rere vfre

Бородина Ирина Борисовна

 ghfgvis'fs

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка214 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа художественно – эстетической направленности

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дворец детского и юношеского творчества

Кировского района

 Принято:

на Педагогическом совете

протокол №______ от ____________

Утверждаю:

директор _______________________

Шумова М.В.

Образовательная программа

 Лепка для самых маленьких.

возраст учащихся: 3-6 лет

срок реализации: 2 года

                         Автор: Кушкова Анна Витальевна

                                 педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

Год разработки - 2008


Структура программы.

Пояснительная записка.        

Учебно-тематический план программы 1 год обучения.        

Учебно-тематический план программы 2 года обучения.        

Содержание программы 1 года обучения.        

Содержание программы 2 года обучения.        

Методическое обеспечение программы.        

Список литературы.        


Пояснительная записка.

Направленность образовательной программы - художественно-эстетическая.

Программа направлена на развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству.

Новизна программы заключается в ее построении. В программе учтены специфика данного вида искусства и постепенность усложнения приемов и техники лепки. Принцип последовательности положен в основу изложения материала и в основу процесса работы с глиной. В начале данной программы дети познают азы работы с материалом, знакомятся с простейшими геометрическими фигурами. В процессе обучения задания усложняются, что позволяет развивать фантазию и образное мышление ребенка, а уже к концу 1-го года обучения дети начинают работать с профессиональными инструментами (стек). Программа составлена таким образом, чтобы поддерживать у учащихся постоянный и естественный интерес к изучаемому виду искусства через чередование различных приемов и техники.

Актуальность программы в современности их звучания, новизне многих из них. Программа в интересной и доступной форме повествует об устройстве вселенной, Мира, об уникальности и неповторимости планеты Земля (задания «Животные Европы и Азии»), некоторые темы посвящены природе родного края (задание «Осенние дары»). В процессе обучения ребята получают начальные представления не только об изобразительном искусстве, но и об истории театра, истории религии, многое узнают об обычаях и культуре народов разных стран. Учащиеся знакомятся с художественными коллекциями крупнейших музеев мира, с музейными коллекциями нашей страны.

Педагогическая целесообразность программы в развитии образного мышления, творческой индивидуальности детей через овладение простейшими приемами лепки.

Цель программы – создание условий для развития творческих способностей учащихся посредством занятий лепкой.

Задачи:

Обучающие:

  • научить приемам создания художественного образа,
  • учить самостоятельности замысла, передачи своего отношения к происходящему.
  • Обучить навыкам работы с глиной.
  • Помочь овладеть техническими приемами, необходимыми для занятия скульптурой
  • Обучить приемам декоративности в лепке.
  • научить воспринимать информацию искусствоведческого характера.

Развивающие:

  • развить фантазию, творческое воображение, наблюдательность, зрительскую культуру, обострение зрительного восприятия и памяти.
  • развить мелкую моторику
  • развить способность точно чувствовать и понимать природу, видеть красоту окружающего мира (людей, животных, птиц).

Воспитывающие:

  • воспитать аккуратность, волевые качества
  • воспитать умение работать индивидуально и в коллективе
  • воспитать уважительное отношение друг к другу

Отличительная особенность программы в том, что она рассчитана на детей младшего дошкольного возраста и составлена с учетом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей этого возраста. Небольшой по объему учебный материал несет в себе достаточно информации для овладения знаниями, позже применяемыми на практике, а органично вплетенные в процесс обучения элементы игры позволяют не перегружать детей и создают условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности ребят. В связи с травмоопасными видами деятельности на каждом занятии проводится инструктаж по охране труда 2 – 3 минуты. На каждом занятии детям читаются сказки.

Программа реализуется в течение двух лет.

Программа осваивается детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

Форма проведения занятий – групповые с сочетанием индивидуальных методов обучения с каждым ребенком, с учетом его способностей и возможностей.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год).

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Освоив эту программу, дети:

  • будут владеть основами работы с глиной
  • научатся самостоятельно творить, от идеи до готового изделия
  • будут знать правила работы с глиной и профессиональными инструментами
  • смогут оценить собственную работу и работу товарища
  • будут стремиться проявлять творческую активность, фантазию

Результаты проделанной работы учитываются, прежде всего, применительно к отдельной личности ребенка. Проводятся открытые занятия для родителей, самостоятельные работы, самоанализ и коллективный анализ работ.

Формы подведения итогов реализации программы. Итоги мастерства учащихся подводятся на выставках: районных, городских, всероссийских, на всех фестивалях прикладного творчества, в которых дети принимают участие. А также проходят зачетные контрольные занятия, защита собственных изделий. Выставки коллектива по итогам полугодия, года.

Программа ежегодно корректируется в рамках учебно-тематического плана и содержания и утверждается на Педагогическом совете ДДЮТ.


Учебно-тематический план программы 1 год обучения.

Темы занятий

Всего (час)

Теория (час)

Практика (час)

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Осенние листья

2

1

1

3

«Дерево»

3

1

2

4

Лепка овощей и фруктов

2

1

1

5

Лепка грибов и ягод

2

1

1

6

Лепка корзиночки

2

1

1

7

Лепка домика для сказочного героя

4

1

3

Русские сказки («Теремок») Европейские сказки («Карлсон, который живет на крыше»)

4

1

3

8

Лепка фантастической рыбы

4

1

3

9

Лепка фантастической птицы

4

1

3

10

Лепка снежинки

3

1

2

11

«Рождественские звезды»

2

1

1

12

Лепка рождественского пряника

6

2

4

13

Лепка персонажа русской сказки

6

2

4

14

«Весенние цветы»

4

1

3

15

«Весенняя композиция»

6

2

4

16

«Украшение для мамы»

3

1

2

17

«Животные Европы и Азии»

8

1

7

18

«Здравствуй, лето!»

4

1

3

19

Подведение итогов

2

2

Итого:

72

21,5

50,5

После прохождения программы 1 года обучения ребенок будет

Знать:

  • что такое рельеф, барельеф, скульптура.
  • основные приемы работы с глиной
  • приемы работы со стеком
  • термины, необходимые для работы

Уметь:

  • самостоятельно воплощать свою творческую идею

Учебно-тематический план программы 2 года обучения.

Темы занятий.

Всего (час)

Теория (час)

Практика (час)

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

«Осенний букет»

2

1

1

3

«Дерево»

 3

 1

 2

4

«Осенние дары»

 6

 1

 5

5

«Насекомые»

 3

 1

 2

6

«Птицы созвездия Змееносца»

 3

 1

 2

7

«Подводный мир»

 8

 1

 7

8

Лепка декоративных ракушек

 3

 1

 2

9

«Рождественские звезды»

 2

 1

 1

10

Рождественский сувенир

 4

 1

 3

11

«Рождественский ангел»

 4

 1

 3

12

«Торт»

 4

 1

 3

13

Лепка декоративного рельефа «Транспорт»

 4

 1

 3

14

Лепка декоративного рельефа «Натюрморт»

 4

 1

 3

15

Лепка домашнего животного

 4

 1

 3

16

Лепка домашней птицы

 4

 1

 3

17

«Летняя ваза»

 4

 1

 3

18

«Цирк»

 7

 1

 6

19

Подведение итогов

 2

 2

Итого (час)

 72

 17,5

 54,5

После прохождения программы 2-го года обучения ребенок будет

Знать:

  • что такое плакетка, сувенир.
  • основные принципы обжига и росписи глины.
  • что такое терракота

Уметь:

  • самостоятельно воплощать свою творческую идею

Содержание программы 1 года обучения.

1.Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материалом и понятиями «скульптура», «рельеф», «барельеф». Рассказ о глине, ее свойствах и особенностях. Философское значение глины. Практика: Изготовление простейших геометрических форм (шар, квадрат, прямоугольник).

2. Осенние листья. Теория: Беседа о различных породах деревьев, формах листа. Изучение трех основных типов листа: клен, дуб, липа.

Рассмотрение на конкретном примере различных способов лепки:

  • лепка из отдельных кусков и их соединение
  • вытягивание форм и удаление лишнего

Рассмотрение на конкретном примере приемов лепки:

  • вдавливание
  • вытягивание
  • закрепление

Практика: Выполнение задания из целого куска глины. Формирование листа при помощи «налепления» либо «отсечения» лишнего материала.

3. Дерево. Теория: Беседа о различных породах деревьев. Изучение составляющих дерева (ствол, ветви, крона). Практика: Выполнение изделия в технике рельефа. Используя знания, полученные при выполнении предыдущего задания, сформировать крону дерева, присоединив ее к вылепленному стволу. Для разнообразия деревьев можно к листьям добавить плоды (дуб: ствол с дуплом + листья + желуди).

4.Лепка овощей и фруктов. Теория: Внимательное изучение натуры. Выявление характерных особенностей формы и строения предмета. Беседа об отличительных особенностях скульптурного изображения.(объемность, возможность осмотра с разных точек зрения, работа предмета в пространстве). Практика: Лепка предметов характерной формы, с учетом полученных знаний о скульптуре.

5.Лепка грибов и ягод. Теория: Внимательное изучение натуры. Рассмотрение наиболее характерных «даров леса» (мухомор, белый гриб, подосиновик., лисички, опята, волнушки), выявление отличительных особенностей. Практика: Лепка предметов характерной формы, с учетом полученных знаний о скульптуре.

6.Лепка корзиночки. Теория: Поиск формы. Рассказ о способах плетения корзин. Практика: Изготовление корзиночки «ленточным способом». Первоначально изготавливается несколько лент ( глиняных «колбасок»), которые в последствие укладываются на вылепленную основу. Накладывая один слой на другой, достигается необходимая высота изделия.

7.Лепка домика для сказочного героя.

7.1.Домик для героя русской народной сказки. Теория: Чтение сказки «Теремок». Выявление характерных особенностей. Образное решение композиции. Практика: Изготовление домика из целого куска глины. Нанесение декора способом «налепления»

7.2.Домик для Карлсона. Теория: Чтение сказки «Карлсон, который живет на крыше». Рассмотрение различных крыш. Обсуждение необходимых деталей (труба, черепица). Образное решение композиции. Практика: Изготовление домика из целого куска глины. Нанесение декора способом «налепления».

8.Лепка фантастической рыбы. Теория: Чтение русских сказок. Беседа о фантастических рыбах (рыба-кит, русалка, золотая рыбка, щука). Просмотр иллюстративного материала. Выявление и обсуждение характерных особенностей изображения сказочной рыбы: большие выразительные глаза, красивые плавники и хвост, ритмично расположенная чешуя. Практика: Выполнение рыбы из формы овала путем оттягивания хвоста, нанесения узоров стеком, выполнения налепов.

9.Лепка фантастической птицы. Теория: Чтение русских сказок. Беседа о фантастических птицах в народном эпосе. Просмотр иллюстративного материала. Изучение строения птицы, ее пропорции, пластика. Выявление и обсуждение характерных особенностей изображения сказочной птицы: красивое оперение, большой выразительный хвост. Практика: Выполнение изображения птицы, передача движения, пластики. Нанесение декора способом «налепления».

10.Лепка снежинки. Теория: Беседы о зиме, Чтение сказок «Морозко», «Снежная королева», «Щелкунчик». Внимательное изучение причудливой формы снежинки. Практика: Изготовление изделия «ленточным» способом.

11. Рождественские звезды. Теория: Беседы о рождестве. Обсуждение рождественских традиций разных стран. Рассказ о Вифлеемской звезде. Практика: Выполнение изделия из целого куска глины путем «выбирания» деталей, нанесение декора в технике «налепления».

12.Лепка рождественского пряника. Теория: Беседа о русском сувенирном прянике. Рождественские пряники «козульки». Практика: Создание пряника в технике рельефа. При выполнении необходимо учитывать выразительность размера, объемов, силуэта.

13.Лепка персонажей русских сказок. Теория: Чтение русских народных сказок. Обсуждение наиболее ярких персонажей, выявление черт, наиболее ярко характеризующих основные типажи (хитрая лиса, жизнерадостный Колобок, мудрый ворон, богатырский конь и неказистый Конек-Горбунок). Практика: Выполнение фигуры с учетом характерных черт.

14. Весенние цветы. Теория: Самые весенние цветы – мимоза, тюльпаны. Изучение строения каждого цветка, учитывая особенности соцветий (гроздья мимозы состоят из множества маленьких шариков). Практика: Выполнение задания в технике рельефа.

15. Весенняя композиция. Теория: Просмотр иллюстративного материала. Натюрморты голландских художников (Снейдерс). Обсуждение основных принципов создания законченной композиции. Практика: Выполнение задания в технике рельефа. Особое внимание необходимо уделить декору вазы. Нанесение декора возможно при помощи стека (бороздки, углубления), в технике «налепления», так же возможна инкрустация(кусочки стекла, мозаики, использование декоративных шнуров или бусин.

16.Украшение для мамы. Теория: Рассказ о различных видах украшений. Практика: Выполнение декоративных бусин, различных по декору и размеру. Комбинирование их в готовое украшение, возможно добавление готовых бусин, выполненных в другой технике и из других материалов (дерево, пластмасса, стекло).

17.Животные Европы и Азии. Теория: Просмотр фотоальбомов по данной тематике, чтение текстов с описанием различных животных. Особое внимание необходимо уделить пластике, повадкам, красоте животного. Практика: Лепка животного, передача характера, движения, своего отношения к нему.

18. Здравствуй, лето! Теория: Беседа о насекомых, просмотр иллюстративного материала. Выявление характерных черт того или иного насекомого ( огромные глаза у стрекозы, декоративные крылья у бабочки). Практика: Выполнение задания с учетом оговоренных особенностей.

19.Подведение итогов. Завершение недоделанных работ, отчетная выставка работ учащихся в классе, ДДЮТ.


Содержание программы 2 года обучения.

1.Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности. Беседы о скульптуре. Важнейший смысл слов «скульптура» и «пластика». Материалы скульптуры: твердые, мягкие, современные. Беседы о глине и глиняных изделиях. Обожженная глина – терракота. Беседа о способах росписи обожженных изделий. Практика: Выполнение композиции на свободную тему (работа в технике рельефа).

2. Осенний букет. Теория: Беседа о различных породах деревьев. Работа с натурой, внимательное рассмотрение листьев. Изучение строения листа, составление схемы. Особое внимание уделяется прожилкам. Практика: Выполнение работы в технике рельефа. После вылепления основной формы листа, нанесение декора в виде стилизованных прожилок.

3.Дерево. Теория: Беседы о деревьях – героях русских народных сказок (тонкая Рябинка, беззащитная Осина, Дуб-исполин). Поиск сказочного образа дерева. Беседы о стилизации. Практика: Выполнение работы в виде подсвечника. Поиск черт, характеризующих суть персонажа (доброе, злое, мудрое дерево).

4. Осенние дары. Теория: Итоговое задание из цикла «осень». Беседа об урожае, листопаде, смене времен года, чтение стихов и рассказов, связанных с осенью. Создание композиции на тему осени. Беседа о принципах построения замкнутой композиции (первый план-второй план, крупное - мелкое, главный объект - второстепенный объект, фон). Практика: Выполнение композиции в технике рельефа. Особое внимание необходимо уделить предметам первого плана (детальная проработка).

5. Насекомые. Теория: Просмотр фотоальбомов по данной тематике, чтение текстов с описанием различных насекомых. Обсуждение общих составляющих у всех насекомых (крылышки, усики) и поиск отличительных особенностей у каждого вида). Практика: Выполнение работы в технике рельефа. Помимо главного персонажа (насекомого), изображенного крупным планом, внесение в композицию элементов пейзажа: листья, травинки.

6. Птицы созвездия Змееносца. Теория: Чтение русских сказок. Беседа о фантастических птицах в народном эпосе. Просмотр иллюстративного материала. Изучение строения птицы, ее пропорции, пластика. Выявление и обсуждение характерных особенностей изображения сказочной птицы: красивое оперение, большой выразительный хвост. Практика: Выполнение изделия в технике объемной скульптуры, передача движения, характера, роспись готового изделия.

7. Подводный мир. Теория: Просмотр фотоальбомов и иллюстративного материала по данной тематике. Обсуждение растительного и животного мира подводного царства, составление словесного эскиза сказочных существ, населяющих морское дно. Практика: Выполнение задания в технике декоративной плакетки. Включение в композицию стилизованной человеческой фигуры (фигура аквалангиста) особое внимание необходимо уделить самой форме плакетки, необходим поиск, уход от традиционной прямоугольной формы (например, форма рыбы).

8. Лепка декоративных ракушек. Теория: Беседы о море, волнах, чтение легенд о русалках и жителях морских глубин, просмотр иллюстративного материала. Внимательное изучение натуры, выявление наиболее характерных черт. Поиск формы и образа. Практика: Создание эскиза с учетом принципов стилизации и декорирования. Выполнение задания в технике скульптуры, путем «выбирания» из цельного куска глины, нанесение декора при помощи стека.

9. Рождественские звезды. Теория: Беседы о рождестве. Обсуждение рождественских традиций разных стран. Рассказ о Вифлеемской звезде. Практика: Выполнение изделия «ленточным способом». Попытка придать изделиям легкость, ажурность.

10.Рождественский сувенир. Теория: Беседа о русском сувенирном прянике. Рождественские пряники «козульки». Практика: Создание пряника в технике рельефа. При выполнении необходимо учитывать выразительность размера, объемов, силуэта. Нанесение росписи.

11. Рождественский ангел. Теория: Чтение рождественских стихов. Просмотр иллюстративного материала. Беседа об ангелах – хранителях, защищающих человека и наш город, скульптурных изображениях ангелов в декоративном убранстве города. Практика: Создание образа ангела, возвышенного и духовного.

12. Торт. Теория: Чтение сказки «Торт в небе», обсуждение прочитанного. Практика: Составление эскиза, с учетом уже изученных декоративных приемов. Изготовление изделия из цельного куска глины, путем «выбирания» и «налепления» необходимых участков.

13. Лепка декоративного рельефа. Транспорт. Теория: Беседа о разных видах транспорта: грузовой, легковой, авиатранспорт. Практика: Выполнение декоративной плакетки оригинальной формы для украшения интерьера.

14. Лепка декоративного рельефа. Натюрморт. Теория: Просмотр иллюстративного материала. Натюрморты голландских художников (Снейдерс). Обсуждение основных принципов создания законченной композиции. Практика: Выполнение задания в технике рельефа. Особое внимание необходимо уделить декору вазы. Нанесение декора возможно при помощи стека (бороздки, углубления), в технике «налепления», так же возможна инкрустация(кусочки стекла, мозаики, использование декоративных шнуров или бусин, роспись.

15. Лепка домашнего животного. Теория: Беседа о домашних животных (кошка, собака, корова – священные животные Древнего Египта). Обсуждение пластики домашних животных. Изучение основных принципов круглой композиции. Практика: Лепка в глине домашнего животного по выбору ребенка. Передача его движения, пропорций, пластики.

16. Лепка домашней птицы. Теория: Чтение сказки «Гадкий утенок». Беседа о красоте и разнообразии видов домашних птиц, выявление наиболее ярких особенностей и черт у каждого вида. Особое внимание необходимо уделить наиболее декоративным чертам: пышный хвост, выразительные перья. Практика: Выполнение задания согласно правилам круглой композиции. Лепка в глине домашней птицы по выбору ребенка.

17. Лепка летней вазы. Теория: Беседы о лете. Практика: Выполнение вазы путем раскатывания глины в тонкий пласт и изготовления цилиндра в технике «закручивания». Декорирование готового изделия фигурками цветов и насекомых.

18. Цирк. Теория: Беседа о цирке. Цирк – радостное, таинственное действие. демонстрирующее красоту, силу и ловкость. Выбор персонажа ( клоун, дрессировщик, акробат, фокусник). Практика: Изображение циркового персонажа в движении. Отдельное внимание необходимо уделить пластике, пропорциям героя и деталям его костюма.

19.Подведение итогов. Завершение недоделанных работ, отчетная выставка работ учащихся в классе, ДДЮТ.


Методическое обеспечение программы.

1 год обучения.

Раздел или тема занятий.

Формы занятий.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

Формы подве-дения итогов.

1

Вводное занятие.

Традицион-ное занятие.

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстратив-ный.

Творческие работы учащихся.

Опрос

2

Осенние листья

Практическое занятие

Наглядный, практический, частично-поисковый, исследова-тельский.

Глина, доски для лепки

Анализ выпол-ненных работ

3

Дерево

Практическое занятие

Наглядный, практический, исследовательский, индивиду-

альный

Глина, доски для лепки

Анализ выполненных работ

4

Лепка овощей и фруктов

Практическое занятие

Практический, частично-поисковый, исследовательский, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки, краски, кисти, наглядные пособия – овощи, фрукты.

Анализ творчес-ких работ

5

Лепка грибов и ягод

Практическое занятие

Практический, частично-поисковый, исследовательский, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки, краски, кисти, наглядные пособия – грибы и ягоды

Анализ творчес-ких работ

6

Лепка корзиноч-ки

Практическое занятие

Практический, частично-поисковый, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Анализ выполненных работ.

7

Лепка домика для сказочно-го героя

Комбиниро-ванное занятие

Наглядный, практический, исследовательский, индивидуаль-ный

Книги со сказками – иллюстрации, творческие работы учащихся прошлых лет

Колек-тивный анализ работ

8

Лепка фантасти-ческой рыбы

Комбиниро-ванное, практическое занятие

Наглядный, практический, частично-поисковый, индивидуаль-ный

Фотоальбомы, русские народные сказки с репродукциями, глина, доски для лепки

Самостоятельная работа

9

Лепка фантасти-ческой птицы

Комбиниро-ванное занятие, мастерская

Наглядный, практический, частично-поисковый, индивидуаль-ный

Фотоальбомы, русские народные сказки с репродукциями, глина, доски для лепки

Колек-тивный анализ работ

10

Лепка снежинки

Практическое занятие

Наглядный, практический, исследова-тельский, индивидуаль-ный

Сказки с репродукциями, глина, доски для лепки

Колек-тивный анализ работ

11

Рождественские звезды

Практическое занятие

Практический, исследовательский, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Коллективный анализ творческих работ

12

Лепка рождест-венского пряника

Комбиниро-ванное занятие

Наглядный, практический, частично-поисковый, коллективно-групповой

Фотоальбомы, литература, репродукции, глина, доски для лепки.

Презен-тация творчес-ких работ

13

Лепка персона-жа русской сказки

Комбиниро-ванное занятие

Практический, исследова-тельский, частично-поисковый, индивидуаль-ный

Книги со сказками, записи музыки, глина, доски для лепки

Мини-выстав-ка

14

Весенние цветы

Комбиниро-ванное, практическое занятие

Наглядный, практический, частично-поисковый. Индивидуаль-ный

Фотоальбомы и репродукции, глина, доски для лепки

Анализ выпол-ненных работ

15

Весенняя компози-ция

Комбиниро-ванное, практическое занятие

Наглядный, практический, частично-поисковый, индивидуаль-ный

Фотоальбомы и репродукции, глина, доски для лепки

Анализ выпол-ненных работ

16

Украше-ние для мамы

Практическое занятие

Практический, поисковый, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Коллективный анализ творческих работ

17

Живот-ные Европы и Азии

Комбиниро-ванное занятие

Наглядный, практический, исследовательский, индивидуаль-ный

Фотоальбомы, литература, репродукции, глина, доски для лепки

Игра-испыта-ние

18

Здравст-вуй, лето!

Комбиниро-ванное занятие

Наглядный. практический. исследовательский, индивидуаль-ный

Фотоальбом, литература, репродукции, глина, доски для лепки

Игра-испытание

19

Подведе-ние итогов

Практическое занятие

Практический

Творческие работы учащихся

Отчет-ная выстав-ка

2 год обучения.

Раздел или тема занятий.

Формы занятий.

Приемы и методы организации учебно-воспитатель-ного процесса.

Дидактичес-кий материал, техническое оснащение занятий.

Формы подве-дения итогов.

1

Вводное занятие

Традицион-ное занятие

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстратив-ный

Творческие работы учащихся

Опрос

2

Осенние листья

Практическое занятие

Наглядный, практический, частично-поисковый, исследователь-ский.

Глина, доски для лепки

Анализ выпол-ненных работ

3

Дерево

Практическое занятие

Наглядный, практический, исследователь-ский, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Анализ выполненных работ

4

Осенние дары

Практическое занятие

Наглядный, исследователь-ский, частично-поисковый, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Анализ творческих работ.

5

Насекомые

Практическое занятие

Наглядный. Практический. Исследователь-ский, индивидуаль-ный

Фотоальбом, литература, репродукции, глина, доски для лепки

Мини-выстав-ка

6

Птицы созвездия Змееносца

Комбиниро-ванное занятие, мастерская

Наглядный, практический, частично-поисковый, индивидуаль-ный

Фотоальбомы, русские народные сказки с репродукции-ями, глина, доски для лепки

Колек-тивный анализ работ

7

Подводный мир

Практическое занятие

Практический, исследователь-ский, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Самос-тоятельная работа

8

Лепка декоратив-ных ракушек

Комбиниро-ванное, практическое занятие

Наглядный, практический. частично-поисковый, индивидуаль-ный

Фотоальбомы и репродукции, глина, доски для лепки

Самос-тоятельная работа

9

Рождест-венские звезды

Практическое занятие

Практический исследователь-ский, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Колек-тивный анализ творческих работ

10

Рождест-венский сувенир

Комбиниро-ванное занятие

Наглядный, практический, частично-поисковый, коллективно-групповой

Фотоальбомы, литература, репродукции, глина, доски для лепки.

Презен-тация творческих работ

11

Рождест-венский ангел

Комбиниро-ванное занятие

Наглядный, исследователь-ский, частично-поисковый, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Колек-тивный анализ творческих работ

12

Торт

Практическое занятие

Практический, частично-исследователь-ский, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки, кисти, краски

Мини-выстав-ка работ

13

Лепка декоратив-ного рельефа «Транс-порт»

Практическое занятие

Практический, исследователь-ский, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Анализ творческих работ

14

Лепка декоратив-ного рельефа «Натюрморт

Практическое занятие

Практический,исследователь-ский, индивидуаль-ный

Фотоальбомы и репродукции, глина, доски для лепки

Анализ творческих работ

15

Лепка домашнего животного

Комбиниро-ванное занятие

Наглядный, исследователь-ский, частично-поисковый, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Анализ творческих работ

16

Лепка домашней птицы

Комбиниро-ванное занятие

Наглядный. Исследователь-ский, частично-поисковый, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Анализ творческих работ

17

Летняя ваза

Комбиниро-ванное занятие

Наглядный, практический, частично-поисковый. Индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Мини-выставка работ

18

Цирк

Практическое занятие

Практический, исследователь-ский, частично-поисковый, индивидуаль-ный

Глина, доски для лепки

Колек-тивный анализ творческих работ

19

Подведение итогов

Практическое занятие

Практический. Индивидуаль-ный

Творческие работы учащихся

Отчет-ная выстав-ка коллек-тива


Список литературы.

Для педагогов:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский.- С.-Пб.: Союз, 1997. - 96 с.
  2. Дулькина Т.И. Керамика Гжели 18-19 веков/ Т.И Дулькина, Н.С. Григорьева. - Л.: Художник РСФСР, 1988. - 216 с., ил.
  3. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд./ авт. – сост. В.Ю.Дьяченко и др. -Волгоград: Учитель, 2007. -271 с.
  4. Лыкова И.А. Мастерилка / И. А. Лыкова.– М.: Карапуз, 2004.– 97 с.
  5. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/ под ред. И.П. Саккулиной. - М.: Просвещение, 1971. - 256 с., ил.
  6. Панкеев И.А. Русские праздники./ И.А. Панкеев. -М.: Яуза, 1998. - 256 с.

Для детей:

  1. Андерсен Х.К. Сказки/ Х.К. Андерсен.- М.: Худож.лит., 1990. - 492 с.
  2. Гофман Э.Т.А. Новеллы/ Э.Т.А.Гофман.-Л.: Лениздат, 1990. - 607 с.
  3. Линдгрен А. Карлссон, который живет на крыше./ А. Линдгрен. – С.-Пб.: Текс-Азбука-Терра, 1997. -448 с.
  4. Родари Дж.Сказки/ Дж.Родари.-Мн.: Юнацтва, 1987. -497 с., ил.

Дворец детского и юношеского творчества Кировского района г. Санкт - Петеобурга