Мультфильм "Маша и медведь"

Коссаковская Светлана Александровна

Мультфильм "Маша и медведь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon multfilm_masha_i_medved.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Маша и медведь - этот мультфильм не учит добру и послушанию!

Маленькая девочка Маша и большой медведь Миша, главные герои популярного детского мультфильма "Маша и Медведь", не дерутся между собой, как Том и Джерри, волк и заец, Чип и Дэйл или кот Леопольд с мышами. Но сюжет этого мультфильма — школа для будущих избалованных девушек, не умеющих строить нормальные семейные отношения

Как только дети слышат знакомую мелодию мультфильма, собравшего в интернете многомиллионные показы, то сразу затихают и внимательно смотрят очередную серию приключений Маши и Миши. Для родителей это своего рода выручалочка. Они рады, что их чада не мешают им в домашней работе, поэтому часто включают "Машу и Медведя", не обращая должного внимания на то, что же на самом деле смотрят и впитывают в себя их дети. Давайте немного проанализируем - кроме современной компьютерной графики какую мораль предлагает мультфильм "Маша и Медведь"? Обратите внимание на поведение Маши в каждой серии - эта малышка управляет большим медведем, как хочет. И он покорно исполняет все ее капризы. Чему учатся маленькие дети во время просмотра этого мультфильма? Мальчики шокированы поведением Маши и с опаской будут воспринимать девочек, вспоминая избалованную Машу. Девочки весело наблюдают за тем, как маленькая Маша крутит-вертит большим Мишкой и подсознательно будут копировать ее поведение.
В недалеком будущем мы с ужасом будем наблюдать за печальной статистикой разводов, ища причины распада семей. И мало, кто будет догадываться, что в настоящей жизни "Мишка" не станет вечно терпеть избалованную "Машу".

Родителям не стоит доверять воспитание яркому, но сомнительному с точки зрения морали, мультфильму. Ведь если сегодня не приучим детей к взаимопониманию и уважительному отношению к людям, то через некоторое время мы обязательно будем иметь еще больший процент разводов в результате заложенной в детстве психологической модели отношений Маши и медведя.

Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет. Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Именно этот образ, воплощенный, в том числе, и в искусстве. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?

В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных — все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.

Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний — ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям? Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.
Возвращаясь к началу разговора: я хочу подчеркнуть, что проблема правильной сертификации медиапродукции сейчас очень актуальна. Психологи должны, в сотрудничестве с другими специалистами, защищать детей от неконтролируемого медийного контента».


 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Замечательный мультик, моей трёхлетней внучке очень нравится.