Методика обучения декоративно - прикладному искусству детей старшего возраста

Кузнецова Ольга Владимировна

Методика обучения декоративно-прикладному искусству детей старшего дошкольного возраста


 

Предметный мир, окружающий человека, всегда несёт на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет её в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические потребности.

Задачи эстетического оформления предметов решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, но имеет и прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового назначения: одежда, мебель, посуда, ковры и т.п. требуют оформления. 

Этим занимаются представители декоративно-прикладного искусства - дизайнеры. В отличие от произведений живописи, скульптуры произведения прикладного искусства должны быть не просто красивы, вызывать у человека эстетические, моральные и другие переживания, но и быть также полезными.

В декоративно-прикладном искусстве проявляются черты национального характера. В оформлении различных предметов быта ясно видны национальные особенности, отражающие жизненный уклад, историю, культуру и даже экономику данного народа. Многонациональна культура в Приднестровье. Народы   имеют свои художественные национальные традиции, которые создают большие возможности для развития всех видов прикладного искусства. Культура разных народов взаимно влияет друг на друга, переплетаются, многое приобретается вновь, часть теряется. Поэтому необходимо внимательно изучать искусство каждого промысла, чтобы сохранить всё действительно ценное. 

Следует более подробно ознакомиться с различными народными промыслами.

Преобразующая деятельность прикладного искусства широка. Она охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих предметов служит орнамент.

Орнамент - узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежат два композиционных начала - ритм и симметрия.

Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторность.

Симметрия (спокойное равновесие элементов) - это такое композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены, в узоре это часто бывает зеркальным отражением сторон, расположенных около центральной оси. Есть много разновидностей ритма и симметрии, применяемых в различных орнаментах. Они создают богатство стилей. Выразительность орнамента зависит также от преобладания в нём округлых или заостренных прямолинейных форм, плавного или круглого изгиба линий. По характеру элементов орнамент может быть составлен из геометрических, растительных или животных форм.

Цвет является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторятся и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими (контрастными) и мягкими. Контрастные сочетания обычно создаются при употреблении цветов различных по светлоте, цветовому тону и насыщенности.

Наибольший контраст создаёт сочетание чёрного со светлыми хроматическими цветами. Более мягкое сочетание даёт соединение с серым цветом. Резко отделяются по контрасту дополнительные цвета, тёплые и холодные. Мягкость расцветки достигается цветами, взятыми в различной тональности. Могут быть созданы красочные сочетания различными оттенками одного цвета. 

Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а также от размера листа бумаги.

Узор на полосе располагается по линии (фризовое расположение) в различном сочетании элементов: повторение одного элемента на всём протяжении орнамента; повторение элементов, объединенных общей линией, входящей в узор; чередование элементов по форме или цвету (двух, трёх и более); симметричное расположение элементов направо и налево от средней линии (по принципу зеркального отражения).

Узор на квадрате может располагаться по краю, углам, в центре и заполнять весь квадрат: по краю - имеет линейное расположение(кайма) и может быть по прямой или с поворотом на углах; на углах квадрата: а) повторение одного рисунка во всех углах; б) одинаковые рисунки в противоположных углах; в центре; все элементы симметрично располагаются в разные стороны от центра;

по всему квадрату: а) одновременно по краю, в углах и в центре; б) сетчатый орнамент - узор располагается по сетке, намеченной в рисунке или мысленно представляемой, с повторением или чередованием элементов в шахматном порядке.

Узор на круге может быть расположен по краю, в центре или по всему кругу; по краю с ритмичным повторением или чередованием элементов (по принципу розетты, у которой выделены зубцы или сохранена форма круга);

в центре: симметричное расположение элементов во все стороны от центра путём постепенного наращивания их круг за кругом;

по всему кругу: а) узор строится по краю и в центре; б) узор строится из центра, заполняя всё пространство круга. 

Узор на формах (прямоугольнике, ромбе, овале) у которых центр находится на разном расстоянии от краёв, заполняется в удлиненной части формы между краем и центром. Это может быть самостоятельный орнамент по бокам, начинающийся от узора в центре, или узор, построенный от центра, но имеющий удлиненное расположение, или орнамент, соединенный с узором по краю формы.

В остальном узор строится в соответствии с особенностями формы, как на квадрате или круге.

Узор на треугольнике строится по краю, углам и по принципу сетчатого орнамента. В равностороннем треугольнике в углах располагаются одинаковые узоры. В равнобедренном треугольнике в двух равных углах симметрично располагаются одинаковые узоры, в третьем углу - узор из подобных же элементов, но более крупный или по-другому расположенный.

Узор на предметах сложной формы (кувшины, вазы, одежда и т.п.) строится по принципу сочетания различных элементов в зависимости от формы и отдельных частей. Например, на кувшине может быть линейное расположение по краю горлышка и основания, в середине или по центру вокруг всего горлышка. На платье - линейный узор по краю рукавов, горловины, подола или сетчатый орнамент по всей форме. 

Все эти принципы помогают полнее раскрыть технологию создания декоративных композиций на занятиях по декоративному творчеству с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения декоративно-прикладному искусству детей старшего дошкольного возраста


Предметный мир, окружающий человека, всегда несёт на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет её в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические потребности.

Задачи эстетического оформления предметов решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, но имеет и прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового назначения: одежда, мебель, посуда, ковры и т.п. требуют оформления.  

Этим занимаются представители декоративно-прикладного искусства - дизайнеры. В отличие от произведений живописи, скульптуры произведения прикладного искусства должны быть не просто красивы, вызывать у человека эстетические, моральные и другие переживания, но и быть также полезными.

В декоративно-прикладном искусстве проявляются черты национального характера. В оформлении различных предметов быта ясно видны национальные особенности, отражающие жизненный уклад, историю, культуру и даже экономику данного народа. Многонациональна культура в Приднестровье. Народы   имеют свои художественные национальные традиции, которые создают большие возможности для развития всех видов прикладного искусства. Культура разных народов взаимно влияет друг на друга, переплетаются, многое приобретается вновь, часть теряется. Поэтому необходимо внимательно изучать искусство каждого промысла, чтобы сохранить всё действительно ценное.  

Следует более подробно ознакомиться с различными народными промыслами.

Преобразующая деятельность прикладного искусства широка. Она охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих предметов служит орнамент.

Орнамент - узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежат два композиционных начала - ритм и симметрия.

Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторность.

Симметрия (спокойное равновесие элементов) - это такое композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены, в узоре это часто бывает зеркальным отражением сторон, расположенных около центральной оси. Есть много разновидностей ритма и симметрии, применяемых в различных орнаментах. Они создают богатство стилей. Выразительность орнамента зависит также от преобладания в нём округлых или заостренных прямолинейных форм, плавного или круглого изгиба линий. По характеру элементов орнамент может быть составлен из геометрических, растительных или животных форм.

Цвет является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторятся и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими (контрастными) и мягкими. Контрастные сочетания обычно создаются при употреблении цветов различных по светлоте, цветовому тону и насыщенности.

Наибольший контраст создаёт сочетание чёрного со светлыми хроматическими цветами. Более мягкое сочетание даёт соединение с серым цветом. Резко отделяются по контрасту дополнительные цвета, тёплые и холодные. Мягкость расцветки достигается цветами, взятыми в различной тональности. Могут быть созданы красочные сочетания различными оттенками одного цвета.  

Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а также от размера листа бумаги.

Узор на полосе располагается по линии (фризовое расположение) в различном сочетании элементов: повторение одного элемента на всём протяжении орнамента; повторение элементов, объединенных общей линией, входящей в узор; чередование элементов по форме или цвету (двух, трёх и более); симметричное расположение элементов направо и налево от средней линии (по принципу зеркального отражения).

Узор на квадрате может располагаться по краю, углам, в центре и заполнять весь квадрат: по краю - имеет линейное расположение(кайма) и может быть по прямой или с поворотом на углах; на углах квадрата: а) повторение одного рисунка во всех углах; б) одинаковые рисунки в противоположных углах; в центре; все элементы симметрично располагаются в разные стороны от центра;

по всему квадрату: а) одновременно по краю, в углах и в центре; б) сетчатый орнамент - узор располагается по сетке, намеченной в рисунке или мысленно представляемой, с повторением или чередованием элементов в шахматном порядке.

Узор на круге может быть расположен по краю, в центре или по всему кругу; по краю с ритмичным повторением или чередованием элементов (по принципу розетты, у которой выделены зубцы или сохранена форма круга);

в центре: симметричное расположение элементов во все стороны от центра путём постепенного наращивания их круг за кругом;

по всему кругу: а) узор строится по краю и в центре; б) узор строится из центра, заполняя всё пространство круга.  

Узор на формах (прямоугольнике, ромбе, овале) у которых центр находится на разном расстоянии от краёв, заполняется в удлиненной части формы между краем и центром. Это может быть самостоятельный орнамент по бокам, начинающийся от узора в центре, или узор, построенный от центра, но имеющий удлиненное расположение, или орнамент, соединенный с узором по краю формы.

В остальном узор строится в соответствии с особенностями формы, как на квадрате или круге.

Узор на треугольнике строится по краю, углам и по принципу сетчатого орнамента. В равностороннем треугольнике в углах располагаются одинаковые узоры. В равнобедренном треугольнике в двух равных углах симметрично располагаются одинаковые узоры, в третьем углу - узор из подобных же элементов, но более крупный или по-другому расположенный.

Узор на предметах сложной формы (кувшины, вазы, одежда и т.п.) строится по принципу сочетания различных элементов в зависимости от формы и отдельных частей. Например, на кувшине может быть линейное расположение по краю горлышка и основания, в середине или по центру вокруг всего горлышка. На платье - линейный узор по краю рукавов, горловины, подола или сетчатый орнамент по всей форме.  

Все эти принципы помогают полнее раскрыть технологию создания декоративных композиций на занятиях по декоративному творчеству с детьми старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей

на тему:

«Театр для дошкольников»