждения детей.)

Большая беда грозит природе от  ран  больших.

Воспитатель.  С давних пор люди на земле занимаются хозяйством: строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля.  Всё это необходимо для жизни. Но часто , чтобы построить город , проложить дорогу или создать новое поле, приходиться уничтожать леса: вырубают деревья  ради древесины, которой людям требуется очень много. Вот почему на Земле остаётся все меньше лесов.

       Зато всё больше загрязняется воздух и вода. Ты знаешь, что они необходимы для жизни животных, растений, человека.  Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра- сточные воды с различными вредными веществами.

   Из-за того, что лесов становится  всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения  и животные ,  впрочем, им приходиться трудно и по другой причине. Кто может назвать эту причину?

  Люди часто рвут красивые растения , а животных порой жестоко истребляют ради меха или мяса, а иногда и просто так, ради развлечения.

     Многие и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены  в Красную книгу. Эта книга называется так, потому, что красный цвет- сигнал опасности. Растениям и животным , которые внесены в Красную книгу, угрожает смертельная опасность : они могут навсегда исчезнуть с лица Земли , как исчезла морская корова и странствующий голубь.

      …Это было примерно 250 лет тому назад. Один путешественник обнаружил в море, у самого берега, невиданных животных .  Огромные, неповоротливые , они мирно жевали подводные растения . Назвали этих животных морскими коровами. Вскоре люди стали на них охотиться. Доверчивые животные не боялись людей, подплывая близко к их лодкам. И люди их безжалостно убивали зверей… Прошло несколько лет, и морских коров стало гораздо меньше. А ещё чрез несколько лет их не осталось совсем. Так морские коровы исчезли. Исчезли навсегда. Никто и никогда уже не увидит  этих удивительных животных.

      В одной стране жили обыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое . Называли их странствующими голубями. И было этих голубей так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счёта. С каждым годом редели голубиные стаи. Но люди не прекратили охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного странствующего голубя…

    По  вине людей  изчезло  немало и других зверей, птиц, насекомых и растений.

                                                                 

Что нужно знать об охране природы?

Сейчас люди мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведётся большая работа по охране природы. Ведётся такая работа в нашей стране. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду.

   На месте вырубленных лесов сажают новые.  Запрещено собирать редкие растения и охотиться  на редких животных. Создаются заповедники- участки, где вся природа неприкосновенна.

  Конечно, люди и  сейчас продолжают использовать природу. Но делать  это нужно  так, чтобы не причинять людям вреда.

К сожалению, ещё не все люди хотят и умеют беречь природу.

Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи,  цвели прекрасные цветы, щебетали и распевали свои трели птицы.

Подумайте!

1.     Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимает , что она в опасности? Может, лучше остановит все заводы и фабрики и прекратить  заготовки древесины? Одним словом, превратить Землю в один огромный заповедник?

2.     Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?

Задания.

1.     Заведите в группе Красную книгу – альбом, альбома- заповедники.

2.     Запасайте с детьми и родителями для зимней подкормки птиц семена арбузов, дыни, тыквы, кабачков, семечки подсолнечника. Не забывайте промывать их водой и просушивать.

3.     С детьми и родителями придумайте плакат « Природа в опасности».

4.      Постарайтесь, чтобы дети ответили на вопросы:

- Какое значение для животных и человека имеют растения?

- Почему природа  в опасности?

- Какие растения твоей местности нуждаются в особой охране? Как можно участвовать в их охране?

 

 

Охрана растений

Воспитатель.  Как хорошо, что на земле есть растения!  Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания  живых существ. Для животных растения - это и «дом» и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами  из них. А сколько радости доставляет нам красота растений!

   К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят заводы и роют арьет. Много дикорастущих растений при этом погибает. Так постепенно человек как бы наступает на природу.

  Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их , совсем не жалея. Срывая растения ради красивых цветов, мы лишаем их будущих плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут , а оставаясь в природе, они еще долго могли бы радовать людей.

  Растения красочной красоты - лотос, башмачок настоящий- занесены в Красную книгу. Редкими стали кувшинка белая, волчье лыко, купальница, сон-трава. Мало осталось возле больших городов ландышей, колокольчиков. ВСЕ ЭТИ РАСТЕНИЯ НУЖДАЮТСЯ В ОХРАНЕ.

                                     Запомните правила!

Находясь в природе, нельзя срывать  растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

  Замечательные богатства природы - лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают  в аптеку. Некоторые виды лекарственных  растений  из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет,  валериана, плавун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать  подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник.

  Собирать лекарственные растения можно только в тех местах , где их много.  Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

  В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли  от вытаптывания.

  В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся  в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивается в ботанических  садах.

  Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие , даже  самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения  в природе,  больше сажать растений в городах и сёлах.  

  Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых-опылителей, хищных насекомых,  охране птиц.

                         Подумайте!

1.     Почему многие растения не оставят потомства, если дети будут ловить бабочек?

2.     Что может произойти с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

            Задания.

1.      Оформите для своих младших товарищей книжку-малышку «Берегите  растения!» На первой странице напишите, что бы сказали растениям ребятам,  если бы они могли говорить.

2.     Какое значение имеют животные для растений , для человека?

3.     Вспомните, что мы уже знаем о жизни животных и растений.

4.     Какие животные  в нашей местности нуждаются в охране?

5.     Как вы участвуйте в охране растений и животных?