Перспективный план работы на год по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о происхождении и развитии человека
В старшем дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для приобщения детей к истории и культуре человечества, так как они начинают активно интересоваться жизнью окружающих людей и осознавать своё место в ней. Перспективный план помогает познакомить детей с образом жизни людей в разные исторические эпохи. Дети узнают, какие жилища строили люди, как одевались, какими предметами пользовались в быту, чем занимались, как путешествовали.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы на год по формированию у детей представлений о происхождении и развитии человека
«Колесо истории»
(старший дошкольный возраст)
Сентябрь
Тема | Разделы | Литература |
«Происхождение Земли» Задачи: - познакомить детей с историей происхождения Земли; - дать представление о первых растениях и животных. | 1. Рождение Земли. Жизнь зародилась в океане (первые растения и животные). | Стр. 8-14 (№1) Стр. 16-32 (№1) |
2. Эра динозавров. | Стр. 40-64 (№1) |
- Рассматривание макета Земли (в разрезе);
- Рассматривание альбомов, атласов, книг из серии «Что было до нашей эры»;
- Игра «Живая – неживая природа» (например: цветок – живая природа, камень – неживая природа).
Октябрь
Тема | Разделы | Литература |
«Первобытный человек» Задачи: - продолжать формировать представления о первобытном человеке, его образе жизни, жилище, орудиях труда и их совершенствовании: - совершенствовать связную речь в процессе активных действий по установлению причинно-следственных связей. | 1. Первобытный человек (образ жизни, внешность, поведение). | Стр. 130-138 (№1) См. №3 |
2. Инструменты и их совершенствование. Роль огня в жизни человека. | Стр. 142-144 (№1) Стр. 148-150 (№1) См. №3 |
- Игра «Что нам рассказал бивень мамонта?»;
- Рассматривание макета «Стоянка первобытных людей»;
- Игра «От пещеры до небоскребов»;
- Игра «Разложи по порядку» (орудия труда – от древних до современных).
Ноябрь
Тема | Разделы | Литература |
Продолжение темы: «Первобытный человек» Задачи: - дать представление об охоте первобытных людей, охотничьих принадлежностях, о развитии пещерного искусства, возникновении религиозных предпосылок; приручение животных. | 1. Охота. Использование продуктов охоты: шкуры, кости, мясо, жир. | Стр. 152 (№1) Стр. 160-161 (№1) См. №3 |
2. Пещерное искусство. Религия. | Стр. 154-155 (№1) Стр. 160-164 (№1) См. №3 |
- Творческая деятельность (рисование в технике ТРИЗ «свеча») «Наскальные рисунки»;
- Рассматривание с детьми изображений древних орудий труда;
- Игра «Что сначала – что потом?» (орудия труда);
- Изготовление украшений древних людей с использованием природного и бросового материала.
Декабрь
Тема | Разделы | Литература |
«Древний Египет. Греция. Мифы и легенды древней Греции» Задачи: - познакомить с Древним Египтом, дать представление о развитии труда, о возникновении профессий, письменности, книгоиздания; - знакомить с легендами и мифами Древней Греции. | 1. Древний Египет. Профессии древних египтян. Воины. Письменность, книгопечатание, иероглифы. | Стр. 39-40 (№4) Стр. 62 (№4) Стр. 41-45 (№4) Стр. 80 (№4) См. №3 |
2. Религия (фараоны, храмы, гробницы). Мифы и легенды Древней Греции. | Стр. 43-45 (№4) См. №3 Стр. 102 (№5) Стр. 14 (№5) |
Примечание: знакомство с мифами и легендами Древней Греции проходит в течение декабря.
- Рассматривание иллюстраций книги «Чудеса древнего мира»;
- Настольная игра «Олимпийские игры»;
- Задания «Расшифруй слово» (иероглифы заменяются соответствующими буквами, прочтение полученных слов);
- Лабиринт «Пройди к фараону».
Январь
Тема | Разделы | Литература |
«История Отечества» Задачи: - формировать у детей представления об истории Отечества; - древние славяне – их религия, ремесла; - дать представления о возникновении первых городов. | 1. Древние славяне – наши предки. Верования древних славян | Стр. 5-11 (№2) Стр. 17-31 (№2) |
2. Славяне – ремесленники и творцы. От поселков к славянским городам. | Стр. 31-41 (№2) Стр. 41-45 (№2) |
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, где в традициях древних славян изображены предметы быта («По щучьему велению», «Гуси-лебеди» и др.);
- Раскрашивание контурных изображений нарядов древних славян:
- Головные уборы
- Сарафаны;
- Обувь и т.д. (самостоятельно или по предложенному образцу);
- Задание «Сравни бабушек» (№15 стр. 4, 9);
- «2 колобка» (стр. 5, 13);
- «Куда спрятался колобок?» (стр.6, 19);
- Изготовление изображений древнеславянских божеств («Солнце», «Леший» и т.д.).
Февраль
Тема | Разделы | Литература |
Продолжение темы: «История Отечества» Задачи: - формировать у детей основы нравственно-патриотического воспитания, любовь и уважение к истории своего города, его героическому прошлому; - Великая Отечественная война: «Сталинградская битва». | 1. Великая Отечественная война. | Стр. 8-14 (№2) Стр. 166-168 (№10) |
2. Сталинградская битва | Стр. 15 (№11) Стр. 339-347 (№2) |
- Рассматривание альбома «Волгоград – город-герой»;
- Дидактические игры из серии «Люби и знай свой край»;
- Авторские игры «Прогулка по Волгограду», «Царицын-Сталинград-Волгоград» и др.;
- Разрезные картинки «Мой город»;
- Рисование на тему: «Волгоград – город-красавец», «Дети на войне», «Мир на земле» и т.д.;
- Разучивание стихов волгоградских авторов о городе, о мире и войне;
- Изготовление поделок ко 2 февраля, к 23 февраля.
Март
Тема | Разделы | Литература |
«Технический прогресс » Задачи: - развивать представления детей о техническом прогрессе: развитие мореплавания, строительство, возникновение электричества. | 1. От лодок до кораблей. 2. От пещер до небоскребов. | Стр. 195 (№12) Стр. 95-97 (№6) Стр. 37 (№11) Стр. 166-168 (№10) См. №3 Стр. 120-123 (№6) Стр. 58 (№11) См. №3 |
3. Электричество было не всегда. | Стр. 56-57 (№6) Стр. 128-130 (№10) Стр. 74-76 (№2) Стр. 42 (№10) См. №3 |
Примечание: знакомство с достижениями технического прогресса идет во взаимосвязи с профессиями
- Игра «Что сначала – что потом» (последовательное расположение изображений жилищ, плавательных средств);
- Разрезные картинки «Что было раньше»;
- Раскрашивание контурных изображений из серии «История мореплавания»;
- Игра «Что не так?» (нарушение хронологии событий).
Апрель
Тема | Разделы | Литература |
Продолжение темы: «Технический прогресс» Задачи: - продолжать знакомить детей с письменностью, книгами, искусством, профессиями и современными достижениями. | 1. Письменность и книги. Искусство (музыка, театр, танцы и др.) | Стр. 113-116 (№6) Стр. 80-82 (№6) Стр. 183 (№12) Стр. 185 (№12) Стр. 82-88 (№3) Стр. 75-77 (№3) Стр.77-78 ( №3) |
2. Современные профессии и достижения (радио, компьютер, телевидение и т.д.). | Стр. 100-122 (№6) Стр. 97-103 (№6) Стр. 12(№11) Стр. 26 (№11) См. №3 |
- Рассматривание иллюстраций «Древнегреческий театр»;
- Игра «Угадай выражение лица» (№16, стр. 20);
- Игра «Гладиаторы» (Древний Рим) (№16, стр. 21);
- Игра «Угадай знак» (Древний Египет - иероглифы);
- Игра «Что сначала – что потом» (последовательное расположение первых книг, папирус и т.д.);
Рассматривание иллюстраций «Современные достижения» - энциклопедия «РОСМЭН»;
- Игра «Угадай профессию» (№16, стр. 3);
- Рассматривание альбома «История одежды».
Май
Тема | Разделы | Литература |
« История в литературе» Задачи: - продолжать знакомить детей с историей на основе художественного слова; посредством литературы расширять представления детей об истории развития человека и человеческого общества: былины, мифы, сказки. | 1. Устное народное творчество – былины: «Илья Муромец» «Илья Муромец и соловей разбойник» «Добрыня Никитич» и др. | См. №8 |
2. Сказки народов мира. | См. №9 |
Примечание: при ознакомлении детей с былинами, сказками и их героями, для наглядности, рекомендуется использовать репродукции картин Васнецова («Богатыри», «Алёнушка» и др.).
Чтение былин, сказок можно использовать в течение всего года, а также в летний период.
Используемая литература:
1. Энциклопедия «Что было до нашей эры».
2. Справочник дошкольника «История».
3. Детская энциклопедия «РОСМЭН».
4. «Русский праздничный народный костюм» (раскраски).
5. В.В. Успенский «Легенды м мифы Древней Греции».
6. О.В. Дыбина «Что было до…».
7. «Вчера и сегодня» (журнал).
8. Л.Н. Толстой «Былины».
9. Сказки народов мира.
10. Г.Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России».
11. Т.В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях».
12. Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (старший возраст).
13. О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».
14. Л.Н. Галигузова «Чудеса древнего мира».