БАТИК - рисование по ткани

Рыбакова Раиса Александровна

БАТИК.

Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

После бесед с детьми на тему «Что такое Родина?», мы решили в совместной изодеятельности изобразить берёзу – символ России. Я познакомила детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Была проведена большая  предварительная работа: наблюдение за березой во время прогулок в разное время года, заучивание стихотворений С. Есенина «Береза», И.Токмаковой «Если б дали березке расческу…», рассматривание репродукций картин художника И. Левитана  «Берёзовая роща», И. Остроухова «Березы». При проведении непосредственно образовательной деятельности использовала загадки, песни о березе, физкультминутки (речь с движениями), проблемные ситуации, сюрпризные моменты. Рассказала о том, что художники часто изображают березу, восхищаясь ее природной красотой, изящным белым силуэтом, кружевным контуром ее кроны, нежной зеленью ее листвы. Они пишут свои картины на специальном материале – холсте, имеющем тканевую основу, обработанную специальным составом. Такой способ изображения называется БАТИК.

При рисовании на ткани нужно соблюдать ряд правил: не набирать на кисть слишком много краски, чтобы она не растекалась по ткани; работать концом кисти, чтобы рисуемые контуры были ровные, одинаковой толщины. А вот, чтобы придать объем изображаемым объектам, можно воспользоваться приёмом примакивания всем ворсом к поверхности, тогда контуры получаются слегка расплывчатыми и более объемными.  Для выполнения листвы можно использовать способ тычка концом кисти (если листья на березе только распускаются) или приёмом примакивания всем ворсом (летний, осенний вариант), используя оттенки зеленого цвета – светлого и темного (с добавлением желтого для осенней композиции).  В процессе изодеятельности  дети продолжают развивать свое изобразительное творчество, внося в рисунки дополнения: траву, солнышко, облака, птиц и др.

В итоге у  нас получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворенным матушкой-природой. Этот опыт пригодится детям,  когда они будут рисовать сказку и любимых сказочных героев.