Консультация для родителей: Методика физического воспитания Н.Н. Ефименко

марданова рамиля алисовна
Консультация для родителей!!! Методика физического воспитания Н.Н. Ефименко. Физическое воспитание есть огромный, прекрасный, но таинственный Космос, через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью! Ефименко Николай Николаевич окончил спортивный факультет Киевского государственного института физической культуры. Позднее учился в аспирантуре при Одесском государственном педагогическом институте им. К. Д. Ушинского. Автор 10 книг, 3 государственных программ, более 30 методических разработок, а также множества статей по различным аспектам диагностики физического развития детей, профилактики и коррекции имеющихся у них двигательных нарушений, инновационного подхода к физическому воспитанию, спортивной тренировке, ЛФК и реабилитации движением детей и взрослых. В течение 27 лет занимается разработкой и внедрением собственной уникальной педагогической системы "Театр физического воспитания и оздоровления детей в норме и при патологии", которая принципиально отличается от всех существующих традиционных программ своей всесторонней фундаментальной научностью и естественной природосообразностью. В сферу интересов НикНика прежде всего входят различные аспекты: - физического воспитания детей и взрослых - коррекционного физического воспитания детей, имеющих особенности в развитии - реабилитации движением детей-инвалидов, страдающих церебральным параличом (ДЦП), различными спинальными параличами и парезами. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Основные биологические законы развития и совершенствования человеческого тела едины и универсальны для любого контингента детей. Эти общие законы и более частные принципы физического воспитания детей уже давно существуют в жизни – они выработаны самой Природой! В связи с этим Ефимовым была сформулирована первая педагогическая заповедь – «СЛЕДУЙ ЛОГИКЕ ПРИРОДЫ!» Да-да, именно матушка-природа всегда стоит в основе всех процессов жизнедеятельности. В этой заповеди он сформулировал восемь золотых формул двигательного развития детей, которые и стали методическим фундаментом того нового подхода к физическому воспитанию детей, к которому я вас и призываю. Первая золотая формула: проводя любую форму физического воспитания детей, разумно начинать упражняться из «лежачих» или горизонтированных положений (как наиболее легких, разгрузочных, естественных) – с постепенным увеличением нагрузки к положению прямостояния, к ходьбе, лазанию, бегу и прыжкам (как наиболее сложным, трудным, нагрузочным, ударно-гравитационным движениям)! Само занятие или урок по физической культуре будут проводиться в стиле «эволюционного ролика», всякий раз повторяя в своей основе логику развития и совершенствования животного мира и человека. В традиционном же проведения занятий (уроков) по физической культуре все происходит с точностью наоборот: в начале проводятся построения, перестроения, различные строевые действия, затем выполняются разновидности ходьбы, бег и даже прыжки, после чего в основной части дети могут упражняться в положении сидя, ползают различными способами и выполняют физические упражнения в положении лежа. Вторая золотая формула заключается в следующем: в любом из исходных положений (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и т.д.) разумно начинать упражнения с более низких поз (с минимальной высотой общего центра масс над опорой) и лишь затем переходить к максимально высоким в данном положении позам . В основе этого утверждения лежит известное положение биомеханики: чем ниже высота общего центра масс (ОЦМ) человека, расположенного в крестцовом отделе позвоночника, над опорой, тем легче в энергетическом плане исходная поза или упражнение; и наоборот, чем выше ОЦМ над опорой, тем сложнее в плане энергетического обеспечения данная поза или упражнение. Наглядно этот постулат можно рассмотреть на примере ползания. Методически верно будет начинать упражнения с малышами в позе на низких четвереньках (с опорой на локти и колени), далее – продолжать тренинг в позе на средних четвереньках (с опорой на ладони и колени). Третья золотая формула может быть сформулирована следующим образом: в любом исходном положении (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и др.) разумно начинать упражняться из «позы эмбриона» (позы группировки, позы «закрытого цветочного бутона») – с постепенным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей! Данное утверждение явилось результатом «подсмотренной» у Природы закономерности, суть которой сводится к тому, что при вынашивании плода (беременности), в период раннего онтогенеза, во время сна, при усталости, болезни и прочих неблагоприятных условиях среды (для растений – засуха, для животных – холод) все живое отдает преимущество сгибательным позам. Четвертая золотая формула двигательного развития детей может быть представлена в следующем виде: в любом исходном положении первыми выполняются движения головой (шейным отделом позвоночника), затем в плечевом поясе и руками, далее упражняются мышцы туловища (груди, живота, спины), потом тазового пояса (подвздошно-поясничные сгибатели, затем ягодичные разгибатели) и нижние конечности. Такая естественная последовательность формирования движений у детей изначально определена особенностями строения и развития центральной и периферической нервных систем. В медицине уже давно известна кранио-каудальная последовательность формирования движений у новорожденных, таким же образом строится процесс восстановления (реабилитации) у детей-инвалидов, страдающих церебральными или спинальными параличами. Пятая золотая формула двигательного развития дошкольников дополняет и уточняет предыдущую. Выглядит она так: работая над конечностями ребенка (руками, а затем ногами), первыми надо выполнять движения в крупных, близлежащих к туловищу суставах (плечевых, тазобедренных), затем подключать средние и несколько отдаленные от туловища суставы (локтевые, коленные) и, наконец, задействовать самые мелкие и наиболее отдаленные от туловища суставы (кистевые, голеностопные). Такая природная последовательность также определена особенностями строения и развития нервной системы человека (ребенка) – ведь нервные двигательные пути идут от центра к периферии. Данная золотая формула убедительным образом подтверждается первыми двумя, суть которых для краткости можно выразить так: «начинать упражняться с детьми целесообразно от горизонтальных положений и следовать к вертикальным, от низких поз – к высоким». Шестая золотая формула заключается в следующем: чем ниже положение или поза ребенка во время его упражнения, тем более естественным для него будут относительно медленные, спокойные и плавные движения (в стиле ползущего питона) и наоборот, чем выше положение тела занимающегося (в ходьбе, беге, подскоках, прыжках), тем более характерными для него должны стать относительно быстрые, «взрывные», ударно-баллистические движения (в стиле скачущего коня)! В своем эволюционном двигательном развитии от лежаче-горизонтированных положений к вертикальным основным движениям (как на одном физкультурном занятии, так и в течение учебного года) ребенок должен правильно использовать соответствующие стили двигательно-игровой активности, обозначенные выше. Седьмая золотая формула отражает еще одну интересную биологическую закономерность: чем ниже и горизонтальней положение тела человека – тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений (напоминающий брошенную на пол веревку), и наоборот, чем выше и вертикальней положение тела относительно опоры, – тем более напряженным должен быть режим мышечной деятельности (напоминающий прочно стоящую вертикально колонну). В основе этого методического правила лежит уже давно известный в медицине ортостатический эффект, наблюдающийся у человека: горизонтальные положения являются более пассивными и релаксационными (расслабляющими, характерными для медитации), в то время как вертикальные положения по сути своей более активные, тонические, характерные для напряжения (т.е. концентрации). Восьмая золотая формула двигательного развития детей гласит: для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) естественными являются относительно медленные, спокойные движения; для мелких же и отдаленных от туловища мышц больше подходят быстрые, частые и хлесткие движения. Эту закономерность можно объяснить «принципом баллистической волны» (или «феноменом кнута») В.В.Клименко. Так, если отснять на видео, а затем проанализировать движение кнута в руках умелого пастуха, то откроются поразительные вещи: относительно медленное движение массивной рукоятки кнута посредством передачи кинетической энергии трансформируется на конце в щелчок, похожий на пистолетный выстрел – скорость на кончике кнута в 15-20 раз превышает начальную скорость движения рукоятки! Итак, Н.Н. Ефимов предлагал нам запомнить самое главное – в своей педагогической деятельности воспитатель, инструктор по физической культуре или учитель должны следовать не столько искусственным инструкциям, которые нам время от времени «спускают верху», сколько логике Природы, т.е. основывать свои частные педагогические методики на более глобальных законах биологического развития человека (в частности, ребенка). Программа «Театр физического воспитания для дошкольников». Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию — с новой идеологией, философией, методикой. Театр — это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. [3,32] Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый. [3,33] В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же, как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании, поскольку Н.Н. Ефименко считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений (ползание) со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движениями (лазание). [9,109] Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т.д.). Физкультурные сказки. В основу занятий с детьми положена физкультурная сказка, позволяющая не только тренировать тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей духовные качества. Занятия проводятся в виде тематической игры( Дом(квартира), Времена года, Карнавал цветов, Лесные узоры, Солнышко, Водяной круговорот); в виде ситуационных мини-игр(приключения домашних тапочек, Девушка весна, На цветочной поляне, Страна Листландия, красавица лето, сказка о любопытном солнечном зайчике, тетушка осень, бабушка зима). 1ая заповедь – следуй логике природы(педагогика должна быть естественной) 2ая – Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали. 3ая – пед-ий спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях(подбирай подготовительную часть занятия-урока – в соответствии с эволюционной гимнастикой) 4ая – деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути. 5ая – театр физического воспитания дошкольников 6ая – положительная, светлая энергия радости и удовольствия(физ-ое вос-ие должно заряжать детей положительными эмоциями) 7ая – двигательный портрет дошкольника рисует методика игрового тестирования 8ая – создай тренажёры сам! 9ая – здоровье здоровых требует профилактики и коррекции. 10ая – через движение и игру – к воспитанию Человека будущего: комплексная педогогика жизни.